Окончанием нашего дня явилась поездка в Роттердам — второй по численности город Нидерландов, крупнейший морской порт Европы и второй по величине порт в мире.
Практическая информация о парковке: Мы выбрали в качестве места парковки самое «сердце» Роттердами — торговый центре Марктхол. Вот тут можно забронировать онлайн заранее место. Очень удобно — «вечернее время» — с 19:00 и до ночи нам стоило 5 евро. Паркинг подземный очень комфортный. В роттердаме также есть P+R, но мы им не воспользовались.
Неоднократно можно увидеть в различных источниках описание Роттердама как европейского города будущего, на наш взгляд в этом есть доля правды. Для того, чтобы это понять ненадолго заглянем в историю города: название города, было дано все по той же традиции, что и Амстердаму, только в отличие от последнего дамба находилась на реке Ротте. Город в 1340 году получил права и привилегии города, и 10 лет
спустя его жители получили от графов разрешение на строительство канала, ведущего в Лейден и Дельфт специально для перевозки английской шерсти. Именно с этого времени начинается развитие Роттердама как торгового порта. Город продолжал развивать активную торговлю, особенно с портами на Ла-Манше и на Средиземном море. Туда перевозили продукты рыболовства и сельского хозяйства, обратно привозили соль, вино, фрукты. Интенсивное судоходное движение вынудило городских властей построить большой порт с 10 новыми широкими причалами в 1600 годах. Неспешно разрастаясь, город благодаря выгодному географическому положению превратился в XVII веке (после открытия великих океанских путей в Юго-Восточную Азию) в важнейший торговый порт. Это был один из шести важнейших торговых портов Голландской Ост-Индской Компании. А с введением в строй в 1872 году доступного для крупных океанских судов канала Ньиве-Ватервег стал и вовсе самой крупной гаванью всего мира. Роттердам стал в один ряд, а зачастую являлся и более значимым по сравнению с Брюгге, Антверпеном и Амстердамом. Однако буйный рост города был прерван событиями 14 мая 1940 года, когда немецкая авиация сравняла центр Роттердама с землей, за один день убив около 900 и оставив без крова 80 тысяч жителей. Чтобы сохранить Амстердам и Гаагу, Нидерланды капитулировали.
Роттердам был выбран нами в качестве объекта для исследования не случайно: хотя многим он не нравится в качестве туристического пункта, однако нам хотелось контрастов. Мы получили то, что и ожидали. После уютного Дельфта со средневековыми традиционными голландскими домами и маленькими улочками, мы попали в город небоскребов, причем местная архитектура не является типичной застройкой, а представляет собой весьма интересные подходы к постройке различного рода сооружений. Такая архитектура появилась в городе после 2 мировой войны, когда после масштабной бомбардировки почти ничего не осталось, администрацией города было принято решение строить «новый» город заново. Для этого были привлечены самые модные современные архитекторы.
Прибыв в самый центр города, мы сразу попали на площадь «сумасшедшей» архитектуры. Кубические дома, дом «Карандаш», дом «Ластик», дом с трубами, станция метро — космическая тарелка, рынок-космический ангар. Оцените сами:
1
1
Кубические дома — ряд домов, построенных в Роттердаме по новаторскому проекту архитектора Пита Блома в 1984 году. Радикальным решением Блома было то, что он повернул параллелепипед дома на 45 градусов и поставил его углом на шестигранный пилон. В Роттердаме есть 38 таких домов и ещё 2 супер-куба, причём все дома сочленяются друг с другом. Общая площадь квартиры составляет около 100 квадратных метров, однако около четверти пространства является непригодным для использования из-за стен, которые находятся под углом. Проект предполагал, что в каждом кубе будет жить одна семья, вот такое решение роттердамского квартирного вопроса.
Дома состоят из трех этажей: Цокольный этаж — вход; На первом этаже гостиная с кухней; На втором этаже две спальни с ванной комнатой; На верхнем этаже иногда разбивают небольшой сад. С высоты птичьего полета комплекс согласно замыслу должен напоминать шапки гор серо-белого цвета — хоть где-нибудь в Нидерландах, но все-таки должны быть горы)
Интересно, что впервые такие дома были построены Питом Бломом в маленьком голландском городке Хелмонд, а уже впоследствии администрация Роттердама попросила архитектора спроектировать мост, соединяющий улицу Блаак со старой гаванью, и Блом решил повторить здесь свою идею с кубиками.
Сейчас помещения в Кубах сдаются под офисы, один из домов открыт для туристов и за небольшое вознаграждение туда можно попасть и посмотреть его «внутренность». Квартира-музей полностью оборудована и обставлена мебелью и дает представление о том, как можно жить в перевернутом кубе. Фото взяты с просторов интернета:
Рядом с Кубами для завершения архитектурной композиции тем же Бломом был возведен высотный жилой дом «Карандаш», выполненный в том же стиле, только в виде заточенного карандаша. Кстати, стоящий рядом с карандашом обычный дом-коробку местные шутники называют «Ластиком».
