Итак, мы с Вами продолжаем прогулку по Самаре и знакомство с лучшими образцами провинциального модерна. Снова предложу открыть по ссылке статью «20 лучших зданий самарского модерна» на сайте СамКульт http://samcult.ru/heritage/6098. Первые девять зданий мы посмотрели в прошлый раз https://www.tourister.ru/responses/id_16910.
Номер 10.
Сегодняшнюю прогулку начнем с одного из самых примечательных самарских особняков в стиле модерн — особняка В. М. Сурошникова, раположенного по адресу ул. Алексея Толстого, 41. Годы постройки 1907 (?)-1914. Архитектор А. А. Щербачёв (Ф. О. Шехтель).
Почему указано два архитектора? Потому что авторство до сих пор точно установлено. Для людей интересующихся могу сказать, что чрезвычайно интересная статья под названием «Самарский купец В. М. Сурошников и проекты Шехтеля» размещена здесь: http://kraeham.livejournal.com/78660.html
А мы с Вами, предоставив архитекторам и искусствоведам спорить об авторстве и первенстве, рассмотрим особняк поближе с разных ракурсов. Видно, что здание находится в состоянии чрезвычайного упадка. Но, возможно, упомянутая чуть выше статья, опубликованная в газете «Волжская коммуна» привлекла внимание властей к этому памятнику архитектуры федерального значения, выполненному под влиянием строгого и несколько мрачноватого стиля «северный модерн»..
Особенностью особняка считается наличие отделки со всех сторон, а не только с лицевых, выходящих на улицы.
На заднем плане видно современное здание синего стекла, построенное в непосредственной близости от особняка. При строительстве был уничтожен ряд относившихся к особняку надворных построек.
Сегодня дом обнесен забором, похоже, все-таки, намечается реставрация.
Доски забора не мешает молодоженам проводить романтические фотосессии на фоне грубой каменной кладки стен.
Но пока состояние особняка В. М. Сурошникова оставляет желать лучшего…
Номер 11.
О даче Константина Головкина, расположенной по адресу ул. Советской Армии, 298, и более известной в Самаре под названием «Дом со слонами», я писала ранее https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/samara/placeofinterest/23623/responses/2642. Годы постройки 1908–1909. Архитекторы: Головкин К.П., Тепфер В.В.
Дача окутана неким мистическим флёром. Доступ посетителей к ней сегодня закрыт, однако нам удалось не только прогуляться по территории дачи, но и посмотреть интерьеры.
Здесь http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=655 имеется информация о том, как особняк был практически погублен проведением отопления в непредназначавшееся для этого строение, и как постарались исправить ошибки и спасти дом от полного разрушения.
Номер 12.
Склады Н. В. Мешкова — производственно-складское здание из железо-бетона в стиле модерн расположено по адресу ул. М. Горького, 98. Год постройки 1909. Архитектор неизвестен. Доподлинно известно лишь то, что строительством занималась петербуржская фирма «В. Ротерт и Ко».
Здание неплохо сохранилось и до сих пор используетсяпо назначению.
Вид несколько портят всё те же синие стёкла.
Номер 13.
Рядом с моей работой, по адресу ул. Фрунзе, 144, расположился следующий интересующий нас объект — небольшое изящное строение, практически полностью скрытое за листвой деревьев, — особняк Екатерины Новокрещеновой. Год постройки 1909. Архитектор: М. И. Квятковский (автор ресторана «Аквариум», см. часть 1). Об архитектуре, истории создания и прошлом особняка, а так же о планах на будущее можно прочитать здесь: http://progorodsamara.ru/newsv2/181912.html
Сфотографировать дом полностью удается только в холодное время года (снимок ниже сделан в марте),
тогда как в начале сентября утонченный силуэт эркера,
и украшения из цветов-кувшинок можно рассмотреть лишь в непосредственной близости к зданию. Даже не верится, что аскетичный, геометрический ресторан «Аквариум» из первой части нашей экскурсии и этот элитный особняк — работы одного автора.
