В далеком 1989 году моя семья была вынуждена перебраться на постоянное место жительства из Баку в Куйбышев (вскоре переименованный в Самару). Признаюсь, город, давший нам прибежище, показался мне серым и ужасно скучным после ярких красок и красоты Баку. Да, собственно, таким он и был, и я очень долго не могла себя заставить полюбить его. И вот тогда, в середине лихих 90-х, во время учебы в аспирантуре, в поле моего зрения впервые попал самарский модерн. Вспоминаю сегодня с благодарностью Аню, неизменную соратницу тех лет, восторженно декламировавшую вслух стихи М.Цветаевой и А.Блока, любившую напевать тонким голоском «Улетай на крыльях ветра…», называвшую себя «воробьем», а меня «вороной». Именно она вытаскивала меня порой побродить по району Самары рядом с нашим химическим корпусом.
— Смотри, это модерн! И это тоже! Какие решетки, какие окна! — восхищалась подруга. — Ах, доживут ли эти особняки до лучших времен?!
Помню, что тогда здания запомнились мне непривычными, порой казавшимися нелепыми, формами и красками, выделяющими их среди серых самарских будней.
Судьба развела нас с подругой по разным дорогам. Менялись времена и люди вокруг меня. Не менялась Самара — оставалась серой, заброшенной и забытой. Про наш промышленный, но при этом глубоко провинциальный, город правительство не вспоминало. Денежные потоки текли мимо, и Самара старела и разрушалась на моих глазах.
Но около 15 лет назад город стал меняться. Началось активное строительство — как грибы росли многоэтажки из бетона и стекла. Лишь исторический центр города продолжал влачить жалкое существование. Уже не верилось, что ситуация может измениться. Но вот произошло чудо — город выиграл конкурс на проведение ряда матчей чемпионата мира по футболу. В 2018 году сюда приедут туристы из разных стран. Нужно позаботиться о достопримечательностях вдоль туристических маршрутов города. Сегодня активно ведется реконструкция, но средств и времени на все не хватает…
К чему это я… Именно в это время мое внимание вновь привлек модерн. Благодаря еще одной Ане — тонкой, богемной блондинке с каре, держащей в нервных пальцах сигарету, и столь же восторженно рассказывающей о модерне, как та моя подруга из 90-х.
— Вика, это так красиво! Это надо увидеть своими глазами! Если ты сможешь снять эти дома, будет здорово!
И вот я подумала, почему бы не познакомиться самой подробнее с нашим провинциальным модерном.
Что для меня есть модерн? Трудно сказать… Серебряный век в архитектуре. Что-то невыразимо печальное, изящно-вычурное и одновременно летяще-парящее, эфемерное, что-то, чему чужда тяжеловесность… «Пена дней», как у Бориса Виана. Как же рассказать о том, в чем я не сильна, как выразить форму через слова? Ответ нашелся случайно. Бродя по просторам интернета, я обнаружила замечательную заметку на сайте СамКульт с названием «20 лучших зданий самарского модерна». Вот эта заметка: http://samcult.ru/heritage/6098. Кто же лучше расскажет о культурном наследии города, как не СамКульт — сайт о культуре в Самарской области?
И я решила, что покажу тем, кто любит модерн, эти 20 зданий, а может чуточку больше! Только покажу эти здания такими, какие они есть сегодня. Поэтому мой Вам совет — откройте в отдельном окне указанную заметку, читайте описание, смотрите старые фотографии, а я Вам покажу новые. Ну что, в путь?!
Итак, под номером 1 посетим адрес Чапаевская, 165, где расположился особняк доктора Э. Г. Эрна — предположительно, первая постройка в стиле модерн в Самаре. Годы постройки 1900–1902. Архитектор А. А. Щербачёв.
О том, что в годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши, свидетельствует табличка в центре фасада.
Рядом с особняком улица разрыта и огорожена высокой железной оградой ярко-красного цвета, так что удачного снимка сделать не удалось. Проблема фотосъемки большинства таких особняков в том, что растущие в непосредственной близости деревья пышными кронами закрывают здания.
