Не раз слышала от знакомых, посещавших Гонконг, что это город будущего, что, безусловно, не могло меня не заинтересовать. «Какой он город Будущего?» — спрашивала я, рисуя в голове картины из фантастических рассказов со стеклянными небоскребами, переливающимися разноцветной иллюминацией, и чуть ли не летающими автомобилями. Получая в ответ размывчатые определения, приходилось самой в голове дорисовывать и дополнять картину о городе, который, по словам Бывалых, шагнул уже в то неизвестное Будущее, которое только-только стучится в наши двери, и в предвкушении которого, надеясь на лучшее и светлое, мы живем. Поэтому, когда было принято решение ехать в Китай, у меня даже не стоял вопрос, какой город станет отправной точкой в моем странствовании по стране восходящего солнца.
В связи с плотным графиком путешествия, на Гонконг нами было выделено всего два дня, да и то в разрыве: первый и последний день нашего вояжа по Китаю. Конечно же, хотелось посмотреть и рассмотреть город — будущего по-максимуму. Однако моим компаньоном в поездке был девятилетний сын, так что свою неуемную энергию и любопытство пришлось немного погасить, и скомпоновать отведенное для Гонконга время с учетом интересов и физических возможностей ребенка. В процессе своего повествования я не буду точно следовать нашему графику передвижения по городу, т. к. цель немного другая. А попробую показать и описать свои ощущения от города, который у многих ассоциируется не иначе как с тем самым прекрасным будущим.
В Гонконг мы прилетели ранним субботним утром. Пока наш «Аэрофлот» лавировал в чуждом далеком пространстве, выбирая нужную траектория для посадки, я с интересом разглядывала в иллюминаторе город, распластавшийся в очень живописной гавани, изрезанной небольшими лагунами и опутанной, словно кружевом, тонувшими в зелени холмами.
Это остров Лантау, который стал пристанищем не только для аэропорта мега-монстра Гонконг. Здесь удивительным образом уживаются и монастыри со своими загадочными обитателями, и один из крупнейших проектов в индустрии развлечений Диснейленд, и небольшая рыбацкая деревня Тай О, которая, как последний из могикан, отчаянно сопротивляется наступлению неизбежного будущего со своими архитектурными мега-проектами и ценностями. Лантау является самым крупным островом на территории Гонконга, превышая по размерам своего известного собрата почти в два раза. Большая часть острова остается незаселенной, отчего, на мой взгляд, Лантау только выигрывает.
На Лантау есть канатная дорога «Ngong Ping 360 Cable Car», которой очень часто путешественники в своих описаниях присуждают номинацию «самой длинной канатной дороги в Азии». Ее длина — 5,7 км. Однако пальма первенства в этой дисциплине принадлежит совсем не «Ngong Ping 360 Cable Car», а канатной дороге в Чжанцзяцзе, на которой нам тоже посчастливилось покататься. Но об этом я буду рассказывать позже и совсем в другом обзоре. Посмотрев фотоальбом Олега (Nomad) о парящем гонконгском чуде, мы решили, что нам туда надо обязательно, т. к. виды, открывающиеся из кабины канатки, не могут оставить безучастными и равнодушными никого. Сразу хочу отметить, что с погодой в Гонконге нам очень повезло. За несколько дней до нашей поездки в здешних местах разбушевался тайфун, да еще такой силы, что был закрыт даже международный аэропорт. День нашего пребывания стал первым солнечным днем после того кошмара. Не заезжая в отель и оставив вещи в машине, прямо из аэропорта в сопровождении местного гида мы с Санькой направились к канатной дороге «Ngong Ping 360 Cable Car».