В 1999 году дом реставрировали, были восстановлены многие утерянные детали украшений.
К 2018 году особняк планируют подновить.
В настоящее время в здании находится образовательное учреждение — Самарский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, о чем свидетельствует красная вывеска «Приемная комиссия» на фасаде здания.
Номер 14.
Доходный дом П. П. Головкина, младшего брата Константина Головкина, находится на ул. Ленинградской, 22. Год постройки 1910. Архитектор — сам Петр Головкин. Читаем в http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8882: «На постройку дома, несмотря на небольшие размеры здания и относительную простоту оформления фасада, было потрачено 19 000 рублей. Столь высокая по тем временам сумма объяснялась большими расходами на устройство интерьеров. Остались только отрывочные сведения о помещениях дома: голубая и розовая гостиные, три камина, общая зала, две зеркальных спальных комнаты и детская. Первый этаж сдавался в аренду под магазин.
Вместе с тем, дом на Ленинградской, 22, в некоторых сводах памятников истории и культуры значится как дом Григория Петровича Сапрыкина, рыбного магната. Возможно, что первый этаж Сапрыкин брал в аренду под рыбную лавку. Вероятность такого предположения крайне высока. Ленинградская (Панская) наряду с Троицкой площадью в то время была средоточием рыбной элитной торговли.»
Дом не так давно был отреставрирован, но на момент съемки на крыше велись какие-то работы. Обращает на себя внимание отсутствие лепных украшений над левым балконом.
Симметричность здания не типична для стиля модерн и характеризует скорее утилитарное назначение дома.
Однако полуротонда с мини-колоннами, купол со шпилем и причудливые кованые решетки балкона,
так же, как отделка глазурованой плиткой «кабанчик» и лепные украшения с женскими головками являются неотъемлемыми чертами модерна.
Номер 15.
Свернем с улицы Ленинградской налево, на улицу Куйбышева. Вскоре наш взгляд привлечет пышно украшенное здание — гостиница «Бристоль-Жигули» (ул. Куйбышева, 111). Годы постройки: 1870–1879. Реконструкция: 1911.
Архитектор: М. И. Квятковский (см. выше особняк Е.Новокрещеновой).
Здание гостиницы исходно было построено в стиле классицизм, о котором свидетельствует симметричность, строгие очертаний оконных проемов, однако с переходом ее к другим хозяевам фасад был перестроен М. И. Квятковским в стиле модерн. Здание украшено в узнаваемом для Квятковского стиле — орхидеями. Балконы получили обтекаемые формы и несколько контрастируют с общим достаточно строгим обликом здания.
Прямоугольные оконные проемы украсились лепными орнаментами с масками.
Еще не так давно здание гостиницы имело ужасный вид, казалось, что балконы в любой момент могут обрушится на проходящих под ними людей. Однако несколько лет назад была проведена реставрация (это одно из первых восстановленных исторических зданий в Самаре), и сегодня обновленная гостиница «Бристоль-Жигули» радует глаз жителей и гостей города, гуляющих по одной из самых красивых его улиц.
Номер 16.
Торговый дом П. В. Щетинкина расположился на улице Молодогвардейской, 67. Годы постройки: 1914, реконструкция: 1932. Архитектор: Я. С. Ушаков-Решетников.
На старой фотографии в статье «20 лучших зданий самарского модерна» можно видеть, какой облик имело здание после постройки, в 1914 году под руководством архитектора-самоучки Якова Степановича Ушакова-Решетникова. Здесь располагался филиал товарищества казанского купца «П. В. Щетинкин в Казани» по продаже галантерейных товаров и мехов в Самаре. Сегодня в здании находится магазин модной одежды.
В 1932 году дом был надстроен тремя этажами. Архитектор реконструкции С. К. Ефремов. В результате исчез шатер над двухэтажным угловым эркером с узкими окнами и здание приобрело совсем другой облик. Таким мы его видим и сегодня. Фасад украшен глазурованой плиткой «кабанчик» глубокого синего и бирюзово-лазурного цвета. Однако разграничение объемов первоначального здания и надстроенного хорошо прослеживается и сегодня.
