Итак, уважаемый читатель, пришло и мое время рассказать о вояже на Черноморское побережье Кавказа.
Начало нашего нелегкого, но вполне увлекательного пути мы зафиксировали в городе-геморрое с малоизвестным названием Москва. Конечным пунктом нашего маршрута был выбран поселок Джубга Краснодарского края, а точнее, отель Green Wood, расположенный в 2,5 км от него. Остановку для ночного отдыха было решено сделать в Ростове-на-Дону.
По дороге на родинку было решено посетить природный парк в Горячем Ключе.
Теперь по порядку.
Экипаж: три отважных путешественника мама, папа и дочь.
Боевая машина: Вольво ХС90,2012 г. в., бензин, турбированный движок 2,5л., 215 л. с.
Заправки: исключительно ЛУКОЙЛ, т. к. на других не заправляюсь. Никогда.
Технические средства: транспондер, навигатор, радар-детектор, видеорегистратор.
Транспондер
Надо заметить, что очередное изобретение человечества сделало свое дело, и мы ни разу не пожалели о безвременной утрате своих рубликов.
С ветерком объезжали КПП, на которых скапливалось такое количество любителей съездить к морю, что если бы не коробчонка, стоять нам в пунктах оплаты долгие минуты… Единственно, на обратном пути, в пунктах проезда T-PASS два раза застревали фуры, не оснащенные транспондером. В этих случаях мы просто проезжали через свободные пункты оплаты, где машинка срабатывала, поднимая шлагбаум все в том же автоматическом режиме.
Вывод: техника немножко экономит денежки (которые, кстати, никогда не сгорят на вашем счету!) и существенно — время. Брать стоит, даже если предполагается нечастое пользование. Кстати, наши друзья собираются на днях в Анапу, передаем его во временное пользование.
Радар-детектор
Подход к выбору сего устройства был, как всегда, фундаментальным. Изучено немало отзывов, рейтингов, пересмотрено множество роликов на Ютубе. Наконец, выбор сделан: iBOX pro700 GPS.
Куплен в «Авто-профи», расположенном в ТРЦ МЕГА «Белая дача». Кстати, за покупку сих девайсов, продавцы зачем-то делают подарки: мы прихватили автомобильный набор разнокалиберных зарядных устройств. Прикольно!
Перед поездкой тестировал его месяц: определял все типы камер, как было заявлено, включая лазер. Отлично откалиброван приемник, минимум захвата побочных излучений (всё можно настроить и самим).
Средняя скорость движения по трассе М4 в обе стороны составляла 120–140 км/ч. Обратно ехал, разгоняя свой пепелац до 160–170 км/ч. Радар был всегда начеку, поэтому ни один штраф к нам не прилип.
Видеорегистратор
Он нам так и не понадобился, поэтому его не доставали вовсе.
Навигатор
Навигатор Garmin Nuvi 55 LMT неоднократно испытан в боях за выстраивание маршрутов. Ни разу не подвел.
ДОРОГА
Выезд из Москвы 15 августа примерно в 7.50. Солнечно, настроение приподнятое, бак заправлен полностью.
Первой нашей задачей была остановка на 51 км трассы М4 Дон с целью покупки транспондера.
Долго мучали сомнения, потратить тысячу на него или оставить на вкусное Темрюкское вино с шашлыком. Получилось все само собой: примерно в 8.30 мы сделали остановку в центре продаж Автодора на 51 км, где таких затейников, как мы, оказалась уже целая очередь. Примерно через час заветная машинка была приклеена к лобовику нашего пепелаца, на счет положена еще одна тысяча деревянных монеток (этого вполне хватило на весь наш маршрут туда и обратно), еще через 30 минут прибор весело пискнул и перед нами чудесным образом автоматически открылся шлагбаум на первом платном участке.
В начале Тульской области мы вошли в дождевой фронт, который надвигался на Москву. Так и ехали до границы с Ростовской областью (примерно 400 км), ливень не прекращался ни на минуту.
Надо отметить, что качество дорожного покрытия трассы М4 весьма приличное, за исключением некоторых участков в Воронежской области и на ряде участков между Краснодаром и Горячим Ключом.