Под номером 2 в списке значится Торговый дом С. Е. Пермякова (Торговый дом А. Н. Пермяковой). Расположен он по адресу Молодогвардейская, 70. Годы постройки 1900–1901. Архитектор А. У. Зеленко.
Здание недавно отреставрировано и выделяется яркими цветами среди окружающих домов. Суть его осталась неизменной, и сегодня, по прошествии более ста лет, в нем располагается торговый дом «Русь». Обращают на себя внимание детали фасада.
Женские лица в венках из цветов и раковин наводят на мысль о русалках. Хотя есть предположение, что это изображения самой заказчицы — госпожи Пермяковой. Именно ее вензель мы видим в центре композиции. Посмотрите на цветы слева и справа от центральных пилонов — выпуклые бутоны напоминают вышивку в стиле рококо.
Украшением фасада является изящный балкончик с филигранной решеткой в центральной части. Но, увы, в данный момент он скрыт за безобразным красным плакатом «Аренда», портящим вид здания. Полюбоваться на балкон можно лишь сбоку.
За номером 3 мы отправимся на улицу Самарскую, 179. По этому адресу увидим особняк архитектора А. У. Зеленко, получившего в 1900 году разрешение на постройку собственного дома. Годы постройки 1900–1903.
В статье читаем, что пожить в новом доме А. У. Зеленко не пришлось, так как в том же 1900 году он уехал в Москву по приглашению Ф. О. Шехтеля. Сегодня в здании особняка располагается Дом журналистов и литераторов.
К сожалению, особняк нельзя увидеть целиком — часть фасада скрыта за деревьями. Нужно ждать конца осени, чтобы сквозь обнаженные ветви увидеть фасад, как единое целое.
Здание выглядит нарядным и узнаваемым, благодаря белым украшениям над окнами и необычной конструкции балкона, поддерживаемого единственной массивной колонной.
Продолжаем двигаться по Самарской улице, нас будет интересовать дом 149 (номер 4 нашего списка). Здесь расположился доходный дом А. Ф. Нуйчева (Гимназия сестёр Харитоновых) — первая самарская постройка архитектора М. И. Квятковского. После революции здесь расположилась школа № 25. Мне довелось побывать в этом здании в год окончания школы — здесь мы, ученики школы № 6, проходили УПК. Девочки шили костюмы для пчеловодов, а мальчики тоже что-то делали. Помню, что здание в серо-голубых тонах в то время производило приятное впечатление своей необычной пышностью и вычурным орнаментом. Но сегодня на него больно смотреть. Состояние аварийное. И это при том, что здесь располагается престижный технический лицей им. С. П. Королёва, первым выпускником которого был, среди прочих, и мой муж.
Балконы почти обвалились. В глаза бросается единственная ярко-белая пластиковая дверь на втором этаже.
При взгляде на это сочетание красоты и крайнего упадка на глаза наворачиваются слезы. Буквально через пять минут после того, как я закончила фотографировать, раскрылась дверь, и стайка подростков-лицеистов выпорхнула на крыльцо — закончился урок. Трудно представить себе, что здесь учатся дети.
Атланты, о которых говорится в статье и которых можно увидеть на приведенной там же старой фотографии, снятые в 1980-е годы для реставрации, так и не вернулись на свои места — там теперь зияющая пустота.
На фотографии ниже видно, что часть элементов лепного декора утеряна. Остается только надеяться, что это прекрасное здание будет спасено, и будет вызывать только восторг, а не ужас, у тех, кто его увидит.
Номер 5 — Пушкинский народный дом. Улица Льва Толстого, 94. Архитектор Засухин Ф. П. Редкий пример общественного здания в стиле модерн. Хотя мы видели уже здание торгового дома в стиле модерн, дальше нас ждут складские помещения в стиле модерн. Почему бы не общественное здание? Здание в прекрасном состоянии, достаточно строгое в оформлении. Предлагаю просто посмотреть на него.
В настоящее время в доме расположен Дворец культуры железнодорожников им. А. С. Пушкина. Бюст поэта установлен на балконе под аркой.
Сегодня роскошные ели скрывают фасад со стороны улицы Ленинской, поэтому полюбоваться на здание в таком ракурсе, как на старой фотографии, сегодня не представляется возможным.
