Название рассказа конечно условно. Спускаясь с вершины, которую прочно и на века заняли Аббатство св. Германа и собор св. Стефана, попадаем в средневековый торговый и общественный центр Осера, где равнину не найдём, улочки разбегаются во все стороны под самыми разными горизонтальными и вертикальными углами. Чтобы не запутаться — самое лучшее от собора спуститься к реке
и подняться снова вверх к ещё одному католическому памятнику — церкви св. Петра в долине. Удаляясь от аббатства св. Германа, или Жермена по-местному, вспомнилось ещё о том, что этот будущий святой обучал среди других учеников любознательного молодого человека, которого звали Патрик. Который тоже оказался будущим святым, когда в 432 году Жермен Осерский посчитал, что обучение закончено, рукоположил юношу в епископы и послал просвещать Ирландию… Тем самым Жермен подарил ирландцам их ежегодный праздник, который они все так любят.
Между прочим, церковь св. Петра в долине — самая старая сохранившаяся церковь в городе. Была построена как базилика ещё в VI веке. В XI веке монахи прилегающего монастыря значительно расширили церковь, и в таком виде она оставалась вплоть до XVI века. С тех пор сохранились романские фрески в одной из часовен.
В XVI веке шефство над романской церковью взяли на себя виноделы, решив значительно перестроить церковь. В результате получилось здание с неповторимым смешением архитектурных стилей.
Была построена новая колокольня, которая явилась просто уменьшенной копией колокольни собора св. Стефана. Интерьеры церкви очень скромные, но производят впечатление.
Очень оригинально оформлен проход к главным воротам церкви — в виде ренессансной арки, напоминающей триумфальные арки древнего Рима. Хоть что-то римское, хоть и псевдо- в городе есть, потому что удивительно, что от крупного римского поселения, через который проходила стратегическая римская дорога — Рим-Бретань, где были и Храм Аполлона, и амфитеатр, вообще ничего не осталось.
От арки начинается район средневековой застройки с запутанными улочками, глухими тупиками и дворами. Осер уникален тем, что здесь сохранилось большое количество средневековых домов, улиц и кварталов. Возраст подавляющего большинства домов — 500 — 700 лет, но они до сих пор в отличном состоянии.
Между ними встречаются и более поздние особняки эпохи Возрождения.
Улочки в этой части очень пустынны, а где же весь народ?
Где, поняли сразу, когда из-за очередного поворота показалась площадь Шарля Суруджа.
Когда-то здесь была площадь Позорного столба — одно из самых зловещих мест в Осере, здесь находился Позорный столб на вращающемся колесе, обрамлённый несколькими виселицами. Сегодня это, наоборот, одно из самых весёлых и ярких мест в Осере, любимое местными жителями.
Вместо Позорного столба на площади возвышается фигура то ли гусара, то ли клоуна, то ли героя какой-то сказки.
Но это только на первый взгляд. На самом деле это памятник реальному человеку, который проживал в Осере в конце XVIII века под именем Гийома Русселя и занимал должность судебного пристава. Ещё его называли «кадет Руссель» за то, что был младшим ребёнком в семье. Когда наступила Французская революция, он её принял сразу, но, в отличие от многих других якобинцев, отрицал кровь, лишения, погромы. Всячески этому препятствовал по мере возможностей, за что прослыл «добрым революционером» и пользовался симпатией среди горожан. Но симпатии эти были также и снисходительные, ибо Руссель имел имидж «непутёвого» эксцентрика. Настолько, что в 1792 году Гаспар де Шеню написал про него сатирическую песню-частушку.
Песенка очень понравилась и стала популярна в Осере, жители которого принесли её в революционную армию, и вскоре песня «Кадет Руссель» фактически стала ТОП-2 после ТОП-1 — «Марсельезы». Последняя вскоре стала гимном, а сатирическая песенка о странном Русселе — походной песней французской пехоты, как например «Соловей-соловей пташечка» для русских солдат. Эту песню напевали все наполеоновские полки, марширующие по дорогам Европы.
Каде-Руссель завел три дома,
Ни крыши нет, ни водоема.
В них жили ласточки досель,
Ну что, каков Каде-Руссель?