В начале Краснодарского края и на протяжении многочисленных участков в сторону Джубги активно ведутся дорожные работы по расширению дорожного полотна. В серьезные пробки мы попали дважды, одна была "где-то после Краснодара" (здесь мы сошли с дороги в чисто поле, поехали по проселочной дороге через станицу с красивейшим озером и, выйдя на второстепенную дорогу с асфальтовым покрытием, снова вернулись на М4). Пробку обошли примерно за 19 минут. Кстати, видя, как свершается наш подвиг, вслед за нами устремился целый караван любителей российских полей.
Вторая пробка ждала нас примерно в десяти км от поселка Дефановка, что между Горячим Ключом и Джубгой. Обойти ее было никак нельзя, поэтому мы тащились до Дефановки примерно 2 часа. Наши знакомые, которые приехали вслед за нами рассказали, что потратили на ее преодоление около 6 часов. После Дефановки навигатор показал зеленую дорогу до Геленджика и далее, но мне туда, как пел Высоцкий, не надо.
Обратный путь от Джубги до Москвы мы начали примерно в 9 часов утра по Туапсинскому времени. Напомню, что средняя скорость до самой Москвы была 120–140 км/ч. Местами разгонялись до 160–170 км/ч. Нигде не стояли, никаких пробок. Качество дорожного покрытия отличное. Можно смело ставить «четыре с плюсом». Немного напрягла Воронежская область, а также некоторые участки с сужением рядов (это часто встречалось в Краснодарском крае), но будем надеяться, что эти недочеты будут вскоре устранены.
От самой Джубги и до Тульской области встречается множество колхозных развалов с медом, арбузами-дынями, помидорами и фруктами. Цены такие же, как и в Москве. Единственно, что, наверное, можно прикупить - это мед. Он очень приличного качества, хотя и дороговат. Все остальное привозное и очень дорогое (дыни по 40 рэ, арбузы по 10 рэ, виноград по 200 рэ за кг). А главное, что все это можно купить и в Москве по более приемлемым ценам!
Проезжая Липецкую область, решили купить немного картошки. Стоимость сего растения 30 руб. за 1 кг. Это в картофельном-то краю! На следующий день заехали в Ашан в Москве, купили отличную картоху по 10 рэ. Куда катится мир?
СОТРУДНИКИ ДПС
Прежде всего, хочется поблагодарить министра МВД России за успешно проведенную акцию по пресечению коррупции в органах ГИБДД. Большое человеческое спасибо! Перед поездкой было просмотрено множество видеороликов о «беспощадных блюстителях» буквы закона. Пришлось даже купить и проштудировать книжечку с новыми ПДД, а также распечатать КОАП и Приказ № 185 МВД РФ.
Первых живых сотрудников ГИБДД мы увидели на стационарном посту в Цукеровой балке. Даже на минутку пришлось пристегнуться на всякий случай. Но хмурые дети-сироты, не моргая, смотрели куда-то вдаль, ни на кого не обращая внимание. Через минуту в зеркало заднего вида мы увидели, как они тормознули убитую Приору с ростовскими номерами, просевшую на задние оси.
Вторую пару полиционеров мы встретили на трассе М4, проезжая Адыгею. Там ребята просто занимались какими-то своими делами, также ни на кого не обращая внимание.
Но особое удовольствие мы получили от танцоров с полосатыми палочками в районе Дефановки (см. выше), а также на Новороссийском шоссе, проходящем через Джубгу: не обращая внимание на участников дорожного движения, палочками цвета африкансокй зебры они описывали в воздухе большие круги, подгоняя автомобили, чтобы те не задерживали движение.
Когда ехали в обратную сторону, снова стационарный пост в Цукеровой Балке. Там даже не пристегивались. Вот и все.
ВИДЕОФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Стационарные камеры мы встречали на платных участках трассы М4: все они рассредоточены на информационных щитах (на них указано ограничение скоростного режима), расположенных над дорогой. Будьте внимательны, здесь можно налететь на реальный штраф!
Также в районе Горячего Ключа встречаются камеры-стрелки, по-моему, по две или по три в обе стороны. Их отчетливо видно над дорогой, так что не пропустите. Ну и по одной-две в каждых областях. Тоже не пропустите, их также видно.