Читаем, что »крупные детали, металлические украшения ворот и крылец выполнены в духе европейского модерна».
Вдоль фасада установлены нарядные светильники.
Красивые кованые решетки отделяют внутренний дворик от улицы.
Номер 6. Продолжим нашу прогулку. Отправимся на улицу Фрунзе, 159, чтобы полюбоваться на одно из красивейших зданий в стиле модерн в Самаре, памятник исторического и культурного наследия федерального значения, особняк А. П. Курлиной.
Годы постройки 1900–1904. Архитектор А. У. Зеленко.
Особняк, построенный купцом 1-й гильдии А. Г. Курлиным для его жены А. П. Курлиной, стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. Он украшает пересечение нынешних улиц Фрунзе и Красноармейской. С 1941 по 1943 годы в здании размещалось посольство Швеции. С 70-х годов прошлого века в особняке расположился областной краеведческий музей. В настоящее время в здании находится один из самых популярных в Самаре и единственный в России Музей Модерна.
В 2008 по 2012 год в здании проводилась реконструкция. 26 декабря 2008 года, в ходе реставрации, в особняке случился сильный пожар: http://camapa-py.livejournal.com/67388.html. Тем не менее, восстановлено было все — от интерьеров до крыши. В 2016 г. здание подновили, поэтому на фотографии оно в лесах, которые не успели убрать. Сегодня, проезжая мимо, заметила, что леса убрали, но в ближайшее время хорошей погоды не предвидится. При первой же возможности снимки заменю. А пока рассмотрим особняк с разных ракурсов.
Обратите внимание на изящную решетку на крыше.
Женская головка, предположительно, — портрет самой А. П. Курлиной.
А теперь мы переместимся на улицу Венцека, 55, где находится номер 7 из нашего списка — особняк богатого представителя самарской буржуазии П. И. Шихобалова.
Годы постройки 1903–1905. Архитектор А. А. Щербачёв при участии самарского архитектора Г. Н. Мошкова.
Визитной карточкой этого дома были атланты, которые поддерживали балкон над аркой — их я хорошо помню, так как в 1989—1990 гг. жила в непосредственной близости от особняка, находившегося уже тогда в весьма плачевном состоянии. Снятые для реставрации в 1993 году, атланты до сих пор не вернулись на свои места.
В настоящее время идет реставрация здания, и можно надеяться, что атланты (изображение одного из них вы видите на плакате) вернутся к своей нелегкой работе по поддержанию балкона.
Обратите внимение на красивый рельеф крыши дома.
Номер 8. Ресторан «Аквариум». Адрес Самарская, 95. Годы постройки 1900-е. Архитектор М. И. Квятковский.
Ресторан «Аквариум» принадлежал известным в Самаре братьям Ивановым и славился своим цыганским хором. После революции и вплоть до последнего времени в здании помещался Театр Юного Зрителя.
В статье хорошо охарактеризовано здание: «Эта постройка являет собой манифест строгого и рационального модерна. Эркер центрального объема был увенчан единственным декоративным элементом — металлической конструкцией, имитирующей купол. Выражением стиля модерн тут является не орнамент, а плавные изогнутые линии, вырастающие из плоскости стены, многообъемность и ритмика здания."
Видно, что в настоящее время конструкция, имитирующая купол, которую можно увидеть на старой фотографии в статье, отсутствует.
Сейчас ведется реконструкция здания, так что можно надеяться на скорое возвращение в строй еще одного исторического памятника.
Ну, а закончим мы сегодняшнюю экскурсию у здания Самарской государственной филармонии по адресу ул. Фрунзе, 141. Это номер 9 нашего списка — ранее здесь располагался театр-цирк «Олимп» (его фотографию можно увидеть в статье «20 лучших зданий самарского модерна»). Год постройки 1907. Архитектор П. В. Шаманский.
В 1980-е годы здание «Олимпа» было снесено из-за аварийного состояния и вместо него было выстроено новое (автор проекта Ю. В. Храмов), причем большая часть элементов декора «Олимпа» была скопирована и перенесена на фасад нового здания.