Свои клоуны от истории типа Фоменко и Бебика есть в любой стране. Вот и во Франции группа товарищей уже десятилетия притягивает бургундский Авалон (приняты оба варианта названия — и с одним, и с двумя «л», с целью экономии принимаю первый вариант) к легендарному (но только легендарному) королю Артуру.
Авалон — мифический остров, классический элемент Артуровского цикла, где был выкован меч Артура, а затем сам король был увезён туда для исцеления после своей последней битвы, и где был похоронен. Место пребывания Феи Морганы, остров, где воспитывалась фея Мелюзина — как бы хотелось связать эпос с бургундским городом Авалон.
Чтобы придать вес своим фантазиям, пытались даже совместить пропавшего в Бургундии бретонского короля Риотама с королём Артуром. Действительно, был такой предводитель романо-бриттов, который помогал императору Антемию в его войне против вестготов в Северной Галлии. Горе-исследователи убеждают, что так как слово «Риотам» означало в то время у бриттов «верховный правитель», это титул, а имя, вероятно Артур. Такой вот риотам Артур. Но конечно мало кто верит в эти сказки. Несмотря на то, что «Риотам», разбитый вестготами, действительно исчез где-то в Бургундии, бургундский город Авалон похож на легендарный остров только своим красивым названием.
Авалон, старинный бургундский город во французском департаменте Йонна, в 34 км к юго-востоку от Осера, на реке Кузен в античные времена назывался Абалло. Кстати, в переводе с кельтского это слово означает «яблоко»
Яблоки оценили римские легионеры, которые после завоевания Галлии сколотили здесь пару вышек с пулемётными катапультными гнёздами, на которых охраняли, болтая ногами и бросая вниз огрызки вкусных абалло, имперскую дорогу, соединявшую Лион и приморскую Булонь. Слава о вкусной сельхозпродукции донеслась до Отёна, и началась торговля дачными участками между состоятельными римлянами, которым нравились здешние живописные пейзажи, биопродукты и легкость, с которой можно было сюда добраться.
Римляне построили храм, театр и, когда совершилась первая кража яблок, здание суда. Важные господа не могли жить в чём-то с таким неброским названием, и поселение получило название Авалонем Каструм. Интересно, что в период варварских нашествий городок никогда не был взят и разрушен. Не то, что он был неприступен, а просто никого не интересовал. Наверное, варвары не любили яблоки. А вот римские легионеры часто возвращались сюда после очередных сражений с варварскими племенами. Но чему быть, того не миновать, во второй половине V века Авалонем был всё же завоеван бургундами, правда, уже в 534 году его отобрали франки. В конце 9 века было создано герцогство Бургундское, в состав которого вошел и Авалон.
Вплоть до начала XI века ничего интересного не происходило, и этот период можно опустить. До того времени, пока под городом не обьявился Роберт Благочестивый из Капетингов. Только что умер его племянник, правивший герцогством Бургундским, и король решил прибрать его владения. И вдруг на авалонцев что-то нашло. Оставив в стороне садоводство, они решили повоевать. Всё же каждый должен заниматься своим делом — город сопротивлялся три месяца, но под натиском королевских войск пал. После этого городские укрепления враг разрушил, значительную часть горожан убил, а город полностью разграбил.
Восстанавливаться Авалон стал только при следущем короле — Генрихе I. Но уже не жилось в городе спокойно. Столетняя война между Францией и Англией принесла городу следущую волну бедствий. Война расколола и Бургундию. Возникли две партии — бургиньоны (не путать с бёф бургиньон, говядиной по-бургундски) и арманьяки (не путать с бренди по-гасконски), столкновения которых опустошали Авалон. Ситуация порой была похожей на ту, которую знаем из отечественной истории — «а вы за кого» … «а кто сегодня с утра в городе?» К началу XV века город пришел в весьма плачевное состояние, его укрепления практически не существовали. В результате в декабре 1432 года Авалон был захвачен вооруженной бандой арманьяков, которые были в оппозиции к другим арманьякам, потому что были просто бандитами. А самым авторитетом у бандитов был Жак д’Эспайи, который и удерживал Авалон в течение многих месяцев. Лишь в октябре 1434 года в результате удачной спецоперации Авалон был отбит бургундским герцогом Филиппом Добрым. Восемь лет авалонцы приходили в себя. Построили новые укрепления, 17 башен, и даже одну высокую башню посреди города, что бы смотреть — не идёт ли арманьяк (слово стало в городе ругательным). Но периоды спокойствия периодически сменялись временами бедствий — город переходил из рук в руки во время бургундских войн в конце XV века, во время религиозных войн между католиками и гугенотами в XVI веке. Затем наступил период спокойствия. 300 лет город никто не навещал, кроме чумы и королевских сборщиков налогов.
А в годы франко-прусской войны 1870 года город подвергся бомбардировке, но зато спокойно прошёл обе мировые войны. Кроме большого количества местных мужчин, погибших в окопах в Бельгии в Первую мировую, которым посвящён мемориал.
Ах да, ещё рядом с Авалоном, в деревне Сен-Леже-де-Фушер в 1633 году родился Себастьян Вобан. Тот самый, великий строитель крепостей. Всего за свою военную карьеру он принял участие в осаде 53 крепостей, обороне двух городов, строительстве 33 систем крепостных укреплений и перестройке оборонительных сооружений более чем 300 городов. Тринадцать крепостей Себастьяна Вобана внесены в список ЮНЕСКО.