Это была единственная экскурсия в Гонконге, заказанная мною из Москвы. Продумывая логистику передвижения по островам бывшей британской колонии с учетом нашего минимального пребывания в ней, данный вариант показался мне самым оптимальным и экономящим нам уйму времени. Если вы хотите добраться до канатной дороги самостоятельно, то вам нужна станция метро «Tung Chung» выход «В». Пять минут пешей прогулки, и вы у цели. Также размещаю ссылку на сайт «Ngong Ping 360 Cable Car», где вы можете самостоятельно приобрести билеты на канатную дорогу на Лантау: http://www.np360.com.hk/en/. Настоятельно рекомендую вам купить билеты заранее, т. к. для людей, своевременно позаботившихся об этой прогулке, существует отдельная очередь. Я сознательно написала слово «очередь», потому как в Китае, и в Гонконге в частности, очереди есть везде и всегда. Но зная некоторые нюансы, можно существенно сократить время пребывания в них.
Работает канатная дорога с 10:00 до 18:00. В выходные и праздничные дни: с 9:00 до 18:30. Все кабины делятся на обычные с металлическим дном и кристальные с прозрачным. Соответственно, стоимость зависит от того типа кабины, которую вы выберете. Все цены можно найти на сайте проекта, ссылку на который я дала выше. Ну, а мы, заняв места в кристальной кабине, отправились путешествовать по одной из красивейших и длинных канатных дорог в мире.
Свое название канатная дорога получила в связи с тем, что она два раза на своем пути меняет направление, поворачивая под углом 60 градусов и обеспечивая тем самым 360 градусный обзор. В ясную солнечную погоду из окна кабинки можно увидеть даже близлежащие соседние острова и насладиться девственной природой острова Лантау.
Смотреть вниз через стеклянное дно кабины было интересно и совсем нестрашно. А смотреть на ноги наших корейских попутчиков, уже после на фотографии, даже забавно.
Сидящий на высоком холме Большой Будда Тянь Тань приветствовал нас поднятой рукой.
А затерявшийся в зелени холмов монастырь показывал всем своим видом, что в этом месте царит гармония и покой.
Не успели мы закончить свой удивительный воздушный путь, как тут же оказались заключенными в объятиях тематической деревни «Ngong Ping Village», которая больше походит на маленький туристический городок.
Отсюда начинается путь к монастырю По Лин и Большому бронзовому Будде, излучающему спокойствие и умиротворение. Посмотрите, как меняется выражение лица Будды в зависимости от ракурса наблюдения.
Будда Тянь Тань является одним из самых высоких сидящих Будд в мире и одним из пяти самых больших в Китае. Но если другие Будды смотрят на юг, то Будда Лантау обращен исключительно к Пекину, на север.
Заглянув по дороге в монастырь По Лин, созданный в 1906 году силами трех монахов, который, не скрою, впечатлил меня резьбой и своим внутренним убранством,
мы решили рискнуть и попытать удачи на Тропе Мудрости.
Деревянные колонны, украшенные каллиграфическими надписями «Сердечной Сутры», уважаемой конфуцианцами, буддистами и даосами повествуют о пустоте естества человеческого, о том, что к ней приводит, и о том, что пустота — это всегда начало чего-то нового, возможно, истины.© 28 столбцов расположены в форме цифры 8, означающей идею благородства и бесконечности. Не могу сказать, что на нас сразу же сошло озарение, ведь мудрость приходит очень медленно, вкрадчиво и незаметно. Но то, что к концу нашего путешествия по Китаю и я, и сын пополнили свои багаж знаниями и новым, ни на что не похожим опытом, это факт. Ведь каждое путешествие, сколько бы по времени оно не длилось, независимо от преодоленных расстояний, несет массу впечатлений и пусть малую толику, но все-таки мудрости.
Пробыв в общей сложности в окрестностях деревни «Ngong Ping Village» около трех часов и кинув прощальный взгляд на Большого Будду,
мы отправились в самое сердце Гонконга на одноименный остров в район Central, где оставив вещи в отеле и немного передохнув, нам предстояло уже самостоятельно продолжить знакомство с мегаполисом.
