Начало рассказа: здесь
Вдоволь набродившись по крепости-музею Карим Хан
Начало рассказа: здесь
Вдоволь набродившись по крепости-музею Карим Хан
вышли из нее, оценить масштабы площади Шохада, ее окружающей, и обнаружили вот такой смешной памятник фотографу. Памятник нам, туристам?:)
На площади было немноголюдно, еще раз убедилась, что начало марта — не сезон в Иране. Хотя по погоде — очень комфортно. Особенно учитывая, что женщине надо носить платок и удлиненный плащик, закрывающий «сиденье»:) В курточке мне было даже жарковато при +21–23 градусах, поэтому носила тонкий плащик. Особенно тепло было в Ширазе, ведь он находится южнее остальных посещенных нами городов. Гид вообще ходил просто в рубашке, но с неизменной кепкой на голове. Муж — в рубашке и джинсовой жилетке (это, чтобы карманы были, в сумке или кошельке деньги не носили). Надо сказать, что дождей за эти дни не было, только один раз, в Нагше-Ростам, там был просто ливень, но — не долгий и не свирепый.
Вот такая площадь, в крепости которой в 1981 году был открыт музей. А раньше в крепости была тюрьма (с 1932 года), потом, с 1971 года — началась реставрация. Мне кажется, до сих пор еще реставрация ведется.
Выйдя из крепости, мы куда-то задевали входные билеты, а зря… Вечером захотели еще раз побывать в крепости-музее, уже самостоятельно, без гида, а билетиков-то и нет… Что делать? Платить второй раз? Муж сказал, что и так прорвемся… Мы с высоко поднятыми головами протопали мимо билетной кассы внутрь. Плохо поступили, наверное, но нас никто даже не попытался остановить или попросить показать входные билеты. Обожаю Шираз!:)
На площади около крепости Карим Хан находится сад Назар. Во время правления Сефевидов (1501–1722), сад Назар был одним из крупнейших садов в Ширазе. Во время правления династии Зенд (1750–1794) Карим Хан построил восьмиугольное здание, которое служило местом, в котором принимались иностранные послы. Оно также использовалось для проведения официальных церемоний.
Сад — красивый, а в 1936 году дворец, построенный в нем Карим Ханом, получил статус музея (музей Парс). Это был первый музей в Иране, находящийся за пределами Тегерана. В музее экспонируются около 30 рукописных экземпляров Корана, а также работы знаменитых персидских художников, среди которых, хорошо известная картина «Карим Хан во время курения кальяна» Джафара Накаша. В коллекции музея собраны изделия из железа, гончарные изделия, монеты и другие экспонаты, датируемые от 4 тысячелетия до нашей эры. Среди наиболее интересных экспонатов можно отметить меч Карим Хана.
Если честно, то музеи мы не любим. Хотя конечно, музеи музеям рознь, но — не пошли, а сам сад — ничего, птички там в клетках поют:
До мечети Вакиль с площади Шохада — рукой подать. Вот она, мечеть, внешне — не особо яркая, ну мечеть… и мечеть. Если смотреть на фото, то слева от мечети — базар Шираза, тоже называется Вакиль. Имейте в виду, что базар в Ширазе разделен на несколько частей, каждая имеет свое название. Мы побывали во всех частях, но раз уж не удосужились купить все понравившееся в Исфахане, то для покупок самой лучшей частью базара Шираза оказался именно базар Вакиль.
Мечеть Вакиль со сталактитами на входе (вверху), они же называются «мукарны» (мукарнасы) или еще — «соты», в архитектуре мечетей Ирана они появились в середине XX века:
Просто «музыка для глаз», в этой мечети мы впервые увидели розовый и оттенки розового цвета. Обычно были только вариации желтого и голубого цветов.
Внутренний двор мечети:
С конца XII — начала XIII вв. отличительной чертой любой мечети стал михраб — установленная на стороне киблы (направление на священную Каабу в г. Мекке) рельефная арка или арочная ниша, нарядно украшенная орнаментами и религиозными надписями, святая святых мусульманского молитвенного здания. В этом михрабе сидели девчонки-иранки…что-то читали.
