Город, который нужно увидеть, чтобы жить!
Город, который нужно увидеть, чтобы жить!
Вообще-то конечным пунктом моего путешествия были замки Луары: Шамбор, Шенонсо, Блуа, Амбуаз. И о них я еще обязательно расскажу. Но…
Сначала Париж! Памятуя о своем предыдущем знакомстве с этим дивным городом, когда быстроногий и ретивый гид буквально загнал нас, несясь рысью от одной парижской достопримечательности до другой, на этот раз я решил побывать здесь самостоятельно. Потому что Париж мало увидеть, его нужно почувствовать. И тут вам никакой экскурсовод не поможет. Благо, что моя жена полностью разделяет со мной эту точку зрения. Возможно, она еще не забыла своего сногсшибательного бега с преследованием за неугомонным гидом. Ну что там проехать на собственном авто каких-то 1400 км… Пустяки. Тем более, что я себя особо долгими переездами не перетруждал, сделав на пути в Париж две остановки в Потсдаме и Кельне.
И тут стоит пропеть хвалебную оду нашему славному Интернету. С его помощью я забронировал 9 (девять!) отелей на своем долгом пути, и в каждом меня уже с нетерпением ждали! За всю поездку у нас не было ни одного сбоя… Правда, накануне отъезда, посмотрев несколько видеороликов все в том же Интернете о том, как паркуются парижане, я немного скис, а моя жена вообще предложила объехать столицу Франции стороной… Да, видеть, как французские водилы и водилицы паркуются на звук, впихивая свои крошечные «пежо» между такими же крошечными «рено», вдавливая бамперы и корежа и без того уже мятые крылышки у своих малолитражных «ласточек», зрелище не для слабонервных. Особенно, когда думаешь, что нечто подобное ждет и твой «хайлендер». Но отступать было уже поздно… Может они и правы, думал я о парижанах. В конце концов машина прежде всего средство передвижения, а не роскошь… Но согласитесь, когда рихтуют твой автомобиль лишь потому, что не могут припарковать свой, не то что бы жалко, но обидно… Хотя и жалко тоже…
Забегая вперед, скажу, что возможно, где-то в Париже паркуются и так, но не везде. И ездить по столице Франции куда спокойнее, нежели в той же Москве, а, может, и в Калининграде. По крайней мере, к своему отелю на Монмартре мы добрались без всяких приключений и блужданий (с помощью Джи Пи Эс, естественно). Тут же в двух шагах оказался полупустой многоуровневый паркинг (25 евро в сутки), куда мы и поставили наш автомобиль, пока несколько дней гуляли по Парижу. Все-таки осматривать этот город лучше не из окон личного авто…
А как?
По Монмартру, благо он оказался не таким уж и большим, мы гуляли пешком, узнавая знакомые по книгам, фильмам и некогда виденным картинам парижских художников места…
Вот примостившийся на углу улицы Соле «Розовый дом», точь в точь как на картине Мориса Утрилло. И надпись, естественно по-французски: La MaisonRose, то есть Розовый Дом. Почему розовый? Потому что розовый. Именно в такой неожиданный цвет это скромное здание некогда выкрасили сильно перепившие художники, жившие в нем. И уже более ста лет домик этот ни разу не поменял свой дерзкий колер.
А вот на той же улице Соле еще один розовый особнячок, ставший неотъемлемым символом Монмартра — кабаре «Проворный кролик». Домик этот можно увидеть на картине Пикассо и не только. С этим заведением связана еще одна забавная история. Некогда здесь находилась деревенская забегаловка, которая постоянно меняла свои названия: то «Кабаре убийц», то «Встреча воров» и пр. в том же духе. Пока в начале XX века заведение это не купил певец Аристид Брюан. Он решил напрочь избавиться от старого отпугивающего публику названия и заказал новую вывеску карикатуристу Андре Жилю. Художник нарисовал веселого кролика, удирающего из кастрюли. И подписал «Кролик Жиля», по-французски «Lapin a Gill», тем самым намекая на то, кто его автор. Но… французы любители каламбуров, переименовали его в «Lapin Agile». Звучит точно так же, а переводится: «Проворный кролик». Вывеска эта и сегодня украшает фасад кабаре.
Присмотревшись, правда с трудом, ее можно увидеть и на моем снимке.
А вообще кабаре это было раем для пока еще никому неизвестных Пикассо, Модильяни и прочих талантливых нищих. Подчас хозяин кабаре подкармливал голодных художников, выставляя у ворот здания котел с супом. Здесь же, к слову, родилось и всемирно известное полотно «Заход солнца над Адриатикой», написанное… ослицей Лулу. А дело было так: завсегдатай кабаре писатель Ролан Даржеле терпеть не мог «мазню» Пикассо и прочих абстракционистов. Однажды он привязал к хвосту ослицы хозяина заведения кисть и поставил перед ее задом полотно. Картина удалась… Ее даже выставили в «Салоне независимых» и она была продана аж за 400 франков. А ослица Лулу вошла в историю современной живописи.
Да, Монмартр и сегодня пристанище художников.
