Предыдущая Часть. Рабочеостровск - Соловки - Авнепорог.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ, 22.08.11, ПОНЕДЕЛЬНИК
Авнепорог — Калевала
162 (3548) км
С утра погода снова нас радует. После завтрака купаемся и даже загораем до обеда. Уезжать с такого замечательного места совсем не хочется. Но дорога зовет, и в 13.00 мы отправляемся в Калевалу. Сначала идет нормальный асфальт, до поселка Шомба едем даже по отличной отремонтированной дороге. Но потом начинается грунтовка, которая чередуется с плохим асфальтом.
Затем начинается участок, который неоднократно «бомбили». Только когда заехали в Калевальский район, снова начался более менее ровный асфальт. На въезде в Калевалу находится родник, где можно пополнить запасы питьевой воды.
Прокатившись по Калевале, на обед заезжаем в отель «ВелТ», где обед в кафе на двоих нам обходится в 700 рублей. По местным меркам это дорого, но, тем не менее, вкусно.
Здесь же, на втором этаже находится одноименная туристическая компания, где мы продаются турпутевки по 150 рублей для поездки на водопад Куми, куда собираемся поехать завтра. Дело в том, что этот водопад находится в приграничной с Финляндией зоне, и туда могут не пропустить, не имея этих путевок. Сотрудник турфирмы подробно рассказал и нарисовал схему, как проехать к водопаду Куми. Также по этим путевкам мы можем проехать на турбазу «ВелТ», которая расположена на окраине Калевалы, и на ее территории бесплатно остановиться с палаткой.
По пути на турбазу, есть стоянка на берегу озера Среднее Куйто, где расположены некоторые достопримечательности Калевалы.
Грунтовая дорога идет дальше вдоль берега озера, где построены симпатичные дома с прикольными надписями.
На территории турбазы находятся административные здания и жилые коттеджи. Сотрудник турфирмы показывает нам место, где мы можем остановиться и поставить палатку.
На территории турбазы есть даже хаски.
Теперь можно обследовать местность вокруг турбазы. Если подняться на горку за турбазой, то там есть небольшое озеро с оборудованным местом для рыбалки, до которого можно пройти по пешеходному мостику.
На берег большого озера ведет спуск по деревянному настилу. Здесь неплохое место для купания.
В ходе прогулки по берегу озера в сторону Калевалы обнаруживается хороший песчаный пляж, и место для ночевки, которое даже лучше, чем на турбазе. Здесь можно остановиться непосредственно на берегу озера на закрытой от ветра поляне.
Поэтому быстро возвращаемся на турбазу и переезжаем на новое место стоянки. Поставив маленькую палатку, принимаемся за приготовление ужина.
После ужина хорошо гуляется по берегу озера. Хотелось развести костер в оборудованном для этого месте, но дров нигде не удалось найти. Приходится с наступлением сумерек отправляться спать в свою палатку.
ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ, 23.08.11, ВТОРНИК
Калевала — Куми — Войница — Костомукша
235 (3783) км
Судя по всему, сегодня вновь нас ожидает солнечный день. Завтрак, недолгие сборы, настройка навигаторов на Войницу, и мы снова в пути.
После выезда из Калевалы опять началась грунтовая дорога, но вполне хорошего качества, без ям и ухабов. По пути встречается памятное место «Кис-Кис», где пролегал рубеж обороны во время войны.
Дорога продолжает нас радовать, а вскоре после поворота на Войницу нас предупреждают, что мы въезжаем в пограничную зону, где нужны пропуска и документы, удостоверяющие личность. Дальше едем по нарисованному маршруту, потому что дорогу на водопад наши навигаторы не знают.
В скором времени показался и сам пункт пограничного контроля.
Подъезжаем, и у нас пограничники, капитан и сержант, спрашивают документы и пропуска. Я показываю паспорта и путевки. Погранцы также спрашивают, знаем ли мы дорогу на водопад, и я им показываю схему маршрута, которую нам нарисовали в турфирме. Сержант смотрит схему и говорит, что можно проехать короче — сейчас поворачиваете направо, едите до моста, которой был половодьем разрушен, но сейчас восстановлен, потом еще поворот направо, и через пару километров будет водопад. Потом он подправил нам схему. Нам открывают шлагбаум, и мы с хорошим настроением едем на водопад.
Как все просто было на словах и по схеме, и как сложно оказалось, по крайней мере для нас, в реальности на дороге. Едем к водопаду, проезжаем мост, потом поворачиваем направо и через несколько километров… останавливаемся перед большой лужей на дороге, которую мы на нашей Ласточке ни объехать, ни переехать никак не можем.
Думая, что водопад уже где-то совсем близко, решаем пешком немного пройти вперед.
Но водопадом впереди даже и не пахнет. Немного расстроенные, понимаем, что-то сделали не так, и поехали совсем не туда. Время уже обеденное, поэтому решаем сначала перекусить в машине, а потом предпринимать что-то дальше.
Пообедав, разворачиваемся и едем в обратном направлении, не понимая, где мы совершили ошибку. Приезжаем снова к пограничникам, и я говорю, что водопада мы, к сожалению, не нашли, хотя все вроде бы делали правильно. Начинам с сержантом снова разбираться по схеме, и оказывается, что надо было поворачивать направо после второго моста, а первый мостик, он за мост не считается. Ну, нам то, как об этом знать, говорю я сержанту. В общем, немного разобрались — там, где мы повернули направо к луже, надо было ехать на развилке налево.
