Вперед, на гору Хуашань!
Вперед, на гору Хуашань!
Сразу признаюсь, что прогуливаться по тропе смерти я не стал. Человек я в меру экстремальный, без фанатизма. Однако, на Священной Горе китайского даосизма, на Цветок-Горе я побывал. По маршруту, через все пять ее основных пиков, прошелся. На захватывающих дух фуникулерах поднимался и спускался. На ту самую пресловутую тропу смерти, а вернее на разномастную по возрасту, полу и национальности толпу желающих по ней пройтись, смотрел. Мне кажется, что этого вполне достаточно, для оправдания использования несколько громкого заголовка моего опуса.
Итак, один день пребывания в Сиане был посвящен Цветок-Горе. Это я ее так называю, Цветок-Гора, сам придумал. Можно еще назвать Цветочная гора, очень красиво звучит. Китайцы же знают эту гору под именем Хуашань («хуа» — цветок, «шань» — гора). Дальше не буду умничать, и буду звать ее по настоящему китайскому имени. Цветы на этой священной горе, наверное, встречаются, но свое название гора получила по совсем другой причине. Просто пять вершин, которые объединяет Хуашань, имеют форму лепестков, а все вместе это похоже на цветок. Некоторые, правда, представляют пять пальцев кисти руки, но это, уже у кого какое воображение.
Много веков гора Хуашань была местом уединения отшельников, но последние лет 20 все изменилось до неузнаваемости. Тяга к частному предпринимательству китайского народа, не погибшая в темные годы правления председателя Мао, превратила эту религиозную святыню даосизма в приносящий немалый доход объект. Кроме паломников сюда потянулись любители экстрима и просто любознательные туристы вроде меня. Удовольствие это не самое дешевое, о чем свидетельствовала разница в пухлости моего портмоне, как говориться, до и после. Но все-таки не будем забывать, что гора Хуашань священная вершина Китая, одна из пяти.
Священные вершины Китая
Оказывается, что в Поднебесной издревле почиталась древняя система из пяти священных гор. Эти горы выстраивали схему мироздания для древнего и средневекового Китая. Самой почитаемой являлась гора Тайшань в провинции Шаньдун. Еще эту гору называют Восточным пиком. В средневековом Китае она считалась основной из пяти священных вершин, и на ней совершал жертвоприношения духу горы сам император. Владыку восточной горы именовали Юань Чан-Лун, который по даосской традиции ведал судьбами людей.
Священной вершиной номер два была гора Хэншань в провинции Шаньси. Эту гору называют Северным пиком. Гора Хэншань располагается прямо у Великой китайской стены, внешней границы империи. У Северного пика тоже есть свой владыка, по имени Дэн Вэй-тин. Он ведал всеми реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми.
Наша гора Хуашань из провинции Шэньси, на которой мы сейчас имеем счастье находиться, третья по счету из священных.
Ее называют Западным пиком. Владыка Западного пика Хао Юй-шоу заведовал всеми металлами, их плавкой, а также всеми пернатыми существами (это сочетание зон ответственности мне показалось несколько странным).
Следующей, четвертой священной вершиной является гора Хошань. Она расположена южнее всех остальных, в провинции Аньхой, именно поэтому эту гору называют Южным пиком. Владыка Южного пика Дань Лин-чжи владел полями на земле, звездами на небе, а также рыбами и драконами.
И, наконец, пятая священная вершина — гора Суншань в провинции Хэнань. Эту гору называют Срединным пиком и у нее особой назначение. Фактически, эта гора воспринималась в качестве Центра империи. Конечно, сегодня размеры Китая сильно выросли, и центр современного Китая надо искать в другом месте, но в древности было именно так. Через три дня я оказался в тех местах, в знаменитом на весь мир буддистском монастыре Шаолинь.
Еще на этой горе есть даосский храм Чжунъюэ и самая старая в Китае пагода. Владыку Срединного пика звали Шоу И-цюнь и ведал он всеми болотами, протоками, водными каналами на земле, а также деревьями.
Если соединить на карте все священные вершины линиями, то получается фигура, напоминающая по форме воздушного змея. Посмотрите на рисунок.
Но это еще не все. С приходом в Китай буддизма появилось ещё четыре священных горы, образовавшие треугольник (он тоже на карте есть). Гора-остров Путошань (провинция Чжэцзян) — восточный угол треугольника, гора Цзюхуашань (провинция Аньхой) — стоит на линии основания треугольника, рядом с углом Путошаня, гора Эмейшань (провинция Сычуань) — западный угол треугольника и гора Утайшань (провинция Шаньси) — вершина треугольника.