насладившись со смотровой площадки панорамой Парижа,
послушав пение уличных музыкантов
и даже испив воды из «фонтана для изящных девушек»,
сумев, как того требует многовековой этикет, аккуратно просунуть голову между бронзовыми кариатидами и даже не застрять… А ведь были и такие случаи… Так вот, на площадь Тертр мы пришли не за духовной пищей, а за самой что ни на есть натуральной. Но насладиться в полную меру всем букетом французской фуагры с инжиром нам так и не дали монмартровские живописцы назойливо предлагающие увековечить наши скромные персоны за символическое вознаграждение на холсте или картоне. Впрочем, все это можно посчитать и бесплатным десертом, позировать из-за дефицита времени, мы все-таки не стали, придавшим особый шарм нашему обеду. Тем более, что еда в Париже больше чем еда. Это опять же Представление.
Здесь все так усаживаются за столиками, чтобы лицезреть не соседа или соседку, а то, что происходит вокруг. Тем более, что и сами столики, подчас, стоят чуть ли не посередине тротуара.
И все, кто идут, сидят, бегут, читают, чешутся или чихают, становятся вольными или невольными участниками бесконечного шоу под названием Парижская жизнь. Так что, когда на той же площади Терт, буквально в полушаге от моего столика милая парочка парижан застыла в страстном поцелуе, мне ничего не оставалось делать, как зааплодировать им. Влюбленные посмотрели в мою сторону, мило улыбнулись и… повторили на бис свой поцелуй… как в театре.
Впрочем, и сам Париж похож на Большой Яркий Театр.
Особенно это заметно с открытой террасы желтого туристического автобуса L`Open Tour, курсирующего по наиболее значимым местам. Передвигаться с его помощью от одной достопримечательности до другой очень удобно.
Билеты на него мы приобрели прямо в автобусе, остановившемся возле Нотр-Дама.
Причем не на один день, а на два. Это всего лишь на три евро дороже…
Мы сидели на открытой террасе автобуса, любовались постоянно меняющимися, как бы перетекающими, словно картинки в калейдоскопе, изумительными видами Парижа,
слушали с помощью аудиогида комментарии на чистом русском языке,
выходили у особо приглянувшихся нам достопримечательностей,
гуляли, фотографировались,
просто дышали чудесным парижским воздухом и снова садились в другой желтый автобус, чтобы продолжить наше знакомство с городом. Мы отлично понимали, что нельзя объять необъятное, что за эти несколько дней, проведенных в Париже, невозможно успеть осмотреть все, и не торопились, а просто радовались, что мы здесь, в этом прекрасном, в этом многогранном, в этом праздничном городе, что мы ходим по нему, дышим его воздухом, любуемся им.
И все-таки желтый туристический автобус L`Open Tour помог нам увидеть очень многое: а главное, позволил более пристально, свежо взглянуть уже на, казалось бы, заезженные, растиражированные, знаковые достопримечательности Парижа:
Эйфелеву башню,
Триумфальную арку,
Площадь Согласия,
Лувр….
Я увидел, сколь целен этот город,
как грамотно он выстроен, в нем нет случайных, ненужных зданий, в нем много воздуха, живого, а не пустого пространства. И он очень обжит.
Все его скверы, парки, набережные полны людей.
Молодых. Счастливых.
Влюблённых.
И красивых! Здесь не кичатся своей историчностью, древностью, знатностью, здесь во всем этом живут.
И могут запросто сидеть на ступеньках самого большого, самого красивого и самого маститого оперного театра Европы и слушать, как тут же, у его стен, двадцать юных, но не очень профессиональных музыкантов во всю мощь своих молодых легких выдувают из двадцати медных труб сумасшедший свинг. И все это весело, живо, без пиетета перед классиками.
Зато празднично.
Да, похоже, что Праздник — это постоянное, естественное состояние для Парижа. Понятное дело, что не мне первому пришло это в голову. Но и я, побывав здесь всего несколько дней, почувствовал это. И когда поздно вечером сидел в кафе на Трокадеро, любуясь переливающейся, словно рождественская елка, Эйфелевой башней,
и когда слушал на таких милых и таких уютных улочках Монмартра парижских шансонье,
которые действительно пели и очень здорово пели, а не просто вытягивали из туристов мани,
и когда обедал в легендарном кафе «Ротонда» под обнаженными чреслами «Натурщицы» Модильяни, (копией, естественно),
Ну и, конечно же, когда в последний день нашего пребывания в Париже мы все на той же Трокадеро оказались невольными свидетелями еще одного праздника: La Parisienne 2012, массового, не менее ста тысяч человек, забега стройных,
не очень стройных, полных и даже тучных (оказывается есть и такие) парижанок. Действо начиналось аж у подножия Эйфелевой башни. Понятное дело, что все сто тысяч красавиц, многие были одеты скорее для карнавала, нежели для спортивных состязаний, сразу побежать не могли, и поэтому были разбиты на группы.
Перед забегом каждую такую группу разогревали, танцующие на высоко поднятом подиуме ди-джеи. А на финише, который был почти тут же, метрах в пятистах от старта (очевидно и парижанкам близок лозунг: главное не победа — главное участие) их уже встречал веселыми ритмами оркестр барабанщиков.
Но как встречал!
Непрерывная виртуозная дробь, не смолкала несколько часов. Молодые барабанщики и барабанщицы демонстрировали чудеса ударной техники и при этом еще танцевали, подбрасывали свои увесистые барабаны и… улыбались! И это был настоящий праздник! Потому что в Париже иначе и быть не может.