« — Белокаменный замок Жоффрея де Пейрака — это истинное произведение искусства. Он был построен очень давно. Вокруг замка расположено много садов в которых располагается бесчисленное количество фонтанов, прудиков, и скамеечек. Внутри замка очень много комнат… Гостиная очень хорошо обставлена мебелью, по последней моде и со вкусом. Потолок очень красиво расписан и позолочен. Но замок графа был необычен и тем, что Жоффрей дал ему название «Отель Весёлой Науки». …
На самом деле замок под названием Танле, где снималась эта часть эпопеи о Анжелике, находится в Бургундской провинции, очень далеко от Тулузы. В действительности этот замок темноват, суров, несмотря на светлый фасад, и с трагической биографией. Сегодняшний владелец замка граф-де ля Шовиньер пускает внутрь только 4 раза в день организованной группой, только в 8 помещений, фотографировать строго запрещается. Но, уверяю вас, потеря небольшая. Демонстрируемые комнаты о-о-очень скромные, практически без украшений, немного мебели и обстановки, также не имеющей особой ценности. Внутри замка — настоящий гимн аскетизму.
Здесь есть замечательный зал, так называемая большая галерея иллюзий, полностью покрытая одноцветными фресками в стиле «обмана зрения». Кроме дверных косяков и одного бордюра вдоль стен на уровне пояса, в галерее нет рельефных украшений. Остальное — плоские стены и абсолютно плоский потолок, эффект обьёма достигается техникой фресок.
То, что замок кажется более феодальным, естественно — это бывшая крепость, появившаяся в XII веке и до XVI века принадлежавшая дому де Куртене. Очень надёжный и крепкий замок окружают рвы, наполненные водой, от крепости остались и круглые средневековые башни из белого камня.
На дороге перед рвом стоит так называемый «малый замок». На самом деле это бывший большой сторожевой пост, охранявший подьёмный мост через ров с водой, по которому попадаем на внутренний двор замка.
В 1533 году полуразвалившуюся крепость — замок у разорившихся Куртенэ купила Луиза де Монморанси, мать знаменитого адмирала де Колиньи. Восстанавливать замок начали только в 1550 году, когда ее сыновья Франсуа де Колиньи д’Андело и адмирал Гаспар де Колиньи начали перестройку замка в стиле французского Ренессанса.
Немного позднее братья приняли участие в религиозных войнах во Франции на стороне гугенотов и стало не до строительства. С тех пор началась особая страница в жизни замка, который стал центром протестантов до 1572 года, когда адмирал де Колиньи был предательски убит в Варфоломеевскую ночь. В замке есть тайное место встреч гугенотов на верхнем уровне одной из башен, которая с тех пор так и называется — Башня Лиги. Круглое помещение почти пустое, кроме небольшого стола и пары стульев в нишах.
Самое примечательное здесь на сферическом потолке. Члены революционного кружка заказали школе Фонтебло фреску, которая должна была отобразить текущую политическую ситуацию во Франции через образы античных богов. В левой части художник изобразил вооруженных католиков, всех придворных Генриха II и Екатерины Медичи. Сам Генрих II в. виде Януса и Екатерина Медичи нарисованы в центре фрески, недалеко и красавица Марго. Справа — миролюбивые гугеноты, тем не менее в стадии подготовки к выступлению против короля. Их меньше. Под многих героев картины был подготовлен только жёлтый грунтовый слой. Когда к замку приближалась армия короля, его обитатели решили не сопротивляться и через парк покинули свой дом. Убежал с ними и художник, бросив недорисованную левую руку обнажённой дамы, от которой осталась только повисшая в воздухе половина ладони.
Кто должен был быть нарисован в правой части фрески, так навечно и осталось в голове давно умершего художника. В последствии замок не раз менял хозяев, мы же перенесёмся в 1642 год, 70 лет после гибели Колиньи. В этом году Танле купил суперинтендант королевских финансов Мишель Партичелли д’Эмери, выходец из Италии. Часть своего значительного состояния новый владелец решил потратить на расширение замка и его оформление в стиле позднего Ренессанса. Именно тогда замок Танле приобрел свой облик, который видим сегодня. Руководил работами архитектор Пьер Ле Мюэ, который сумел сохранить общий стиль дворца и придать ему идеальную симметрию
Истинно французский замок благодаря своему новому владельцу приобрёл и итальянские детали — колоннады, тосканские арки, идеальную симметрию. А пирамидальные стеллы на входе — возможный признак масонства владельцев замка
… около 30-ти лет назад в замке ночевала тогдашняя голландская королева Юлиана. По какой-то линии она прапра.пра.прародственница де Колиньи. Говорят, она в Башне Лиги что-то замуровала в стену.