Священные для буддистов горы, очень органично вписались в систему пяти почитавшихся до этого гор. Так центр буддистского треугольника совпадет со Срединной горой воздушного змея — горой Суншань. Так появилась буддистская система девяти священных вершин Китая.
Как мы добирались из Сианя до горы Хуашань
Все девять священных гор покорить непосильная задача, а вот одну из них, гору Хуашань — Западный пик, мы обязательно посетим. Тем более, что вычитал такую фразу «Если вы посетили пять священных гор Китая, то можете в другие горы не ходить, а если вы посетили Хуашань, то и остальные четыре вам ни к чему».
Но сначала надо до нее добраться. У нас это было так. С уже знакомого нам Северного вокзала Сианя, нового и современного, специально построенного для скоростных поездов, мы отправились в город Huayin.
Продолжаю восторгаться скоростными поездами в Китае, просто чудо. Они делают переезды быстрыми и комфортными. Представьте, между этими городами расстояние 120 километров, и совсем недавно, их можно было преодолеть только на автобусе. Ехать не меньше двух часов и это только в одну сторону. А теперь, уютный кондиционированный вагон, как «белые люди», а время в пути, всего чуть больше получаса. Билеты покупали заранее, еще в России, как впрочем, и на все остальные скоростные поезда.
Итак, город Huayin (первая остановка после Сианя), привокзальная площадь. Уверенно, с независимым видом проходим мимо таксистов, традиционных встречающих на любом вокзале мира, направляясь прямо к автобусу. Он довозит до информационного центра, в котором продаются все необходимые входные билеты, время в пути минут десять, проезд бесплатный.
В информационном центре, огромные очереди к билетным кассам. Впрочем, к очередям в Китае надо привыкать.
Прежде чем купить билеты, разрешите предоставить вам следующую информацию. Как мы уже знаем, гора Хуашань имеет пять основных вершин (они же лепестки цветка) — Северную, Восточную, Южную, Западную и Центральную. Раньше на фуникулере можно было подняться (и соответственно спуститься) только на самую низкую Северную вершину, высота которой 1615 над уровнем моря. Но, не так давно, проложили новый маршрут фуникулера к более высокой (но не самой высокой) Западной вершине (2080 метров). Нам рекомендовали подняться именно к ней, а дальше пройти по проложенным пешеходным дорожкам через остальные вершины горы. Пройти надо было через Восточную вершину (2100 метров), Центральную (2042 метров), Южную (2154, 9 метров, она та и есть самая высокая) по направлению к Северной вершине (а уже оттуда спуститься «с небес на Землю»).
Так мы и сделали. Чтобы попасть на объект надо купить несколько билетов. Входной — 180 юаней; на автобус от информационного центра до начала подъема канатной дороги к Западной вершине — 40 юаней (ехать, кстати, не близко, минут 40); на подъем по канатной дороге к Западной вершине — 140 юаней; на спуск по канатной дороге с Северной вершины — 80 юаней; на автобус от канатной дороги до информационного центра — 20 юаней. Путем сложения определяем общую сумму — 460 юаней (для перевода в рубли добавляем ноль). Мягко говоря, недаром. И это расходы на одного человека. А если путешествует семья?
На вершине Священной горы Хуашань
На вершину горы кабинка фуникулера довезла нас минут за пятнадцать. Открывающиеся взору пейзажи вызывали одновременно чувства восторга и страха. Врать не буду, периодически «сосало под ложечкой» и совсем не от чувства голода, а от банального страха высоты при взгляде в бесконечную пропасть под кабинкой.
Представляю, каково было даосам в старые времена, которые не спеша поднимались по крутым и опасным горным тропам к храмам Хуашаня. Шли они за получением просветления, долгой дорогой размышляя о сущности Бытия и Космоса. Уже в самых ранних книгах даосизма гора Хуашань упоминается как религиозная святыня. Величественность, неприступность и красота этой горы казались верхом совершенства, к которому стремился любой даос. Говорят, что даже сам Лао-цзы, основоположник учения Дао, жил в этих горах и занимался алхимией. Вполне может быть. Ведь отшельничество — очень популярный в даосизме метод духовного искания. Именно поэтому многие адепты даосизма были отшельниками. Они селились в горных пещерах и вели жизнь аскетов. Позже возле этих пещер, их ученики и последователи возводили храмы в честь знаменитых духовных сподвижников.