Номер 17.
Гармоничным завершением улицы Куйбышева (дом 157) является расположенное полукругом на пересечении с улицей Шостаковича Здание общественного собрания. Год постройки: 1914. Архитектор: Д. А. Вернер.
Читаем: «Трехфасадное здание было спроектировано и построено Дмитрием Александровичем Вернером. Все три фасада уникальны и ни в чем не повторяют друг друга.»
Фасад со стороны улицы Шостаковича скрыт кронами деревьев. Удается сфотографировать лишь элементы украшений под крышей.
Центральную полукруглую часть украшают балконы с коваными решетками.
Этим летом здание было отреставрировано. В настоящее время в нем располанается музей Военно-исторический музей ПурВО, в котором я, каюсь, до сих пор не побывала, не смотря на то, что работаю в здании по адресу ул. Куйбышева, 153.
Номер 18.
А теперь отправимся на улицу Галактионовскую, 57, чтобы посмотреть на особняк Н. Г. Жоголева. Годы постройки: 1910-е. Архитектор: Мошков Г.Н.
Невысокий особняк практически на проезжей части смотрится сегодня сиротливо-заброшенным и нуждается в реставрации.
Читаем: «Это единственная постройка стиля модерн в Самаре, в которой прослеживается влияние барокко." Особенно это заметно на угловой части фасада в правой части дома.
Читаем дальше: «Здание кажется довольно приземистым, во многом это связано с отказом архитектора от типичных для модерна «витринных окон»." Думаю эффект приземистости во многом обусловлен как бы полуутопленными в землю окнами первого этажа. Именно их высоты не хватает для гармонии.
Однако асимметричность фасада, обилие плавных изгибов и женских головок в орнаменте склоняют нас к тому, что основной стиль особняка — модерн.
Номер 19.
Ну, а теперь наш путь лежит на улицу Самарская, 231, почти к Самарской площади, туда, где нас с Вами ждет бывший кинотеатр «Фурор». Сейчас здание занимает созданный в 1987 году на волне перестройки и любимый самарцами театр «Самарская площадь». Год реконструкции: 1914. Архитектор: Котов Г.И.
Да, да, здание приобрело внешний вид в стиле позднего модерна именно после реконструкции, выполненной по проекту московского архитектора Григория Ивановича Котова. Все элементы стиля здесь налицо, даже не буду их перечислять. Лучше просто посмотрите:
Номер 20.
Для того, чтобы увидеть последнее здание, попавшее в список лучших образцов самарского модерна, вернемся на улицу Куйбышева, 93. Здесь в достаточно камерном здании находится быший Банк общества Взаимного кредита. Год реконструкции: 1917. Архитектор: Клейнерман З.В.
Читаем: «Бывший особняк Аржанова был специально реконструирован под банк в 1917 г. Здание является примером позднего, уходящего модерна, утратившего свои чистые формы и ищущего вдохновения в классицизме, и в то же время создающего задел для конструктивизма….. Таким образом, эта постройка 1917 г. ознаменовывает перепутье не только в историческом развитии России, но и в ее архитектурном облике.»
Тем не менее элементы модерна, хоть и несколько размытые, прослеживаются во внешнем облике здания.
Дому Аржанова посвящена статья в газете "Волжская коммуна" http://www.vkonline.ru/content/view/83075/dom-arzhanova.
Читаем описание элемента здания, приведенного на снимке ниже:
"Северный ризалит увенчан высокой и широкой аттиковой стенкой с расположенной в центре сквозной полуциркульной люкарной, имитирующей половину ажурного колеса со ступицей и спицами. Это «колесо фортуны» - символ торговли. Замковый камень люкарны и тимпан волнообразно очерченного фронтона, венчающего аттиковую стенку, декорированы крупным барельефным изображением кадуцея – крылатого жезла Меркурия, спирально обвитого змеями. Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность, прут символизирует власть. Две змеи, исцеляющая и ядовитая, олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. По сторонам от кадуцея в тимпане фронтона расположены массивные волютообразные меандры и рельефные цифры «19» и «17», обозначающие год реконструкции здания."
