Всего 50 км от Бона находится один из старейших городов Франции Отён. Но на этом его уникальность заканчивается. Это один из тех городов, у которых всё уже позади. И не вчера или позавчера.
Всего 50 км от Бона находится один из старейших городов Франции Отён. Но на этом его уникальность заканчивается. Это один из тех городов, у которых всё уже позади. И не вчера или позавчера.
Отён перестал играть какую-либо роль в жизни Бургундии и страны уже примерно лет 400 назад. После Бона, оживлённого, солнечного, пряничного, мы приехали хоть и в типичный французский город, но какой-то безлюдный, пустоватый, без огонька. Контраст был налицо.
Пустые рестораны, и это в выходные вечером, когда французы обычно заполняют бары и рестораны в центре своих городов!
Все достопримечательности можно посмотреть за час-полтора, и вы увидите их практически все.
Многие города во Франции пустили свои корни ещё в античную эпоху. Но для Отёна античность, и немного средневековье — и есть вся интересная история.
Начнём с галльского племени, которые здесь жили и отличались большой подвижностью. Когда галла спрашивали, что делает, как дела, он всегда отвечал — «Иду я!» Поэтому их прозвали эдуи. Вскоре самый подвижный из эдуев, Бибр основал городок. В честь этого акта городок назвали Бибракта, что и отметил вездесущий Цезарь в «Записках о галльской войне». А в 12 г. до н. э. их внезапно посетил император Август. Это тот, который репрессировал всех своих соратников по борьбе за императорский титул после Цезаря, остался равнодушным к эротическим пляскам Клеопатры, несмотря на то, что был нормальной ориентации и в честь которого назван восьмой месяц календаря. Важный такой весь, и на французской козе к нему не подьедешь. Бибракта его насмешила своим названием и в 27 километрах от неё, выбрав большой холм, император обронил: «— городу быть»
В те времена ещё императоров слушались, сразу понаехали архитекторы, землемеры, скульпторы и строители, и закипело. Вскоре, благосклонно приняв по акту готовый город с крепостной стеной 6 километров при 200 башнях, театром, храмами, колоннадой и одной большой статуей и тремя помельче себя, родного, дав ему название Августодун, вдруг Август обнаружил в голове внезапно родившуюся мысль — а жить-то в нём кто будет на пустом холме?
И взор его снова обратился на смешной городок Бибракта. Наверное, первый из примеров насильственного переселения народа. Погрузили эдуев в телеги и перевезли в Августодун. Подчистую, до последней козы.
Для эдуев Августодун было слишком длинно. Постепенно, с третьей попытки, название сократили до Аутун. А когда пришёл французский язык, Аутун стал Отёном. Французский вообще был специально выдуман для того, чтобы нас всех запутать. Максимально. Потому что пишется по-одному, читается по-другому, произносится по-третьему…а порой, и значение совсем другое, четвёртое. Autun — Отён, Beaune — Бон, а Troyes — Труа. Нет, неверно — Тхрруа-а.
В римской Галлии Августодун стал одним из крупнейших и богатейших городов. Театр, построенный в городе, был рассчитан на 20 000 зрителей. Вообще-то это больше всего нынешнего населения Отёна. То есть другими словами — после падения Римской империи, за всё последущее время город не достиг границ, расчерченных Августом. Остатки римских укреплений находятся за городской чертой современного Отёна. Вот так. Римляне известны тем, что кроме кнута ещё раздавали и пряники. По современному гранты. Большим пряником была организация в Августодуне школы риторов, где учились представители родов всех галльских племен. Не только школа была полностью бесплатная, так ещё и платили за обучение там. Воспитывали патриотов Рима. Вот она, мягкая сила. Школа несколько столетий была центром образования и науки. Директор этой школы получал 600 000 сестерциев в год. Или 50 000 в месяц. Сколько это? Арендная плата за жилье в Риме, считавшаяся приличествующей сенатору — 6 000, вино — 24 за литр, обед в таверне 5, но без вина и мяса, постричься — 15. Наёмный работник — до 100 в месяц + еда и постель. А домик в провинции с садиком — вполне за 400 000 риэлторы подгонят пару вариантов. В городе подороже — наверное, не меньше миллиона будет. Так что жить можно.
Мало что сохранилось из римских памятников. Немного крепостных стен, пара башен, или вот, например, эти мaccивныe, выcoтoй в 24 мeтpa, руины древнеримского Храма Януса нeдaлeкo oт ceвepнoй гpaницы Отёна.
Вон там начинается современный город
Или ocтaвшиеcя co вpeмeн импepии ворота Сен-Андре, которые вeли в гopoд c вocтoчнoй cтopoны и pacпoлaгaлиcь нa декуманус максимус — глaвнoй улицe, пepeceкaвшeй гopoд c вocтoкa нa зaпaд.
Есть театр, но туда мы не пошли — театры все одинаковые.
С падением Римской империи шоколадные времена для Августодуна — Отёна закончились навсегда. Город часто переходил из рук в руки. В 725 году на Отён налетели арабы, разграбили. Те самые, которые потом Бон взять не смогли.
В 879 году Бургундская знать в Отёне сделала попытку крикнуть в сторону Парижа «нам и без вас хорошо» и выбрала своего короля с грозным именем Бозон. Французский король обиделся, прискакал к Отёну. Не открыли ворота. Возможно вот эти самые, бывшие северные ворота средневекового города.
Прокричав три раза «Выходи Бозон, подлый трус» (больше трёх раз королю по уставу кричать не положено), поскакал в Прованс к младшему брату Бозона Ричарду. Неизвестно, сколько ему отвалил, но Ричард пошёл и выгнал брата. Отобрал у него не только недвижимость, но и жену с детьми оставил при себе. Выслуживался и довыслуживался Ричард до того, что следущий король Карл III Простоватый (прозвище точнее не бывает) по простоте своей дал ему впервые титул герцога Бургундского. И потом ногти кусал, потому что Ричард под шумок подчинил себе почти все бургундские графства, сделался совсем большим Герцогом и сел на трон в Отёне.
Всего через сто лет, в 1016 году, столица герцогства была перенесена в Дижон.
И всё, про Отён могут все забыть. И политическое влияние города, и экономическое стало слабеть, пока не исчезло в скором времени вообще. Единственно, кто сюда наведывался в большом количестве — паломники. Потому что в 970 году в город перенесли мощи святого Лазаря (того самого Лазаря, которого воскресил Иисус Христос), но об этом чуть позже, когда кафедрал посмотрим. За весь последующий исторический интервал вплоть до нашего времени о Отёне сказали дважды — здесь в военном колледже учится Бонапарт, когда ещё не был Наполеоном и его братья, вот фото колледжа его имени. Никак лучше не сфотографировать — кругом стройка и мешки с мусором.
А вот это же учебное заведение далеко, на другой стороне площади.
Здесь же, на площади, здание мэрии, которая строилась поэтажно с 1832 года по 1900-й.
А в 1870-1871 годах город избирает своей штаб-квартирой Джузеппе Гарибальди. Как известно, этот герой войны за независимость Италии помог ей собраться в одно государство, но потом остался не у дел. Умел только шашкой махать, и скучно ему было. А тут началась франко-прусская война. Гарибальди не любил немецкий язык настолько, что решил французам помочь, приехал с двумя сыновьями по-партизанить, как в старые времена. Но немцы уже были другие, и фон Мантейфель прогнал Гарибальди до самого Бордо.
Для французов первая мировая гораздо большая трагедия, чем вторая. Памятники погибшим и героям Первой мировой повсюду. Вот, например, в Отёне.
Памятник героям Первой мировой войны установлен в конце аллеи, а начинается она у скромной барочной церкви.
Постепенно пришли к самой большой достопримечательности Отёна — Кафедральному собору св. Лазаря. Сакральный обьект вызывает уважение, поэтому оставлю стиль занимательной истории и перейду просто к истории.
По последней версии в 970-м году в Отён доставили мощи святого Лазаря, которого воскресил Христос, брата Марфы и Марии. Сделано это было с целью уберечь мощи от осквернения сарацинами и норманнами, набеги которых опустошали южные границы Франции.
Вскоре мощи святого Лазаря стали объектом паломничества и старое здание собора святого Назария, построенное ещё в 5-м веке, не вмещало число верующих. В 1120 году епископ Отёна Этьен де Баже решил построить новый собор.
Строительство началось в том же году и продвигалось достаточно быстро, если вспомнить долгие годы строительства многих кафедралов в Европе. Через 10 лет, в 1130 году, римский папа Иннокентий II уже освятил собор. А в 1146 году собор был достроен практически полностью.
Все последущие столетия Кафедральный собор принимал массы паломников, стремившихся к гробнице св. Лазаря. Пока не пришли вандалы-революционеры. Во французском варианте — якобинцы. Мощи святого Лазаря были осквернены, их вынули из гробницы и разбросали по полу, сама гробница была разбита, как и многие украшения в соборе, картины и другие предметы искусства сожжены. Когда вакханалия озверевших люмпенов сошла на нет, ночью верующие пробрались в собор, собрали части, которые можно было сохранить, сложили в ларец и спрятали. И только в 1803-м году, за год до коронации Наполеона, вручили святыни епископу Отёна. Епископ приказал поместить мощи святого в раку, перенести в хор собора и выставить для поклонения.
Чем же интересен Кафедральный собор св. Лазаря кроме того, что является обьектом паломничества?
Прежде всего, для любителей истории архитектуры, тем, что является последним значительным французским собором, спроектированным до того, как родилось слово «готика». Это зрелый романский стиль, непосредственно перед переходом к готике, которая уже проявляется в оформлении окон и балконов.
И главная городость — чудом сохранившийся романский тимпан центрального портала с горельефом Страшного Суда, который находится здесь с даты освящения собора — с 1130-го года!
Мы ничего не знаем о мастере кроме его имени. И то только потому, что он высек прямо под ногами Иисуса Христа надпись — «Жильбер это сделал».
В центре — огромная фигура Христа, овал нимба которого поддерживают четыре ангела. Вверху, по правую руку Христа, ангелы сопровождают праведников в рай, по левую — черти тащат грешников в ад. Там же добрые и дурные поступки людей легли на весы и архангел Михаил и дьявол перетягивают чашки весов, каждый на свою сторону. У ног ангела в страхе перед предстоящим судом в складках его одежды прячутся маленькие человечки. В самом нижнем ярусе души с трепетом ожидают приговор. Кроме имени автора, начертаны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вел безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впавший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изображенная здесь».
Разделительный столб под тимпаном был разбит и вновь изготовлен в 19-м веке, на нем изображен святой Лазарь со своими сестрами.
Позднее в стену собора были вмонтированы эти часы
Кафедральный собор стоит на самой вершине холма, от него в разные строны разбегаются средневековые улицы.
Красива Соборная площадь, в одном из домов которой, кстати, родился будущий канцлер Бургундии, Ролен — тот, который построил Отель Дьё в Боне. Сейчас в этом доме его музей.
По прежнему пустынными улицами сходим вниз с холма, из старого города.
Подошёл к концу довольно насыщенный день. Завтра мы посмотрим самый запад Бургундского герцогства.