Вот, например, мастер алхимии по имени Чэнь Туань, он прожил в этих местах 118 лет. Этот человек собирал лекарственные растения в горах и лечил ими простой народ, за что впоследствии был провозглашен святым. Кстати, Чэнь Туаня считают основателем даосской школы Хуашань, и в его честь у подножия горы возведен монастырь Юйцюань. Именно от этого храма и начинается пешее восхождение к ее вершине. Так говорят, нас довез туда фуникулер.
Постепенно неприступные горы осваивались человеком. Пробивались тропы, вырубались в скальной породе лестницы. Осознать величие усилий и результатов по взведению горных храмов, мне удалось только дома. Вспоминая, рассматривая фотографии, читая материалы об этой священной для всех даосов горе. Если в давние времена, человек, стремясь к просветлению, совершал восхождение, преодолевал физические нагрузки, отпуская при этом мысли и освобождая дух от бренности бытия и суетных мыслей. То в наши дни на вершине священной горы обязательно увидишь огромную массу народа.
Несметные толпы туристов, перемещающихся по оборудованным дорожкам и лестницам от вершины к вершине, продавцы сувениров и малопривлекательной снеди отвлекают от единения с природой. Тут не до просветления. Погрузиться в мир Дао невозможно, наверное, даже в глубине храмов, ибо вездесущие туристы заглянут и туда. Но впрочем, я этого и не искал. Я был одним из тех многомиллионных туристов приехавших в эти края за опытом, впечатлениями и развлечениями. Увы, если раньше люди попадали в эти места, чтобы помолиться, принести жертвоприношения святым. То сейчас большинство гостей горы Хуашань, в том числе и я, приезжают, только чтобы осмотреть изумительные скалистые пейзажи и храмы.
А посмотреть есть на что! Ведь каждое строение это рукотворное чудо древних зодчих, потому что возведение любого здания в условиях сложнейшего горного рельефа было делом невероятно трудным. Храмы в окружении неприступных скал выглядят величественно и фантастически.
Про тропу смерти
В рекламных буклетах, рекламирующих гору Хуашань, обязательно прочитаешь про тропу смерти. Религиозная сущность Священной для даосов горы постепенно отходит на второй план. Паломники, без сомнения, по-прежнему поднимаются на вершину горы Хуашань, но все больше здесь можно увидеть и любителей экстрима. Очень крутые подъемы, опасные узкие тропы и подвесные мосты — эти маршруты к вершинам Хуашань называют «Тропами Смерти» или «Самыми опасными тропами в мире». Именно ради их покорения сюда приезжают многочисленные любители пощекотать себе нервы.
Есть участки для любителей мягкого экстрима, доступного для многих. Например, подняться по Гребню Синего Дракона, узкой оборудованной тропинке вверх по гребню скалы, с обеих сторон от которой находиться пропасть, позволяют себе большинство туристов.
Страшно, конечно, но относительно безопасно. Где-то надо подняться вверх, по почти отвесной скале, держась за висящие рядом цепи. Этот аттракцион требует небольших усилий, и доступен даже людям в возрасте и детям.
Но преодоление некоторых участков требует не малого мужества и квалификации профессиональных альпинистов. Для обычных, не подготовленных туристов, но жаждущих экстрима по жестче, придуманы особые участки, на которых можно продемонстрировать свою смелость (не бесплатно).
Таков участок пути к маленькому храму, выбитому в скале, дорога к которому идет по навесной тропе. Метров десять прохода по ней ограждено перилами в виде цепей, этот участок преодолевают без страховки. Дальше, тропа нависает над бездонной пропастью и прохождение возможно только со страховкой, которая представляет собой два троса, которыми попеременно перестегиваешься, переходя от одного крюка к другому. На этом участке цепей-перил уже нет, и ты идешь по узкой тропке со своеобразным ощущением «парения» над пропастью. Впрочем, я этих ощущений не испытал и пересказываю хвалебные речи смельчаков, которые на это решились.
Но знаете, вершину Хуашаня, хоть и с помощью фуникулера, я все-таки покорил. Да, чудесного просветления не случилось, но в Китае есть еще немало Священных гор, попробуем еще раз, а вдруг!