Где-то перед поездкой прочитал, что Невер, как город, не несет практически никакой исторической ценности. Археологи и историки, вероятно избалованные многочисленными городами, буквально напичканными памятниками архитектуры и искусства, может и имеют право на подобное мнение. Но нам Невер показался интересным городком с интересной историей и красивой архитектурой, среди которой и несколько очень выдающихся зданий.
Самый красивый вид Невера открывается отсюда, перед мостом, который ведёт в старый город с западной стороны реки.
Невер готовился к дождю. И это было самое обидное. Говорят, в Невере всё же есть на что посмотреть. Здесь романская церковь Святого Этьена — великолепное здание XI века, фрагмент старых городских укреплений — башня Порте-дю-Круа, женский монастырь Cен-Жильдар с мавзолеем Бернадетты Лурдской, триумфальная арка XVIII века Порте-де-Пари…Ничего этого, к сожалению, мы не посмотрели и показать я не смогу. По приезду в Невер начался и пару часов шёл моросящий дождик, при наличии подходящей защиты для себя и фотоаппарата снимать ещё можно было, но потом пошёл очень сильный ливень с почти горизонтальным ветром, в такой обстановке я уже не умею находиться на улице, не говоря о фотосьёмке. Пришлось возвратиться в отель. Быстро наступил мокрый до нитки вечер…а утром была прекрасная погода. Но необходимо было трогаться в путь, чтобы не испортить целый план поездки. Так что покажу, что успел запечатлеть.
Но вначале немного истории с географией, по традиции.
Город расположен на берегу Луары на самой западной границе Бургундии. Многие знают Невер как родину французского фарфора и один из центров кондитерского дела в Бургундии. Первая фабрика по производству фаянса появилась здесь еще в 16 веке, работали на ней иностранные мастера. Фаянс был превосходным, высоко ценился и получил собственное название — «Неверская голубизна».
Считается, что город Невер изначально населяли уже знакомы по рассказу о Отёне эдуи, самые быстрые и жизнерадостные галлы. Написал об этом Юлий Цезарь. Но современные учёные ему не верят, потому что не нашли так сказать «какие-либо значимые археологические находки, подтверждающие это предположение»… слов Цезаря им недостаточно… Но с чем все согласны, так это с тем, что ещё во II веке здесь появляется христианство, а в 517 году — епископство. На месте нынешнего кафедрального собора стоял баптистерий VI века. Меровинги и Каролинги в городе и вокруг него основывают аббатства. В X веке епископам пришлось подвинуться, так как к ним прибавились графья, тоже желающие поуправлять будущей родиной французского фарфора. Пишут, что один из них — граф Пьер Куртене построил первые городские укрепления и красивый графский дворец в 1194 году. Красивый или нет, на самом деле никто не знает, от него ничего не осталось.
В 1538 французский король Франциск I решил, что графство станет герцогством. На сей титул сразу позарились алчные итальянцы из знатной семьи Гонзага, которые его и заполучили, естественно, путём брака. Но это были именно они, кто пригласил в Невер знаменитых итальянских стекольщиков, которые построили здесь первый фаянсовый завод. Гонзага были специалисты по удачным бракам. Добрачились даже до Польши, которая им очень приглянулась. Но ведь в XVII веке Речь Посполита реально была богата и влиятельна. В 1645 году Марию Луизу Гонзага выдают замуж за короля Владислава IV, а вскоре ещё одну Марию из Невера за короля Яна III Собеского. Польские перспективы затмили для итальянцев скромные прибыли от производства фаянса, и в 1659 году герцог Карло III Гонзага продал Невер целиком с жителями, блюдцами и сладкими пирожными скромному кардиналу Мазарини, сумма сделки осталась историкам неизвестна. Семья Манчини — родственники кардинала, владела герцогством до самой Революции.
Но как-то равнодушны были Манчини к посуде, и при них фаянсовое дело начало затухать, а в XIX веке заводы Невера почти полностью утратили свое значение в качестве центра производства фаянса.
Самое выдающее культовое здание в Невере — кафедральный собор святой Жюлитты и ее трехлетнего сына святого Сира.