А михраб делается именно как ниша для того, чтобы улучшить акустику, ведь имам читает молитву стоя именно здесь. Молящиеся находятся лицом к михрабу. А вот, кстати, углубление в полу (видите, девчонки сидят на нем, как на скамеечке) в михрабе нужна для того, чтобы читающий молитву имам, находился примерно на одном уровне с молящимися. Михраб используется для повседневных молитв, а минбар — в основном, для пятничных (или праздничных).
В соборных мечетях с эпохи халифов Омейядов (661–750 гг.) начали устанавливать внутри, справа от михраба, лесенку-минбар (мне встречалось написание «мимбар»), стоя на котором имам читал проповедь-хутбу, а снаружи, на противоположной михрабу северной стороне, возводить башню-минарет, откуда муэдзин призывал верующих к молитве. В мечети Вакиль минбар потрясает — огромный монолит (мрамор) везли из Азербайджана.
Мечеть Вакиль построили в 1773 году по приказу Карим Хана как самую главную мечеть страны — ведь Шираз в то время еще был столицей Персии. От титула Карим-хана (Вакиль од-Дауля — «уполномоченный государства») и пошло название мечети (еще «вакиль» c фарси переводится как «опекун, защитник»).
А вот плиточный декор датируется более поздним XIX веком и возник в ходе перестройки и реставрации, проведенной в 1825 году.
Молитвенный зал мечети Вакиль (шабестан) — довольно большой по размерам и имеет 48 колонн, украшает которые резная геометрия рисунка.
Возникает некое несоответствие колонн, простых, без плиточных украшений, и куполов, украшенных плиткой. Как будто незавершенность какая-то…
Выйдя из мечети, свернули на базар Вакиль и были просто потрясены шедевральными картинами-коврами, даже больше, чем самими коврами.
Внутри базара Вакиль оказался бывший караван-сарай. Видите ту беседку-скворечник в середине фото — это очень милая кофейня, где было написано мелом на доске, какие виды кофе они здесь варят. Не смогли устоять и правильно, потому что кофе — отменный нам сварили и еще впридачу угостили какими-то «плюшками». На доске, где мелом было написано (по-английски) про разные виды кофе, которые есть в наличии, не удержалась, везде исправила написанное kafe на coffee. Иранец с удивлением смотрел на мои действия, потом заулыбался и сказал: «мЭрси». Иранцы постоянно это слово используют как «спасибо» с ударением на первом слоге. Хотела еще на табличке исправить смешно написанное «WELL COME», вместо «welcome», но подумала, что это будет уже лишним…
Это тоже все в караван-сарае:
А это уже — на базаре Вакиль:
Ну и эти красивые иранские тарелочки, от покупки которых я не смогла удержаться. Это — минакари. Процесс производства минакари невероятно сложен и делится на несколько этапов, при этом все время задействованы сразу несколько мастеров. Для основы обычно берут такие металлы как медь, бронзу серебро и золото. Бронза, конечно лучше, гибче и дешевле. Когда мастер придаст форму своему изделию, он покрывает её специальной глиной и подвергает обжигу, во время которого температура может достигать 750°С. Процесс повторяется трижды.
Для покраски сейчас используют различные оксиды металлов. Так, для получения красных оттенков используют оксид золота, а для бирюзового цвета берут олово, свинцовый хрусталь или медь. Все краски, конечно же, огнеупорные. Основными мотивами для росписи выступают разнообразные узоры, цветы, птицы, а иногда и персидские миниатюры. После нанесения рисунка сосуд снова отправляют в печь теперь уже для закрепления краски.
Несколько таких тарелочек, купленных нами, жалко было использовать для прямого, «посудного» назначения. Украшают стену кухни. Красиво, и воспоминания о Ширазе освежают.
Продолжение - здесь