Наш путь лежал к причалу Central Ferry Pie, от которого отходят экскурсионные автобусы BigBusTour. Ориентиром для нас служило колесо Обозрения, которое находится в непосредственной близости от офиса туристической автобусной компании. Вооружившись картой, мы неспешно погрузились в каменные джунгли, смакуя все увиденное на нашем пути.
По Гонконгу очень удобно гулять пешком. Несмотря на интенсивное уличное движение на дорогах, очень много подземных переходов и мостов, которые помогают пешеходам перебраться через нескончаемую реку городского транспорта. А указатели с основными городскими достопримечательностями не дадут заблудиться даже туристам с топографическим кретинизмом, к коим отношу иногда себя и я.
Отголоски недавнего британского прошлого в первую очередь проявляются в транспортной составляющей города. Улицы так наводнены двухэтажными автобусами и трамваями, что можно просто стоять на каком-нибудь перекрестке и достаточно долго без разбора щелкать на фотокамеру проезжающий мимо общественный транспорт. И я вас уверяю, вам не попадется ни одного одинакового трамвая, чего не скажешь об автобусах.
Соседство представителей двух абсолютно разных эпох для Гонконга редкость, но можно увидеть и такое. Затерявшееся в городских трущобах здание Законодательного Совета, увенчанное фигурой Фемиды, явно выбивается из общего архитектурного ряда.
Но именно этим меня в свое время покорил Сидней, и сейчас добавил приятных впечатлений Гонконг. Ничего не могу сказать о следующей скульптурной композиции, но возможно это посыл из будущего, которое так неумолимо наступает на нас.
Остановку BigBusTour найти оказалось не сложно, автобусы были видны издалека. Мы как раз успели на последний рейс, который отходил в 18:00. Билет на каждого обошелся нам по 270 HKD.
Более подробную информацию о маршруте, ценах и времени работы можно посмотреть на сайте компании: http://eng.bigbustours.com/hongkong/home.html
Читала, что где-то совсем рядом аналогичные туры проводит компания " Rickshaw Bus», которые в разы дешевле BigBusTour. Ничего не могу сказать по этому поводу, потому что даже не видела на улицах Гонконга автобусов этой компании. Желающих совершить Сити-тур помимо нас набралось с десяток. Кто-то ангажировал кондиционированный первый этаж, нам же, естественно, было интереснее взирать на Город-Будущего со второго этажа.
И если мы уже достаточно долгое время находились во власти Гонконга, то следующие два часа мы были им просто поглощены, не успевая отслеживать проносящиеся перед нами картины.
Если у вас сложилось впечатление, что Гонконг это исключительно небоскребы, которые тянутся вверх как растения за солнечными лучами, так необходимыми для их жизни, то это не совсем так. Гонконг — это город высоток, но не лощенных и ультрасовременных высоток из бетона и стекла, а вполне приземленных, которые сейчас полных ходом захватывают все современные города, шагая по планете семимильными шагами.
Вот он, настоящий Гонконг. В контексте сказанного, словосочетание «Город-Будущего» приобретает немного другой подтекст. И трудно оспаривать ту неизбежную истину, что скоро, совсем в ближайшем будущем, многие города на нашей планете будут выглядеть именно так. Вот только где бы найти столько очаровательных и уютных гаваней.
Как правило, Гонконг делят на три части: Коулун (Коулунский полуостров), остров Гонконг и Новые Территории, к коим относится и остров Лантау. Между островом Гонконг и Коулуном в бухте Виктория курсируют паромы, среди которых паром Стар Фери является, пожалуй, самым известным и старинным.
Паромное сообщение Стар Фери было налажено в 1898 году. Отправными точками парома являются причал № 7 все той же пристани Central Ferry Pie, расположенной рядом с остановкой BigBusTour и колесом Обозрения (метро Hong Kong Station или Central, выходы, А и В), и пирс Star Ferry Pier (метро Tsim Sha Tsui (выход L3, L4) или East Tsim Tsui (выход L1 или J)) на полуострове Коулун рядом с башней с часами Tsim Sha Tsui. Паром Стар Фери, пожалуй, один из самых дешевых способов познакомиться с Гонконгом, обозревая его с воды. Стоимость проезда составляет от 2 до 3 HKD, а время в пути 10 — 15 минут. С периодичностью в 10 минут курсируют паромы с 6:30 до 23:30 ежедневно.