Следующий объект современной архитектуры — центральная библиотека Роттердама (самая большая в Нидерландах). Здание обвито толстыми желтыми трубами, в которые создатели спрятали электропроводку и кондиционеры. Говорят, что внутри библиотека выглядит так же оригинально, как и снаружи (нам это проверить не удалось, потому как это было воскресенье, да и время было поздним).
Здание МarktHal представляет собой очень необычное строение в котором размещается крупнейший рынок в Нидерландах, гипермаркет, кафе, магазины и даже, настолько мы поняли — жилые помещения. «Вау»-эффект будет сопровождать вас как при осмотре здании с внешней и внутренней сторон. К огромному сожалению, мы не успели на рабочие часы и не прочувствовали настоящий дух рынка, однако все же удалось сделать пару кадров на память!
Недалеко от площади «безумия» расположена весьма классическая средневековая церковь — Церковь Святого Лаврентия, которая была построена на непрочном болотистом грунте и тяжелые дубовые балки, установленные на глубине 4 метра под прямым углом друг к другу, оказались не в состоянии предотвратить её накренения спустя два века после начала строительства. Для стабилизации и недопущения падения местные архитекторы в 1650 году укрепили основание церкви, поэтому сейчас она выглядит немного полноватой у подножия. Внутренний интерьер церкви с ее нестандартными «фишками» (появление на зеркале слов и экспозиции из свечей) можно увидеть в программе «Орел и Решка», посвященной Роттердаму.
1
Непосредственно возле здания церкви расположена скульптура местной «звезды» — легендарного философа Эразма Роттердамского.
Гуляя по Роттердаму неминуемо вышли на городскую гавань — напоминание того, что Роттердам является мощным портом!
1
1
1
Пройдя вдоль гавани с пришвартованными судами, мы попали на берег Мааса, где две части города соединяет еще одно архитектурное чудо — Мост Эразма (Эразмус), а в простонародии — «Лебедь-мост». Мост считается — первым мостом соединяющим центр Роттердама со стороны моря. Длина моста — 802 метра, высота пилона — 139 метров. Кстати, как и во многих нидерландских мостах, в более удалённой от центра города части моста есть разводной пролёт, который считается самым большим и тяжёлым в Западной Европе. На строительство этого гиганта было потрачено, в пересчете на действующую валюту, никак не меньше 165 млн. евро, 6 сентября 1996 года мост был официально открыт Королевой Беатрикс, а уже в октябре 1996 года мост был открыт и для транспортного движения. Но вот незадача, выяснилось, что конструкция моста недостаточно устойчива к сильным порывам ветра. Дл обеспечения безопастности мост дополнительно был укреплен По этой причине было решено установить дополнительные регуляторы тяги.
На заднем фоне самые высокие в Нидерландах 151-метровые небоскребы-близнецы- финансовая компания Nationale-Nederlanden.
На центральной набережной Мааса в Роттердаме установлены флаги различных государств. Пока мы судорожно искали флаг родины, мы даже прикинули, что т. к. Роттердам является морским портом, то тут установлены лишь флаги государств, имеющих выход к морю. Однако как видите это не так!)
Роттердам действительно впереди планеты всей: именно здесь находится самым первый в Европе небоскреб. Одиннадцатиэтажный 45-метровый Белый дом «Witte Huis» был построен по заказу местных бизнесменов на самом берегу реки Маас. Скептики уверяли, что такое высокое здание вряд ли простоит долго, тем более на такой зыбкой почве — и приводили в пример падающую башню собора Святого Лаврентия. Но несмотря ни на что, 1898 году строительство было закончено и по сей день Белый Дом строит не шолохнувшись! На крыше здания, еще в те далекие времена, была установлена смотровая площадка, куда посетители могли подняться на лифте для того времени настоящая диковинка. Интересный факт, но во время бомбежки в период второй мировой войны два наиболее высоких здания Роттердама (Белый дом и Церковь) — устояли. На сегодняшний день Белый дом внесен в список ЮНЕСКО как одно из самых выдающихся архитектурных сооружений планеты. И это безусловно так, взгляните и попытайтесь представить его в окружении зданий 19 века — фантастика!
1
В целом, после прогулки по городу мы немного уставшие (и некоторые чуть-чуть примороженные), но очень довольные вернулись к автомобилю. Все-таки у нас получилось посмотреть разные и интересные Нидерланды (от истории Дельфта до современности и стремления в будущее Роттердама). День удался!
Ниже, традиционные фото для большей наглядности наших странствий:
Фото в коллекцию необычных мостов Нидерландов
1
Немного необычной современной архитектуры Роттердама: