Покинув Отён, перемещаемся в юго-западный угол Бургундии. Южнее Бона снова начинаются виноградники. К тому же — установилась прекрасная погода. Вот они, виноградники — источник дохода как местного населения, так и заезших перекупщиков.
Покинув Отён, перемещаемся в юго-западный угол Бургундии. Южнее Бона снова начинаются виноградники. К тому же — установилась прекрасная погода. Вот они, виноградники — источник дохода как местного населения, так и заезших перекупщиков.
Некоторые хозяйства обнесены такими вот каменными ограждениями, судя по всему, достаточно древними.
Я не буду здесь рассказывать о вине, виноградниках, доменах подробно, это очень большая тема. Обмолвлюсь только, что кроме желания привезти домой несколько бутылочек, у нас имелись многочисленные заказы и от родных, и от коллег. Под «презенты» был заранее в кузове установлен специальный ящик, который начал заполняться именно в этих местах.
Часа через полтора случайно наткнулись на эту деревеньку. С красивым названием Серси. Мы бы её проскочили, не заметив, если бы дочь не ахнула от восторга, увидев вот эту картинку.
Замок, на озере, с мостиком и башенками. Конечно, ему далеко до всемирно известных французских замков, что касается украшений, величины, антуража. Такой небольшой, деревенский замочек для скромной дворянской семьи. Каких, наверное, во Франции и остальной Европе тысячи… Уже приехав домой, стал искать информацию о деревеньке и замке. Немного нашёл — в туристические цели не входит. Своего сайта нет — ведь живёт в Серси всего 99 человек. В 1750-м году жило 300.
Поэтому вдвойне необычно, что Серси гордится двумя большими фигурами, которые здесь родились. Первый — вице-адмирал французского флота, участвовавший в десятках сражений, Луи-Дюбисси де Контено. Второй — астронавт Жан-Франсуа Клервуа. Он учился в Звёздном городке, но участвовал в программе Шаттл. Летал дважды на Атлантисе, один раз на Дискавери, 9 дней провёл на станции «Мир».
Сама же деревенька Серси совсем неинтересна, таких тысячи и тысячи. Самое известное здание, кроме замка, церковь, но и она весьма тривиальна.
Вернёмся к замку. Первое упоминание о графе де Серси, строителе замка — 1067 год. Среди его потомков был Жан де Серси, активный участник Крестового похода. В 1450-м году ещё один из потомков добился очень большого положения в Бургундии, был приближённым Филиппа III, герцога Бургундского. Он усовершенствовал защиту замка и привнес внутрь определённый комфорт. В 16-м веке Клод де Серси начинает на холме в нескольких сотнях метров от крепости строительство нового ренессансного замка, который никогда не был завершен в силу его скоропостижной смерти, и наследники остаются жить в старом замке.
Во второй половине 18-го века мужская линия графов де Серси прерывается и замок переходит в чужие руки. Сменяется несколько владельцев, одному из которых гильотина отрубила голову. В 1806 году внучка последнего Серси вышла замуж за барона Жан-Ги де Контансона, потомки которого живут в замке до сегодняшнего дня. Посетовав на то, что замок — частное владение, и туда не пустят (потом я прочитал, что открыты часовня и парк), едем дальше на юго-запад.
В восьми километрах от Серси вьезжаем в городок Корматен. Он больше Серси в 5 раз — здесь живёт аж 500 человек (округлённо). Городок можно проехать насквозь, ничего интересного в нём нет. Как всегда церковь и мэрия на одной площади…
и много-много ресторанов. Это неудивительно — в Корматене бывает довольно многолюдно в выходные или во время мероприятий, концертов, которые устраиваются в замке на окраине городка. Туристов иногда бывает слишком много для такого маленького городка, но зато местные жители неплохо зарабатывают на туризме, это видно и по застройке — бедных домов не видно. На окраине Корматена протекает живописная речка Грон, которая за замком впадает в реку Грона.
В 1605 году мелкий дворянин Антуан дю Бле д’Юксель выслужился до командира городского ополчения, которые повсеместно создавались во время религиозных войн. Так как в любое время война, особенно на чужой территории — это и контрибуция, и экспроприация, за короткое время дю Бле наконтрибутил достаточное количество средств, чтобы купить место военного коменданта города Шалон-Сюр-Сон. Естественно, в семейных архивах семьи дю Бле д’Юксель считается, что на эту должность его назначил сам Генрих IV, крайне нуждавшийся в помощи дю Бле. Местечко потеплее нашлось и для сына Антуана — Жака, который активно помогал отцу в его тяжёлом и трудном пути к процветанию. Ну, а если уж есть чин, то пора и коттедж строить. Соответствующий. Чтобы подчеркнуть своё социальное состояние, дю Бле построил замок в ренессансном стиле. А чтобы защитить своё социальное состояние, пристроил к нему башенки с бойницами. Проект изготовил знаменитый архитектор Жак Андруэ дю Серсо.
В ходе строительства замка исчезла средневековая крепость, которая здесь стояла с 1280-го года по инициативе Генри дю Бле с целью контроля дороги, ведущей к аббатству Клюни. Остались только незначительные части крепости.
Антуан дю Бле так и остался военным, а вот его сын Жак переселился ко двору, где сиял благодаря его изысканному вкусу. В 1610 году он стал близким другом королевы Марии Медичи.
В 1618 году молодой Людовик XIII присуждает Жаку дю Бле титул маркиза. В 1628 году он был назначен командиром одной из армий во время итальянской компании. Но военное дело Жаку давалось тяжелее, чем танцы, армия его была разбита и «растаяла как снег от огня» — именно так доложил кардинал Ришелье известие о поражении королю. Пытаясь поправить пошатнувшуюся репутацию, Жак безрассудно кинулся прямо на амбразуры во время следущего большого сражения 14 мая 1629 и погиб.
Последующие поколения очень мало жили в Бургундии. Пока в 1722 году не был в своё имение сослан новым королём маршал Франции, губернатор Эльзаса Николя дю Бле после смерти Людовика XIV, которому служил верой и правдой. Но его племянник и наследник Анри снова возвратился ко двору Людовика XV. Замок впоследствии перешёл к его дочери Софи. Она и её муж Пьер уже постоянно жили в замке.
Именно им мы обязаны тем, что видим замок почти так, как он выглядел в эпоху мушкетёров и гвардейцев кардинала. После 1789-го года взбесившиеся бунтовщики пытались сжечь и разграбить и этот замок, как сотни других светских и религиозных обьектов, но супруги выкатили предусмотрительно на площадь все бочки прекрасного бургундского из винного погреба. В замок толпа уже зайти не смогла. А наутро Пьер очень хитро указал им иное направление… с бочками. Пару раз ещё супруги оказывали услуги революционной власти и замок прошел через шторма революции и империи невредимым
В разные десятилетия 19-го века сменявшие друг друга хозяева замка занимались самыми разными делами — служили в армии, писали стихи, сочиняли «Историю жирондистов», писали республиканскую и социалистическую программу во время революции 1848 года, пока замок не приобрёл человек, которого звали Рауль Гинцбург.
В конце XIX века он начал свою карьеру в театрах Санкт-Петербурга, продолжил в опере Монте-Карло, где проработал несколько десятилетий. В замок Корматен зачастили артисты оперы и музыканты, которые здесь репетировали оперы, перед их исполнением в Монте-Карло и Париже.
Рауля Гинцбурга даже выбрали мэром Корматена. Интересно, что свадьбы стали в городке играть только тогда, когда он был в замке, потому что щедрый меценат-мэр обязательно дарил жениху золотые часы и какой-нибудь неожиданный щедрый подарок невесте. В это время в замок приезжали и Карузо, и Шаляпин.
Передний двор замка находится перед основным жилым корпусом и пристроенным к нему северным крылом.
Вход в замок со стороны переднего двора сделан через дорический портик, над которым расположен фронтон со скульптурным бюстом. За замком разбит парк площадью 12 гектар.
Парадная лестница в центре северного крыла — одна из немногих лестниц в виде квадрата, которые сохранились во Франции.
Она неизменна с 1624 года, по ней можно судить, как выглядел вход в зданиях начала 17-го века.
Замок внутри прекрасно сохранился. Стены покрывают панно из кордовской кожи, деревянные потолки искусно расписаны, интерьер украшают картины многих известных французских, голландских и испанских живописцев, видели здесь и Веласкеса, и ван де Вельде Младшего. Декор комнат, детали интерьера, мебель, гобелены подлинные и принадлежат эпохе Людовика XIII.
В 1620-ые годы создаются эти «Золотые залы», уникальные богато расписанные помещения эпохи Людовика XIII, сохранившееся в великолепном состоянии — раскрашенная обшивка стен, плафоны, картины и скульптуры, типичные для маньеристской эпохи. Прекрасная иллюстрация, как выглядели богатые дома вокруг Лувра во времена, которые мы прекрасно помним из книг Дюма.
В этом своеобразном «зале ожидания» прекрасно сохранилась так называемая «высокая обшивка» всех стен и деревянное оформление потолка.
Через эту комнату проходили гости к маркизу дю Бле д’Юксель, или подолгу ожидали аудиенции люди более низкого ранга. Над камином — молодой король Людовик XIII.
В этой комнате принимала посетителей и пищу супруга маркиза Жака дю Бле. Потолок «по-французски» великолепен, с его расписными балками, белым и золотым орнаментом с букетами.
Над камином — картина «Венера, заказывающая оружие для Энея у Вулкана», нарисованная в 1626 году придворным художником Марии Медичи.
Из комнаты маркизы вход в небольшую часовню, вторая часовня — на фото справа — примыкает к спальне Жака дю Бле.
Так называемый зеркальный зал — редкий пример «комнат чудес» или «кунсткамер», которые были очень распространены у дворянства в Европе в начале семнадцатого века.
Без всякого научного смысла здесь собирались экзотические или странные объекты, раковины, чучела животных, минералы, изделия из бронзы, и вообще всё, что можно было приобрести у путешественников, мореплавателей и торговцев перцем и корицей.
Многие экспонаты и правда были в диковинку у жителей той Европы, дворяне хвастались такой коллекцией друг перед другом. Уникальность этой «кунсткамеры» в том, что видим её глазами Жака дю Бле, она сохранилась в неприкосновенности вместе с экспонатами.
А вот слева и сам Жак дю Бле, сияющий при дворе.
Роскошный кабинет маркиза или «Кабинет Святой Сесилии» был расписан фламандскими художниками.
Кабинет отделан лазуритом и позолотой, отражающими свет, что облегчало чтение при свечах.
Кабинет маркиза и его кунсткамера связывали спальню маркизы и вот эту спальню Жака дю Бле. Спальня увешана гобеленами, привезёнными из Мантуи во время итальянских походов владельца замка.
И только эти несколько комнат оформлены Раулем Гинцбургом в конце девятнадцатого века. Сохраняя элементы декора 17-го века, он смешал римские, ренессансные, готические и византийские элементы. Одно слово — богема.
Экскурсия в замок закончилась, мы продолжаем наш путь по дороге на Клюни, следущая остановка — в Паре-ле-Моньяль