По легенде, они были замучены в 304 году, когда город Тарс в Малой Азии явился свидетелем избиения христиан при императоре Диоклетиане. Место, где построили собор, издавна было связано с именами святых — жертв преследования Рима. В VI веке на этом месте стояла ранне — христианская церковь, посвященная святым Гервасию и Протасию, погибшим во времена императора Нерона.
Позднее часть этой церкви войдёт в здание нового Кафедрала, свидетели чему — эти чудом сохранившиеся росписи.
Здание церкви ветшало, в конце VIII века уже требовался капитальный ремонт, и в этот момент Неверу повезло, что его епископом был Жером, впоследствии ставший святым. Наверняка знаете, что был такой франкский король, который позднее стал императором Запада, звали его Карл Великий.
Однажды императору приснилось, что за ним в лесу бегает большой и злой кабан, который бегает быстро и неубиваемый. Тогда Карл, конечно во сне, начал горячо молить о помощи, и перед ним обьявился голый ребенок. Ребенок сей обьясняет, что поможет в обмен на одежду. Дал ему одежду Карл, ребенок вскочил на кабана, и поминай как звали…
Наутро Карл обронил в разговоре с придворными — что бы это значило, никто не знает? И тут подсуетился епископ Невера Жером, который сразу всё обьяснил. Что мальчик из его сна — это святой Сир, недавно принятый покровителем епархии Невера, а одежда, которую он просил, намёк на новую крышу и убранство для собора, и что стоимость одежды уже точно, им, епископом, подсчитана.
И ведь дотация была моментально получена! Не родились ещё брюссельские чинуши, слава богу. С другой стороны, средства ведь были освоены по проекту — собор был отремонтирован и украшен, кроме того посвящен святому Сиру и его маме Жюлитте.
Собор, реконструированный под руководством Жерома, в свою очередь многократно перестраивался, в XIII веке кардинально перестроен в современном той эпохе готическом стиле, при этом становится значительно выше.
По фасаду разбросаны многочисленные гаргульи
В XV веке были пристроены капеллы с красивыми барельефами, в 1580 году фламандский художник Жан де Борсе создает алтарь из камня и алебастра.
Во время Революции собор, естественно, был разграблен, но после реставрации Бурбонов восстановлен.
В 1944 году англосаксы бомбили железнодорожную станцию в Невере. Традиционно «по ошибке две бомбы упали на собор» Кто-то, неизвестный историкам, нажав кнопку в ненужный момент, уничтожил алтарь фламандца, самые древние могилы епископов Невера, и вылетели все витражи, которые заботливо охраняли поколения, начиная с романского периода.
Но и последние власти города тоже молодцы. Почему-то восстановление витражей «представлялось бессмысленным» и разделили собор между современными художниками. Может у вас другое мнение, но у меня — чёрти-чё. В музее современного искусства посмотрел бы, а здесь… н-дас…
Рядом с Кафедралом находится главное светское историческое здание в Невере — Герцогский дворец. Начал его строить в 1464 году граф Невера Жан де Кламеси. Его наследники после повышения статуса Невера до герцогства в 1538 году перестроили и благоустроили дворец. Луи де Гонзага в XVI веке украсил фасады элегантными окнами и деталями в стиле Ренессанс.
После Революции здание перешло к муниципалитету, был здесь и Дворец юстиции, сейчас — офис по туризму.
В едином ансамбле здания присутствуют все эпохи. По бокам круглые, еще средневековые башни.
Окна центральной башни украшены барельефами, где видны гербы всех семей, правивших в Невере.
Интерьер дворца претерпел значительные изменения после перехода к государству. Можно сказать, что его, интерьера, и нет. Интересного для туриста, хотя внутрь пускают — в здании проходят различные выставки.
Очень примечательна территория, примыкающая ко дворцу. Здесь сохранились старинные особняки
Эта капелла Богоматери — единственное напоминание от пребывания в Невере ордена Визитанток (Ордена посещения пресвятой Девы Марии), этот орден появился с целью противодействия Реформации.
Уникальность капеллы и в том, что это вообще единственное здание в стиле барокко в Невере.
А потом Невер начало заливать и мы — бегом в сторону отеля, от которого, слава богу, отошли недалеко…