Вот так выглядит Колун с набережной острова Гонконг.
Вид же на Гонконг с полуострова Коулун более интересен и эффектен. Поэтому не пожалейте времени и посетите обе набережные, чтобы иметь цельное представление о городе.
Незаметно солнце склонилось к горизонту и окрасило город в теплые и удивительные цвета, придав бухте Виктории немного таинственный и загадочный вид.
Мы же, проехав вдоль набережной, углубились в гущу многоэтажек и переплетение улиц, призывно зазывающих своей рекламой посетить и их.
Неправда ли типичная картина для азиатских мега-городов?
Проехав мимо станции известного трамвайчика Peak Tram, я не могла не обратить внимания на количество желающих увидеть Гонконг с высоты птичьего полета.
Старинный трамвайчик Peak Tram доставляет туристов на пик Виктории не только для того, чтобы они могли полюбоваться захватывающими и, пожалуй, самым красивыми обзорными видами на бухту Виктория и Гонконг. Трамвай, курсирующий по своему маршруту с 1 888 года, сам по себе является аттракционом, т. к. поднимает пассажиров на гору под углом 45 градусов. Стоимость билета на трамвайчик с посещением Sky Terrace на башне Peak Tower составляет 65 HKD. Добраться до нижней станции трамвайчика можно на метро станция «Central», выход «J2».
В наши планы входило проехать на этом чуде следующим ранним утром. В выходные Peak Tram работает с 7:00 до 24:00. Однако не очень хорошая видимость, что для Гонконга является нормой, перетасовала наши планы, вследствие чего мы отправились в Гонконгский парк тренироваться фотографировать птичек.
А на следующей фотографии изображен все тот же Гонконг, находящийся в 15 минутах езды от площади Статуи — сердца Центрального района города.
И посмотрите, какой контраст представляет собой сама площадь Статуи. За время нашего двухчасового отсутствия город преобразился до неузнаваемости
Уехав засветло и вернувшись в этот праздник жизни, мы получили, чего уж там скрывать, массу положительных эмоций. Постояв около колеса обозрения,
и понаблюдав, как причаливает к пристани китайская джонка Duk Ling,
мы пытались понять, чего же мы хотим еще в этом очень насыщенном событиями и эмоциями дне. Решив, что на сегодня новых впечатлений нам будет достаточно, мы медленно побрели в отель. А джонку Duk Ling мы оставили на последний день нашего пребывания в Китае.
На следующий день мы посетили Гонконг-парк.
Окруженный со всех сторон небоскребами, парк располагается в центре острова Гонконг. Маленький оазис гармонии и умиротворения является любимым местом местных жителей. На территории парка расположен небольшой птичий вольер, в котором в непосредственной близости абсолютно бесплатно можно понаблюдать за жизнью пернатых и насладиться общением с ними.
Напротив Гонконг-парка располагаются Ботанический и Зоологический сады, которые соединены между собой подземным переходом. Читала, что Зоологический сад Гонконга приютил немало экзотических животных. К сожалению, нам не хватило времени познакомиться с ними. На улице стояла жуткая жара, так что, побродив по Гонконг-парку, мы поспешили в отель, чтобы немного отдохнуть перед отлетом в Чэнду.