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй,
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель завел три фрака,
Два желтых, третий — как бумага,
И в нем гуляет он когда
Стоят дожди и холода
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй,
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель завел три шляпы,
Две круглые немного слабы,
У треуголки вид лихой,
Она обмята головой.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй,
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель глазами смотрит
Тремя, тот в Кане, тот в Ленотре,
Но так как зоркости в них нет,
То третий глаз его — лорнет.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель завел рапиру
Предлинную на ужас миру.
Но кровью не обагрена,
Стращает ласточек она.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель завел три туфли,
Две — чтобы ноги в них не пухли,
А третью, рванную чуть-чуть.
Он взял, чтоб милую обуть.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель три волосочка
С затылка чешет до височка,
Но для возлюбленных своих
Он заплетает вместе их
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Три друга у Каде-Русселя:
Тот жулик, этот пустомеля,
А третий хитрый точно шмель,
Вот с ним и схож Каде-Руссель
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель трех держит шавок,
Та спит на лавке, та у лавок,
А третья, стоит засвистать,
Как Жан-Нивелева, — бежать.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель трех держит кошек,
Две не хватают даже мошек,
А третий кот совсем слепой,
Без света ходит за едой
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель живет в покое,
Трех дочерей своих пристроя,
Не очень-то красивы две,
У третьей пусто в голове.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель три гроша медных
Сберег для кредиторов бедных,
Он ими лююбит побренчать,
Но прячет в кошелек опять.
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Руссель актер при этом,
Шенье таким же был поэтом,
В кафе за ловкую игру
Слепым он очень по нутру
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Каде-Русселю не скончаться:
Стал грамотой он заниматься
Чтоб прежде, чем в могилу слечь
Надгробный стих себе испечь
Ах! Ах! Ах! Но пожалуй
Каде-Руссель отличный малый.
Памятник Кадету Русселю появился уже в XX веке, кроме эксцентричного персонажа здесь видны и некоторые герои песни — такие же непутёвые собаки, кошки.
Площадь Шарля Суруджа соединяется с площадью Шарля Лепера, короткой деловой улицей старого города. До XVIII века здесь были особняки богатых горожан, штаб-квартира ордена Тамплиеров и Епископский дворец, позднее в этих домах обосновались банки, биржи, в XIX веке — центральная почта, богатые рестораны и кафе на первых этажах.
В конце короткой улицы-площади находится местный театр. И здесь самый вкусный шоколад в Бургундии, проверено лично)
Улица ткачей уже не отвечает своему названию. В средние века здесь жили производители гобеленов и роскошных тканей, одевали и Бургундский двор, но в XVI веке центры ткачества начали перемещаться в другие регионы Франции, а Осер сконцентрировался на продаже вина.
Сейчас это людная улица с магазинчиками и кафе.
Настоящим украшением пешеходной части старого города является Часовая Башня, была построена в XV веке на месте старинной башни галло-романских укреплений.
Строилась с другой целью — как тюрьма, но в 1483 году на нее были водружены часы, а напротив башни поселился часовой мастер, ответственный за точное время в городе.
Хотя на часах и две стрелки, назначение у них разное. Одна из стрелок с солнечным диском на конце играет роль часовой стрелки, а другая показывает день месяца по лунному календарю. Недалеко от башни здание мэрии Осера.
Натолкнулись на скульптуру Ретифа-де ла Бретонна.
Сын крестьянина, он в возрасте 15 лет приехал из деревни в Осер, где смог устроиться учеником печатника. Через пять лет, в 1755 году, он попал в Париж, где поначалу тоже работал наборщиком в типографии. Но каким-то образом, получил покровительство одной знатной дамы, благодаря которой получил доступ в светское общество. Ретиф-де ла Бретонн с головой окунулся в любовные интриги, приключения всего рода. Что решил изложить в своеобразных мемуарах «Развращенный крестьянин, или Опасности города». Роман настолько вольно, натуралистично и сексуально-раскованно описывает жизнь в Париже, что получил небывалую скандальную известность, а Ретиф считается одним из основоположников эротического романа. Но скандал дал свои плоды — Ретиф написал огромное количество книг, но на другие темы — в основном о трудностях жизни плебейских слоев населения.