В Краснодарском крае мы отчетливо видели «замаскированные» треноги, а также несколько гражданских легковых автомобилей, рядом с которыми в открытую были установлены сии гаджеты, а рядом сидели люди в гражданском. Проезжающие мимо автомобилисты, наверное, в душе плевали им в лицо, мысленно рубили топорами дорогое оборудование, теперь уже никому не приносящее материальных благ, и торжествовали.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
Приятно удивило поведение водителей, перемещающихся по трассе М4. Прежде всего, хочу сказать спасибо всем дальнобойщикам. Выше всяких похвал! Ребята заранее перестраиваются в правые ряды или вообще уходят за границу проезжей части (по мере возможности), не мешая другим водителям ехать чуть побыстрее.
Так же поступают и водители других авто: совершили обгон и уходят в правый ряд. Никакой агрессии и попыток кого-нибудь «проучить». Продолжаем рубить окно в Европу!
Но т. к. окно в Европу еще до конца не вырублено, будьте внимательны: водители из регионов с циферками 23,123,61,161 не знают, что в их машинах установлены рычажки, включающие поворотники. Или ездят по местным ПДД. Ребята делают мгновенные перестроения без включения соответствующих сигналов. Помните правило о трех «Д»!
ЗАПРАВКИ
Мы заправлялись только на ЛУКОЙЛах. Ехали в сезон и, конечно же, пришлось стоять в очередях. Но времени на это уходило, как правило, не более 10–15 минут. Бензин хорош, единственно, мы, кажется, хлебнули разбодяженного топлива где-то в районе Ростова-на-Дону. Пропала тяга, турбина не отрабатывала, как полагается, это немного напрягало. На обратном пути доливали бензин и уже в Тульской области все радости жизни вернулись: и тяга появилась, и уверенность.
Будьте внимательны! На обратном пути заправок ЛУКОЙЛ почему-то меньше, чем в сторону юга, особенно в Воронежской и Липецкой областях. Мы дозаправлялись, не доводя уровень топлива до половины бака, чего и вам желаем.
Кстати, находясь на одной из заправок, мы видели, как на ее территорию всей семьей, включая старенькую подслеповатую бабушку и маленького внука, вручную был доставлен полностью опустошенный Фордик. Глубокой ночью… "Не перевелись еще богатыри на земле русской!" (гр. Стаса Намина).
И еще: Воронежская, Липецкая и Ростовская области там почему-то только 95 экто, а кое-где и экто плюс. Нам нужен был 95 евро, но ничего не поделаешь! Может быть, для кого-то это принципиально.
В целом, на заправку в обе сторны было потрачено около 16 000 руб.
По поводу качества топлива на М4. Разговаривали на эту тему с людьми, приехавшими на дорогих и капризных к топливу машинах. Мнения разделились: кто-то хвалит Газпромнефть, кто-то Роснефть, кто-то ЛУКОЙЛ.
Вывод: не заправляйтесь на франшизных (смотрите, что за организация указана на чеках) и левых заправках, внешне похожих на брендовые. Все брендовые заправки дают хорошее топливо. Любите ваш автомобиль, и он вас не подведет!
ОСТАНОВКИ ДЛЯ ОТДЫХА
Всем известно, что трасса М4 обладает всеми необходимыми заведениями для того, чтобы можно было хорошенько перекусить, принять душ и выспаться. Принято считать, что дальнобойщики определяют качество заведения. Хозяева мотелей, гостиниц и кафе это знают и относятся к качеству обслуживания клиентов весьма серьезно. Так что смело останавливайтесь там, где увидите несколько припаркованных фур. Там и покормят вкусно, и спать уложат на чистые простыни.
Направляясь в сторону Джубги, мы «перекусывали» на заправках ЛУКОЙЛ. Дороговато, но вполне приемлемо. Прикольно было смотреть на очереди за халявным кофе за один рубль! Алчность человеческая не имеет границ!
По дороге обратно у нас уже были приготовлены бутерброды и минеральная водичка, купленные в Ростове. Просто не хотелось тратить время на очереди за сосиской и кофе. Единственный раз мы позволили себе остановиться в кафе «Помпончик».