Всего 10 минут неторопливый езды от замка Танле, примерно в тоже время, когда оформляла договор покупки недвижимости Луиза де Монморанси, другой дворянин — граф Антуан де Клермон выбирал на границе деревеньки Анси место для строительства своей резиденции. Антуана не беспокоит присутствие гугенотов по-соседству. Он предан короне, а с ними король разберётся. Поэтому и не нужна крепость, воевать он не собирается, нужна роскошная усадьба в итальянском стиле, способная поспорить с красивейшими замками долины Луары.
Антуан де Клермон хороший военноначальник, у него стабильное положение при дворе. Жизнь удалась, он очень богат. А тут ещё и женился на Франсуазе де Пуатье, сестре Дианы де Пуатье, неизменной любовницы Генриха II, и влияние при дворе ещё более возросло.
К тому же Диана обладает исключительным вкусом, что подтверждается её «участием» в обустройстве замков Фонтенбло, Шенонсо и Ане. Почему бы не выслушать её советы и рекомендации? Всё вместе позволило привлечь к строительству замка в Анси самого Себастьяно Серлио, родом из Болоньи, который был приближен к французскому двору в 1540 году во время работ в Фонтенбло и Лувре.
Строительство началось в 1542 году и в целом закончилось к 1550-му. Серлио создал достойный царственных особ элегантный дворец, который не раз посещали короли Франции: Генрих IV в. 1591 году, Людовик XIII — в 1631-м и Людовик XIV — в 1674-м. По степени соответствия стилю классической итальянской ренессансной архитектуры, для Франции шестнадцатого века — это почти уникальное здание.
Постепенно все согласились, что замок, понемногу растущий на берегах Армансона, настоящий шедевр в итальянском вкусе эпохи. Себастьяно Серлио выбрал очень крепкий камень для строительства, поэтому здание прошло через столетия практически неповреждённое. Красивый, идеально-квадратный внутренний двор замка образуют четыре стены с четырехгранными башнями по углам. Этажи разделены широкими карнизами, на фасадах колонны коринфского, тосканского, дорического ордеров.
Серлио придумал план и следил за постройкой, интерьеры же были декорированы по рисункам Приматиччо.
Интерьеры дворца считаются самыми богатыми в Бургундии. Эти коллекции фресок XVI–XVII веков — одни из лучших во Франции. Первая настенная живопись появилась уже при строительстве в 1550 году, это были картины на античные темы, очень редкие в то время во Франции, работали над ними лучшие итальянские художники того времени. Периодически в замке появлялись новые фрески вплоть до XIX века.
На втором этаже находятся апартаменты короля, графа и графини.
Кроме фресок, комнаты и галереи богато украшены скульптурами, деревянными панелями, потолками.
Сын Антуана де Клермон был убит при осаде Ла-Рошели, когда ещё был жив его отец, после смерти которого замок Анси-ле-Фран перешёл к внуку Карлу-Анри, при котором и было полностью закончено строительство в 1622 году.
Постепенно семейство Клермон беднело, чем воспользовался в конце XVII века могущественный министр Людовика XIV маркиз де Лувуа, купив замок после 10 лет ожидания — несмотря на бедность, его владельцы продолжали хранить верность семейному гнезду.
Через 100 лет бури революции и империи раскидают по миру всё семейство Лувуа. Внук приобретателя замка Станислас подхватил заразу революционных идей, стал депутатом Генеральных Штатов, проголосовал за отмену привилегий, содействовал трибуналу над королевской семьей, и сам же был казнён толпой. Его дядя Гаспар во время восстания в Гренобле избежал смерти, но погиб под залпами картечи во время битвы немного спустя. Сын Гаспара Айнар отважно служил Наполеону и стал камергером Полины Боргезе, последний маркиз Лувуа умер, не оставив наследников в самый канун окончательного восстановления монархии.
Анси-ле-Фран чуть было не пошел с молотка в 1845 году и — о чудо, спасение пришло благодаря Гаспару-Луи де Клермон-Тоннеру, потомку графа Антуана де Клермон. Правда, помогла ему очень богатая невеста, Цецилия де Клермон-Монтуазон, оформить брак с которой он постарался как можно скорее.
Но, тем не менее, в Анси-ле-Фран возвращается семейство, для которого он и был построен.