Вдоль вялотекущей Йонны переезжаем из Санса в Осер. Встретив нас голубым небом и ярким солнцем, этот оживлённый бургундский городок очаровал сразу.
Вдоль вялотекущей Йонны переезжаем из Санса в Осер. Встретив нас голубым небом и ярким солнцем, этот оживлённый бургундский городок очаровал сразу.
Осер, взбирающийся от реки вверх по склону холма, — настоящий лабиринт средневековых улочек, мощенных булыжником, обрамлённых средневековыми домами и многочисленными церквями.
Нет здесь замка на вершине холма, как во многих французских и испанских городках. И не было никогда. Осер — город духовный, издавна славившийся своими монастырями и соборами. Именно им отведены были лучшие участки земли на вершине холма. Аббатство святого Германа — визитная карточка города, туда мы и направляемся в первую очередь.
Пока забираемся узкими улочками всё выше и выше вверх по холму, есть время рассказать историю Осера.
Как называли своё поселение галлы уже никто не помнит. А римляне после присоединения Галлии дали ему имя Аутессиодорум. История говорит, что это был относительно крупный город с храмами, амфитеатром, многоэтажными зданиями… Любопытно, что в отличие от иных, даже мелких римских городков, в Осере — Аутессиодоруме не сохранилось ни единого римского камешка.
Несмотря на то, что город был разорен алеманами и франками в 275 году, гуннами в 451 году, нигде не нашёл сведений о сильных разрушениях. Вполне вероятно, что камни римских построек просто были использованы для строительства новых зданий в начале Средних веков… ну что-ж, такое случалось, например, в итальянской Калабрии.
История сохранила и имя римского гражданина, который в 258 году явился в Аутессиодорум для обращения местных жителей в христианство, звали его Пелерин. Его миссия была успешной и в городе строится первая церковь, основывается епископство. При императоре Диоклетиане город становится административным и духовным центром всей области.
Но в VIII веке спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье Карл Мартелл за что-то невзлюбил епископов Осера, разогнал их и отобрал большую часть их богатства. Власть церкви вернулась в Осер только через 100 лет, строятся соборы и аббатства, которые сохранились до сих пор.
Спасаясь от постоянных набегов норманнов в X веке, Осер вошел в состав Бургундии. Спасся от набегов, но не избежал огромного пожара в 1023 году, который почти полностью уничтожил город.
Во время Столетней войны в 1358 году банды англичан разграбили город, и к тому ещё в 1348 и 1361 в городе появлялась чума. Но в остальные десятилетия — в Осере всё спокойно.
Хорошие времена наступили окончательно в 1474 году, когда Осер вошёл в состав Французского королевства. Город полностью восстанавливается, богатеет. Осер находится в самом центре знаменитых виноградников шабли, в городе возникло множество винных погребков, торговых компаний. Во время Революции епископство Осера закрыли, многие церковные здания национализировали. При империи Осер процветал по причине того, что близкий к Императору маршал Даву был уроженцем города. Возвращаясь с острова Эльба, Наполеон провел здесь двое суток на пути к Парижу, организовав смотр прибывающих к нему войск.
…Ну вот мы и добрались на самый верх холма. Здесь находится визитная карточка Осера, правда сильно ободранная революционерами, аббатство Сент-Жермен, или, более по-русски, святого Германа.
Начальный период церковной жизни города в IV–V веке связан с именами святого Аматора (первого городского епископа) и, в первую очередь, святого Германа Осерского. Жермен Осерский родился в богатой семье в Осере около 380 года, выучился в Риме на чиновника, после возвращения в город вошел в местную администрацию.
Именно святой Аматр привлек Жермена в церковь, и после смерти Аматра Жермен стал следующим епископом Осера. После себя оставил хорошую память, ведя праведную жизнь и совершив немало добрых дел. В начале 6 века франкская королева Клотильда, жена Хлодвига, повелела построить на месте часовни с гробом Жермена на территории аббатства, им основанного, большую и богато украшенную базилику. На месте современного аббатства археологи нашли следы западной части этой базилики.
Популярность аббатства постепенно растёт, в IX веке базилика получила королевский статус, король Карл Лысый неоднократно посещает могилу святого Германа, дарует аббатству множество реликвий и привилегий.
В XI веке аббатство вступает в свой золотой век, который длился до XIV века.
Впоследствие влияние и богатство постепенно утрачиваются, и во время Революции аббатство закрыли и здания национализировали. Хотя бы не устроили внутри фабрику, как в Фонтене, здесь располагался госпиталь, потом здания просто пустовали. В 1984 году бывшее аббатство было восстановлено и открыто как музей.
В восточном и северном крыле сохранились помещения XII века.
Можно также осмотреть аббатскую церковь с древними криптами, романской башней святого Иоанна и готическими хорами.
Совсем недалеко от аббатства невозможно не заметить оригинальный Собор святого Стефана. Его высокая башня и готическая апсида видны ещё с реки.
В 1023 году в городе случился огромный пожар, среди других зданий он уничтожил и все церкви города, включая кафедральный собор. Сразу после пожара начинается строительство нового собора в романском стиле. Для средних веков собор был закончен и освящен довольно быстро — уже в 1057 году.
В 1215 году в восточной части собора начали пристраивать новую алтарную часть, но прораб стройки был или безграмотным, или халтурщиком — в ходе работ рухнули башни романского собора, пришлось перестраивать половину здания, работы закончились только в 1234 году, а северную часть фасада завершили только к концу XIII века.
В XIV веке перестройка собора продолжается, но войны, чума, бедность, не дают завершить работу. Построив собор за 34 года, перестраивали его почти 300 лет — до конца XVI века.
Но зато собор, замечательный образец бургундской готики, прекрасно сохранился до наших дней.
В соборе большие стеклянные витражи, многие из которых здесь ещё с XIII века.
Спустившись с холма снова к реке, встречаем площадь Святого Николая. Когда то напротив площади были причалы, куда речные суда привозили зерно, вино, товары.
Уже с XIII века упоминают и фонтан посреди площади, и кабаки для «речников» в угловых домах. С тех пор стоит здесь и дом номер два со статуей епископа Мирликийского.
Во второй части рассказа о Осере мы пройдём в торговую и административную часть средневекового города, ещё больше богатого на исторические здания, где и сегодня кипит бурная жизнь горожан.