Пока мы стоим и разбираемся, к пропускному пункту со стороны Войницы подъезжает KIA Sportage с московскими номерами. Выходят двое мужчин, говорят, что едут к заградительной системе и к водопаду, и просят их пропустить. Но пропусков или путевок у них нет. Капитан ни под каким предлогом не соглашается их пропускать. Узнав, какая проблема у нас, Степан и Александр вызываются показать нам дорогу до водопада, так как точно знают, как туда ехать. Мы с Ириной тоже начинаем уговаривать пограничников пропустить их. Без них мы снова не найдем водопад, уверяем мы. Наконец, общими усилиями мы уламываем капитана пропустить их к водопаду. Но, говорит он, мы вас не видели — вы заехали сюда до 09.00 утра. Ура! Теперь мы двумя экипажами едем к водопаду.
Но сначала по предложению Степана едем смотреть заградительную систему. На той развилке, где мы повернули в первый раз направо к луже, теперь едем налево. Затем еще на одной развилке едем налево к системе, а направо пошла дорога к водопаду. Наконец, подъезжаем и останавливаемся у системы, которая представляет собой вспаханную полосу земли, а за ней заграждение из колючей проволоки.
Выходим из машин и осматриваем эту систему. Похоже, что граница охраняется не так как прежде, раз вдоль системы можно ездить на машинах. Фотографируемся и собираемся ехать на водопад. Но тут происходит просто нечто мистическое. KIA Sportage наотрез отказывается заводиться. Степан с Александром начинают все проверять, ничего не помогает. Пробуем завести машину с толкача — безрезультатно. В общем, «танцы с бубнами» вокруг машины продолжаются около часа, и никаких результатов не приносят, машина не хочет уезжать от системы.
Тогда Степан говорит, чтобы мы ехали на водопад без них, а на обратном пути, заехали и узнали, как у нас будут идти дела по ремонту машины. Он нам еще раз объясняет, как проехать к водопаду — сейчас обратно до развилки, потом налево и прямо, проехать мост, и через несколько километров поворот направо к водопаду.
Мы снова одни едем к водопаду и все делаем правильно — сначала на развилке налево, потом переезжаем мост, едем прямо и ищем правый поворот. Едем, едем, едем и … упираемся в еще один мост через речку. Что, опять не туда приехали? Нашему возмущению нет предела!
Делать нечего, разворачиваемся и едем обратно к Степану и Александру. У них без изменений, автомобиль стоит как вкопанный и не хочет никуда двигаться. Ну как, спрашивают они, посмотрели водопад? Ну да, отвечаю я, водопад для нас заколдованный, без провожатых не подпускает к себе и близко.
Тогда принимаем решение, оставить KIA Sportage пока здесь, и ехать на водопад всем вместе на нашей машине, пока день не закончился, и еще светло. Начинается наша третья попытка проехать к водопаду. Снова переезжаем мост и медленно едем, ища поворот направо. И, о чудо, такой поворот наконец-то находится! Как мы его проскочили в предыдущий раз, просто уму непостижимо! Видно, ориентировщики на местности без карты и навигатора из нас совсем никакие. Проехав еще несколько километров по хорошей грунтовке, оказываемся на оборудованной площадке для стоянки, и даже ночевки. Сюда кто-то приехал до нас, на площадке стоит «Volvo». Время шесть часов вечера, а мы только добрались до водопада.
Отсюда слышен шум водопада, мы по крутому откосу спускаемся вниз, и оказываемся у его подножия. Водопад Куми двухступенчатый, достаточно пологий, но даже сейчас в августе при наименьшей воде, кажется диким и своенравным.
Постепенно, любуясь красотой водопада, фотографируя его с разных точек, поднимаемся к его началу. Вокруг красивая природа Карелии.
Проведя у водопада примерно час, возвращаемся на стоянку. На память я фотографирую Степана и Александра, наших гидов и экстремалов.
С некоторой грустью покидаем водопад Куми, здесь вполне можно было остановиться на ночевку. Едем в обратном направлении, снова Степан пытается завести свою машину, но бесполезно. Тогда принимаем следующее решение — Степан остается здесь, а мы с Александром едем к пограничникам просить их своим «Уралом» вытащить кроссовер с границы.
Когда мы подъехали к пропускному пункту, то пограничников уже не оказалось на месте. Проезд открыт, проезжай кто хочет! Делать нечего, едем в Войницу за помощью. На въезде в село около магазина видим «УАЗ»-буханку, останавливаемся, и Александр идет договариваться с водителем о буксировке KIA Sportage.
Переговоры прошли успешно, мы прощаемся с Александром, желаем ему поскорее выехать с границы и вместе со Степаном отремонтировать машину. Он садится в уазик, и они уезжают. Дай бог, чтобы у них все получилось!
Ну, а мы продолжаем свое путешествие. На часах уже восемь часов вечера, и нам надо искать место для ночевки. Проезжаем Войницу и едем дальше в направлении Костомукши, смотря по сторонам, в надежде найти подходящее место для остановки около реки или озера. Но, видимо, сегодня совсем не наш день, ничего подходящего не можем найти.
В 22.00 приезжаем в Костомукшу, так и не найдя места для ночевки.
По навигатору и по карте видно, что Костомукша стоит на берегу озера, и мы решаем поехать к нему. Проехав центр города, уже практически в темноте оказываемся у озера, где находим вполне нормальное место для ночевки.
Немного перекусив, делимся впечатлениями о сегодняшнем дне, сидя на берегу озера. Здорово же мы сегодня поплутали! Но это того стоило — водопад Куми хорош! Палатку решаем не ставить и укладываемся спать в машине.
Следующая Часть. Костомукша - Кивач - Сортавала.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия