Паломники в Везле не доберутся так рано. Потому что в Везле пара отелей, они не для паломников, которые ищут дешёвые хостелы. Часа два-три им понадобится, чтобы из соседних городков прийти пешком. Туравтобусы с корейцами и канадцами тоже появятся нескоро. Организованный турист любит проснуться попозже и позавтракать подольше. Используем этот шанс и ранним утром, ведь у нас транспорт свой, пройдёмся по ещё почти пустому Везле, пока днём он не превратился в «один из центров паломничества во Франции». После очередного поворота внезапно предстаёт аббатство с городком под ним во всей красе. Притормозим.
Учитывая, что все здания очень древние, можно предположить, что именно такую картину и видели путники вне зависимости от того, был ли это обнищавший трактирщик из германской деревни, решивший совершить путь в Сантьяго-де-Компостела, или Ричард Львиное Сердце во главе колонны начищенных до блеска рыцарей, готовясь к Крестовому походу. Ибо дорога, сейчас правда асфальтированная, в Везле была всегда одна, только западная сторона городка доступна, с остальных сторон Везле ограничен крутыми склонами. Здесь только одна главная улица, которая следует гребень холма и поднимается к базилике, расположенной на вершине.
Внизу, в начале этой улицы, пока пустынно
Сейчас здесь, на вьезде в город, рестораны и отели для туристов
Понемногу появляются отдельные прохожие
Везле сейчас скорее деревня, живёт здесь 492 человека. А вот в XIII веке население Везле достигало 10 тысяч жителей. Так что это уже и не городок, а город, учитывая, что прописку в Париже имело чуть больше 50 000 человек.
Граф Жирар из Руссильона, кстати, в последствие мэр Парижа, кому принадлежала эта земля, разрешил на ней монахам основать две обители, которые, впрочем, были вскорости уничтожены арабами и норманнами. Одно из аббатств возродилось под именем аббатства Девы Марии. В середине XI века было объявлено, что в нём почивают мощи Марии Магдалины, привезённые из Святой земли. Паломники со всей Европы не могли оставить такой факт без внимания, и в Везле устремились толпы верующих. Росту благосостояния аббатства способствовало также то, что монастырь признал власть самого влиятельного аббатства Франции — Клюни. Результатом стало, что Везле стало одним из важных монастырей на Пути Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела для паломников из Франции и Германии на так называемой Лиможской дороге.
Монастырю потребовались новые здания и в 1104 году был заложен первый камень новой романской базилики. В 1132 году папа Иннокентий II освятил недоконченное здание, которое ещё некоторое время достраивалось.
Развивался и город. Сьезжались мастеровые, открывались лавки и постоялые дворы. Для паломников под городскими стенами были сделаны несколько-этажные казематы. И вскоре город Везле стал играть и политическую роль, в основном как один из центров подготовки к Крестовым походам. Именно здесь на пасху 1146 года Бернард Клервосский произнёс в присутствии короля Людовика VII пламенную речь с призывом немедленно начать второй крестовый поход. В Третий крестовый поход короли Ричард Львиное Сердце и Филипп Август ушли из Везле, прожив здесь целых три месяца вместе с многочисленной свитой в 1190 году, можно только представить, сколько заработали трактирщики. Как и на обществе германского гостя Фридриха Барбароссы, тоже прожившего здесь не одну ночь. Был здесь и знаменитый архиеписком Кентерберийский Томас Бекет, впоследствии святой.
Аббатство Везле во второй половине XII века настолько осмелело, что вышло из-под управления аббатства Клюни и согласилось принимать графа Неверского только в качестве гостя-паломника, заявив, что подчиняется только Папе. Это нисколько не уменьшило его влияния и богатства, расцвет аббатства и города достиг своего пика. Очередной аббат заявил, что и Папский престол должен позаботиться о том, чтобы Везле были даны высшие полночия на всю территорию Франции…
… Уже догадываетесь, что должно было случиться? Ведь средства всегда и везде одни, политика всегда игра не совсем чистая, и медиальные организации тоже не вчера появились, хотя конечно нельзя сравнивать их уровень тогда и сейчас.
Чувствую, что в основном догадались.
Сокрушительный удар был нанесён 12 декабря 1279 года на морском побережье Прованса около городка Сен-Максимин-ла-Сент-Бом, где неизвестный историкам безымянный монах нашёл какие-то «нетленные останки». Местные монахи-доминиканцы в подробностях описали многочисленные чудеса, которые были засвидетельствованы у новой святыни. А то, что это святые останки, подтвердили учёные папские легаты, совершенно случайно оказавшиеся поблизости. Было подтверждено, чьи — конечно Марии Магдалины. Даже было объяснено, почему святые мощи были до сих пор скрыты. Известия о чудесах в Сен-Максимине распространились по всему католическому миру, а распространялись на деньги Неаполитанского короля Карла II Анжу-Сицилийского. Сам Святой отец пару раз призвал верующих и пилигримов актуализировать базу данных своих навигаторов.
«Реклама» была для того времени настолько интенсивна, что паломники, посещавшие бургундский Везле, довольно быстро «переметнулись» в провансальский Сен-Максимин.
Аббатство быстро теряло своё значение и в XV веке подчинилось королю. Постепенно аббатство превратилось в заброшенный провинциальный монастырь, а в XVI веке по указу папы было распущено, а его церкви был дан статус коллегиальной. В 1569 году во время протестантских волнений церковь разорили, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов. В конце XVIII века статус церкви был понижен до обычного приходского храма. Во время французской революции храм подвергся поруганию.
В начале XIX века церковь вообще закрыли, пустое здание быстро разрушалось. К 1840-му году здание начало переходить в категорию руин и грозило обрушением. …
… Вторым своим рождением базилика обязана знаменитому французскому писателю Просперу Мериме, который в то время подрабатывал инспектором исторических монументов. Во время путешествия по Бургундии в 1840 году он обнаружил руины аббатства и добился, чтобы они были признаны историческим памятником.
Сразу после этого на аббатство обратил внимание знаменитый архитектор и исследователь средневекового искусства Эжен Виолле-ле-Дюк, который и занялся почти 20-летней его реставрацией. В 1870 году в монастырь вновь привезли новые реликвии Марии Магдалины, он стал принимать паломников, но…
… Монахи вернулись сюда с большой осторожностью только в 1945-м году… В настоящее время по числу принимаемых паломников Везле занимает во Франции уже 8-е место. Большой поклон Просперу Мериме!
Поднимаемся вверх по единственной улице
На полпути к вершине холма встречается эта неказистая церковь Святого Петра. Хотя от церкви мало что осталось. Была основана в 1152 году, но уже в 1587 была заброшена, затем разрушена за исключением башни с часами. Башня была восстановлена в 1859 году.
Здесь же, напротив, здание мэрии, построенной в XVIII веке
На самой вершине холма широкую площадь замыкает сама базилика Марии Магдалины.
Как результат многократных разрушений и реставрации мы видим весьма неоднородный фасад. Различные его части относятся к разным эпохам — от XII до XIX веков. Нижний ярус в романском стиле сохранился с XII века, но скульптуры их тимпанов были разрушены.
Сейчас здесь только центральный тимпан с композицией «Последний суд», это результат реставрации XIX века, боковые тимпаны пока обнажены.
Верхняя готическая часть этого фасада и скульптуры — XIII века, а по бокам находятся основания колоколен, выстроенные в XII веке.
Интересно видеть рядом оригинальные элементы и реконструкцию XIX века — заметно по цвету и степени сохранности материала
Войдя в церковь, попадаешь в трех-нефный притвор, где находится одна из центральных достопримечательностей — сохранившийся центральный портал XII века.
Тимпан этого портала украшен абсолютно уникальной для западно-европейского искусства сценой создания Церкви, когда Христос благословляет апостолов, а они расходятся, чтобы обращать народы в новую веру. Вокруг Христа с апостолами, во внешнем полукруге тимпана, изобразили евреев, армян, византийцев, фригийцев, которых готовы обратить в христианскую веру апостолы Петр и Павел.
Боковые романские порталы сохранились хуже центрального, но и они очень древние, и кое-где можно разглядеть библейские сцены. Очень много усилий ушло на реставрацию нефов, вся верхняя часть XIX века.
Под хорами можно спуститься в крипту, восстановленную после пожара в середине XII века, здесь сохранилось несколько фресок XII века.
На площади перед базиликой были дома для монахов, сейчас здесь сувенирные лавки, ресторан
Хорошо сохранилась романская апсида
Напротив апсиды — смотровая площадка, с этого самого высокого пункта горы открывается захватывающая панорама
От базилики спускаемся обратно к вьезду в город
Идеальный перекрёсток, этот тот, когда милый голос навигатора сообщает «крутой поворот направо»
Хорошо сохранились городские укрепления Везле с пятью башнями. Так называемые двухбашенные Новые ворота датируются XIV веком.
Доброжелательный Везле не хотелось покидать. Посещение таких мест важно для меня, они заряжают энергией, живая история, как будто слышишь шаги великих людей, проходивших по той самой улице и по тем самым камням мостовой, видишь толпы паломников, сияющих и сверкающих епископов на площади перед базиликой в тот праздничный день, когда выносят реликвии… и разграбленное аббатство, обезумевшие толпы, разбивающие статуи, пустую разрушенную церковь. Очень хорошо, что такие места возрождаются!