На обратном пути нашего путешествия нас приютил полуостров Коулун. Наверное было бы несправедливо, если бы мы оставили без внимания эту часть Гонконга. Помимо шикарных видов на остров Гонконг, размещенных мной выше, Коулун привлекает туристов храмом Вонг Тай Син, до которого мы не добрались, аллеей Авеню Звезд, музеями и мультимедийным вечерним шоу «Симфония Огней». Шоу, названное Книгой рекордов Гиннеса «самым масштабным постоянно действующим светозвуковым шоу в мире», охватывает более 40 зданий Гонконга, расположенных по обе стороны в бухте Виктория. Недавно в комментариях Туристера мы немного коснулись вопроса, насколько полезен интернет в подготовке к поездке. Так вот, хорошо, что это супер-шоу я посмотрела предварительно в интернете, иначе бы, наверное, оно стало моим самым большим разочарованием в этой поездке.
Лучший вид на шоу открывается с набережной Tsim Sha Tsui, где расположены одноименные часы. Шоу «Симфония Огней» проходит ежедневно в 8 часов вечера, если позволяет погода, и длится около 15 минут. А вот так выглядит старая часовая башня Tsim Sha Tsui, которая была построена в 1915 году, и которая являлась частью Центрального вокзала Коулуна, закрытого в 1970 году. В освещении лазерных лучей совсем другой вид имеет она в вечернее время. И очень неожиданно для нас, все самое интересное после окончания шоу «Симфония огней» происходило именно около часовой башни.
Достаточно долго искали мы Авеню Звезд, созданную по голливудскому образцу. «Пешеходная зона вдоль бухты Виктория, откуда отходят знаменитые паромы Гонконга…». Нашли мы уже и паромы, и много чего другого на набережной Коулуна,
а вот Авеню долго оставалась скрытой от наших глаз. Благо указатели, мимо которых пройти сложно, все-таки привели нас к аллее Звезд. Дело в том, что часть набережной Коулуна сейчас реставрируется полностью разобрана, и Авеню перенесли в близлежащую парковую зону. Наверное, на своем прежнем месте аллея Звезд выглядела более солидно и эффектно, но мы довольствовались тем, что увидели.
Гораздо больше мне понравилась смотровая площадка Lantau Link, с которой открываются отличные виды на два соседних моста Tsing Ma и Tsing Yi.
Мост Tsing Ma длиной 2,2 км считается самым длинным подвесным мостом с автомобильной и железной дорогой в мире. Смотровая площадка Lantau Link открыта с 7:30 до 24:00. Добраться до площадки можно на такси или на зеленом микроавтобусе 308 М, который отправляется от станции метро Tsing Yi, выход А1. Однако, микроавтобус ходит по маршруту только до 7 часов вечера, и при этом необходимо предупредить водителя заранее, чтобы он сделал у Lantau Link остановку. Я очень хотела попасть на смотровую площадку в вечернее время суток, так что, поймав такси от пирса Star Ferry Pier (Коулум), через 15 минут мы были уже на месте. Приехали мы туда в 10 часов вечера. Темень, район глухой, народу никого. Попросила водителя, чтобы он нас подождал и затем отвез обратно. Дяденька попался очень сговорчивый, так что уговаривать его долго не пришлось. В Гонконге большинство таксистов не знает английский язык, так что можно сказать, что нам повезло. Еще один совет желающим добраться до Lantau Link. Заранее запаситесь картинкой мостов с этой смотровой площадки, чтобы визуально показать таксисту, куда вас следует отвезти. Так они поймут вас гораздо быстрее. Ночные виды Tsing Ma и Tsing Yi стоили потраченных на них времени и денег. В общей сложности пробыли мы на смотровой площадке полчаса. Уходить не хотелось, но и оставаться было рискованно, дабы не испытывать терпение таксиста, зная как сложно уехать из этого забытого богом места.
Стоило нам это удовольствие 250 HKD. Вернувшись в отель и уложив ребенка спать, я еще очень долго сидела у окна, любуясь и наслаждаясь видами Гонконга.
Понравился ли мне город-будущего? Очень. Стрелка неумолимо двигалась к трем часам ночи, и утром нас ждал ранний подъем и дорога домой, а я никак не могла оторвать своего взгляда от города, наблюдая, как он готовится ко сну, медленно погружаясь в темноту.