Но не всем известно, что Вобан занимался не только милитари-девелопментом. Например, во Франции он — один из крёстных отцов статистики — разработал технику проведения всеобщей переписи населения. По принципу — нам всё равно где быть на руководящей работе, куда партия король направит — разработал на его взгляд самую лучшую систему организации свиноводческого хозяйства, написав трактат «Свиноводство, или предварительный расчет того, насколько можно увеличить поголовье свиней за десятилетний период»… А потом решил заняться разработкой системы изменения налогообложения в королевстве. Но вот этим лучше бы не занимался. Предложением отменить все налоги и вместо них ввести один, единый, налог, вторгся в святые-святых хранителей королевской казны, попал в королевскую опалу и был отстранен от дел, а вскорости и умер. В 1873 году в Авалоне установили памятник Вобану работы Бартольди в конце небольшого бульвара в центре города.
Парадоксально, что в своём родном городе Вобан не построил ни одной башни, ни единого метра укреплений. Несмотря на периодические разрушения, некоторые участки городских укреплений сохранились. Лучше всего смотрится городская стена в районе башен Гожар и-де л’Эшоге постройки 1438 года.
Если спросить авалонца, каким памятником он гордится более всего, как правило назовут не кафедрал, не мэрию, а часовую башню. Башня — гордость Авалона и символ его процветания, была построена в 1456 году.
Это та самая башня, которая была построена в центре города с целью наблюдения за приближением арманьяков…или других бандитов. Здесь самое высокое и людное место города.
Под башней проходит центральная улица, а сама арка носит название Ворота Мясников, потому что сразу за ней торговали бараньими котлетками. Уже через четыре года на башню пристроили колокольню, а в одном из залов на втором этаже башни городские власти устраивали совещания вплоть до 1772 года.
А потом вдруг советники решили, что лучше башню разрушить, чем реконструировать, и рабочие уже начали разбирать крышу. Но жители города, созванные архитектором Жаком Николя Каристи осадили мэрию с требованием сохранить башню. Время было неспокойное, на горизонте уже затрепыхался гордый буревестник французской Революции, решили народ не раздражать. Однако отреставрировали Часовую башню полностью только после реставрации Бурбонов в 1825–1835 годах.
С 1862 в башне сидит Общество по изучению истории Авалона, здесь же проходят собрания, организации и выставки.
Через площадь от Часовой башни расположена коллегиальная церковь святого Лазаря. Впервые церковь на этом месте появилась в 846 году и была посвящена Богоматери.
Герцог Генрих Великий Бургундский в 1000 году подарил церкви фрагменты черепа святого Лазаря, но несмотря на подарок, носить имя святого церковь стала почти через 150 лет, только в 1146 году.
Мощи святого привлекали паломников, к тому же Авалон был включён в маршрут путешествующих в Сантьяго-де-Компостелу через Францию. Во второй половине 12 века церковь была перестроена, в таком виде она частично дошла и до наших дней. В XV–XVI столетиях к южному фасаду пристроили приходскую церковь святого Петра, а в 1633 обвалилась колокольня с частью северного портала. Колокольню восстановили в 1670 году, и с тех пор уже внешний вид церкви не менялся.
Во время Французской революции очень сильно пострадали скульптуры, у статуй в основном отбили головы, и вместо восстановления в 1830 году было решено сделать колонны гладкими. В 1840 году церковь настолько неудачно реставрировали, что пробили тимпан центрального портала, сейчас вместо него окно. Но зато обнаружили за хорами скульптуры 12 века.
Они сейчас выставлены в храме.
Церковь святого Лазаря построена по типу базилики с одним нефом, двумя боковыми капеллами. В стиле церкви легко узнать черты архитектуры аббатства Клюни, вероятно какие-нибудь мастера из Клюни и Отёна поучаствовали в создании храма в Авалоне.
Два сохранившихся портала церкви богато декорированы, здесь можно увидеть то, что осталось после вмешательства бунтовщиков.
Это остатки статуэток, растительных орнаментов, изображения знаков зодиака на узких витых, слегка волнообразных и гранёных колоннах очень тонкой работы.
А эта двухметровая скульптура пророка среди колонн на правой стороне центрального портала — единственная сохранившаяся часть портала XII века.
Над входом изображение святого Петра
Остатки древности найдём и внутри.
Характерный сферический свод апсиды XII века украшен фресками.
Капелла справа от хоров демонстрирует технику живописи «тромплёй».
Которая создающей эффект объёмных изображений на плоскости. Но сделана она была уже в XVIII веке.
Между часовой башней и церковью Святого Лазаря стоит хорошо сохранившийся дворянский дом XV века. Построили его Жан и Антуан де Сален. Дом несколько раз менял хозяев, в XVIII веке здесь жила семья наполеоновского генерала Даву, будущего маршала. В XX веке здание стало собственностью муниципалитета, недавно было реконструировано, сейчас здесь хранится старинный книжный фонд.
Что ещё можно посмотреть в Авалоне?
В средневековом квартале за Часовой башней сохранилось несколько средневековых улочек, где можно видеть в отличном состоянии дома зажиточных граждан XIV — XVI века.
Разве что можно ещё упомянуть церковь святого Мартина Турского, построенную в 1650 году в классическом стиле для монахинь ордена Посещения, или визитанток.
Несмотря на всевозможные перипетии истории Авалон на протяжении нескольких веков сохранил численность населения в плюс-минус 8000 человек, что ж позволяет ему считаться городом и сегодня, а не только в Средние века.
Правда, прогулка по центру займёт максимально пару часиков.
Город днём, особенно в будни, пустой, и, если не встретятся высыпавшие из местного колледжа студенты, посетитель будет почти единолично владеть средневековыми булыжными мостовыми и милыми видами средневековых домиков с башенками под крышами-конусами.