Сегодня особняком владеет Сбербанк, под эгидой которого здесь расположился Музей истории сберегательного дела.
А в завершение нашей экскурсии хочу показать Вам еще несколько примечательных зданий, расположенных в этом районе Самары, на которые стоит обратить внимание, хотя не все из них имеют отношение к стилю модерн.
И начать этот добавочный фрагмент я хочу со здания, в котором сначала училась, а потом работала, и в котором работаю и сейчас. Это здание бывшего Крестьянского поземельного банка (ул. Куйбышева, 153), в котором сегодня расположен химический корпус Самарского государственного технического университета. Годы постройки: 1909–1911. Архитектор: Александр Иванович фон Гоген.
Здание построено в редком для Самары стиле северный модерн (элементы этого стиля прослеживаются в особняке В. М. Сурошникова). Похожие по архитектрному стилю здания есть в Хельсинки. Финский образец — шедевр Ларса Сонка, здание телефонной компании в Хельсинки 1905 года постройки можно увидеть здесь http://arch-heritage.livejournal.com/27120.html.
Уникальные старые фотографии этого красивого здания можно увидеть здесь http://drugoigorod.ru/krestianebank/?_utl_t=vk.
Видно, что элементы декора дошли до нашего времени в несколько измененном виде. Несколько лет назад здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения и находившееся в весьма неприглядном состоянии, было отреставрировано. Сейчас идет восстановление подвальных помещений. В будущем хотят восстановить исходную планировку помещений.
Рядом, за углом, на улице Шостаковича (еще недавно — Рабочая), есть здание в стиле немецкий модерн — это особняк основателя Самарского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано. Годы постройки: 1914. Архитектор: самарец Дмитрий Александрович Вернер (расположенное рядом здание Общественного собрания его же работы). Описание особенностей строения, незавидная судьба хозяина, обвиненного в 1915 году в шпионаже, приведены здесь: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp? ID=10257. Интересный факт: прямо в дом с неподалеку расположенного пивзавода был проложен медный пивопровод. Сегодня в здании находится Фонд социального страхования.
По соседству со зданием Крестьянского поземельного банка по адресу ул. Куйбышева, 151, находится еще один памятник архитектуры — особняк предводителя дворянства Самарской губернии А. Н. Наумова. Годы постройки: 1900–1905. Архитектор: А. А. Щербачёв.
По форме здание копирует формы итальянских средневековых дворцов и не имеет отношения к модерну. Особняк был выстроен из белого жигулевского известняка, за что и получил у самарской общественности прозвище «Белый дворец».
И последний особняк, так же не имеющий отношения к модерну, но которым хочу закончить нашу экскурсию, и автором которого также является известный самарский архитектор А. А. Щербачев, расположен на адресу улица Куйбышева, 139 — это дом иженера Клодта, одно из самых занятных строений в Самаре. Теремок, похожий на сказочный дворец. Его заказал для своей семьи богатый самарский купец Иван Андреевич Клодт http://www.chgal.ssu.samara.ru/mmdkg/teremru.htm. Дата постройки 1898 год.
Сегодня в этом небольшом особняке, шагнувшем в нашу реальность со страниц сказок находится музей «Детская картинная галерея». За все время нахождения здесь галереи особняк поддерживается в прекрасном состоянии. Ему очень повезло с хозяевами.
В 2002 г. появился музей «Эксклюзивной куклы особняка Клодта» (мастерская Ольги Бакановой, заслуженного работника культуры РФ). Коллекции кукол в прекрасно сшитых исторических нарядах обязательно стоит увидеть!
На этой яркой ноте мы с Вами попрощаемся. И я надеюсь, что через пару лет здания эпохи модерна будут радовать глаз своим восстановленным видом.
P.S. Выражаю благодарность Анне Абросимовой aka annaabrosimova, вдохновившей меня на эту экскурсию.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм