Автор путешествовала в рассматриваемой местности августом 2015 года.
Автор путешествовала в рассматриваемой местности августом 2015 года.
Разные разности слышала о нашем крае, но чтоб у нас, пустыня была?! Не может такого быть. Как говорил великий Станиславский: «Не верю!»
Но при пристальном изучении этой темы оказалось, что есть она — пустыня. Раскинула свои пески вдоль моря Белого, по двум берегам реки Варзуги… Да не просто раскинула, но умудрилась и село там спрятать, да село-то большое, старинное, Кузоменью называется.
Да столько ж там расчудесного по напрятано от глаз чужих…
История села давно началась, еще с 1667 года, когда здесь, на узком участке суши, между рекой и морем стали селиться переселенцы из села Варзуга. Этот, природой созданный мыс, имеет ширину всего два километра, а длину — десять. Кстати, Кузомень в переводе означает — «еловый мыс». Получается, что здесь были леса? Леса, а не пустыня!
(Фотография из Интернета)
А места здешние издревле богатые были, богатые да сытные. И стоит Кузомень на перекрестке морских и речных дорог, потому и стала она быстро разрастаться, прибавлять населением, и богатеть при этом. Деньги потекли сюда рекой, и стала Кузомень столицей Терского берега. Богатые купцы да промышленники строили здесь свои дома-лавки. К началу двадцатого века в селе уже было пять двухэтажных домов с лавками-магазинами, да восемь домов были полутораэтажными. В селе было две церкви, одна из них — пятиглавая церковь Великомученика Дмитрия Солунского и одна колокольня. А также здесь были — школа, медпункт, пекарня и солеварня. Здесь же проходила ярмарка, на которую съезжались торговцы со всего Беломорья.
В начале XX в. сюда провели телеграф! В 1910 году в Кузомени на считывалось 143 крестьянских двора, в которых проживало 780 человек.
Народ здесь всегда был красивый, приветливый и гостеприимный. А вот путешественники сюда заглядывали редко, не было дорог в эти края, и добирались тогда в село только по воде — по реке иль по морю.
(Фотография из Интернета. Фото Бориса Вахмистрова)
Но сейчас-то все изменилось, вдоль моря Белого построили дороги, местами даже асфальтированные. А в советские времена в Кузомени был даже свой аэропорт (!) и летал сюда маленький самолетик. Сейчас, конечно же, аэропорт прикрыли — не рентабельно…
Наша цель сегодня — покорить кузоменскую пустыню, доехать до села Кузомень и повстречаться там с еще одним феноменом этих мест — знаменитыми кузоменскими лошадками.
Сворачиваем с автодороги Умба-Варзуга направо, буквально немного не доехав да Варзуги. У дороги стоит указатель, правда с первого раза мы его не заметили, почти до Варзуги доехали, потом возвращались.
Нырнули в лес, едем. Очень быстро грунтовая дорога начала превращаться в песчаную, но ехать по ней практически нормально. Иногда дорога раздваивается, и мы встаем перед извечным вопросом — «Что делать?». Потом наш драйвер Сергей выбирает путь, и как всегда, правильный, и мы едем дальше. Постепенно ландшафт меняется — и впереди появляется долгий песчаный подъем. Делаем остановку — набираемся сил, проверяем готовность машины и нас к экстриму. Вперед! Поднимаемся наверх. При подъеме «Фердинанд» очень натужно ревет и брюхом постоянно цепляется за песок. Мама дорогая! Кузомень — еловый мыс? Да кто ж такое название придумал? Нашим глазам предстает пустыня… Пески, пески, пески.
Откуда же взялась здесь пустыня? Много разных вариантов, но одно ясно точно — без рук человеческих здесь не обошлось. Лично мне нравится вот эта версия:
— По обе стороны от устья реки из-за вырубки леса на нужды существовавших здесь солеварен и чрезмерного выпаса скота на эоловых отложениях реки образовалась своеобразная «песчаная пустыня». Огромный массив подвижных песков площадью 1600 га на левом (Терском) и правом (Кандалакшском) берегах устья поддерживается благодаря ветровой эрозии.
Делаем осмотр местности. Справа — остатки леса, слева виднеется река Варзуга, впереди — а впереди наша цель — село Кузомень (правда, села еще не видно) и нам надо туда! Вокруг нас — великое множество дорог, выбирай любую.
Кажется, что по каждому сантиметру этой пустыни кто-то пытался проехать.
Какой путь выбрать? Впереди показалась машина, которая двигается нам на встречу. Явно местные рассекают. Едут быстро, даже можно сказать — летят. Они уже почти выбрались из песков, а нам еще предстоит испытать всю прелесть этой дороги.
В голове постоянно звучит знаменитая кузоменская поговорка: «Кузоменьские пески не отпустят без тоски» — это настораживает — что там ждет впереди?.
Начинаем движение вдоль деревянного забора, рассуждая, что он указывает более благоприятную дорогу… но нет. Это совсем не так. Глубокая колея, торчащие отовсюду доски, которые бросают под колеса застрявших в песке машин. Большой риск «поймать» гвоздь или еще какую-либо «колкость».
Пытаемся выбраться из колеи. Не тут то было! Колея прочно захватила нас в плен! Не пускает! Глубина такова, что выбраться очень сложно! Когда впереди обозначились дюны с редкой растительностью, колея стала менее глубокой, и это позволило нам вырваться на свободу.
Сделали небольшую фотоостановку.
В лучах солнца песок меняет свои краски от угрюмо серого до солнечно оранжевого.
В этой пустыне есть жизнь! Каждая травинка цепляется за песок, низко стелется, старается удержаться.
Село уже видно, море — тоже. А вот знаменитых кузоменских лошадок не видать!
Продолжаем движение, чем ближе к селу, тем больше движения. Да, я не написала, что к селу ведут три дороги — три пути:
— по пустыне;
— по тундре вдоль моря — по грунтовой дороге с большими и глубокими ямами, иногда переходящими в болото (испытали на себе);
— по берегу моря, в период отлива, правда есть риск глубоко засесть в песок, а уж ежели в прилив попасть (у нашего Сергея есть такой опыт — на его УАЗике его вытаскивали трактором из Белого моря), то только трактором и могут вытащить.
Наконец, выбравшись из песчаного плена, делаем остановку для приведения «Фердинанда» в нормальное состояние, надо ему отойти от этих испытаний. Предлагаю всем спешиться и пойти в село пешком. Но мое предложение мужская половина нашего отряда не поддержала, так что двигаемся в деревню вдвоем с Натальей. По пути мы видим знаменитое кузоменское кладбище.
Не могли удержаться, чтобы не зайти сюда. Впечатление — странное. Кладбище разбросано по песчаным холмам перед входом/въездом в село.
Ветер выдувает песок, роняя кресты и обнажая могилы.
Медленно бредем вдоль могил. Самое старое захоронение (из тех, на которых еще можно разобрать надписи) — 1870 г.
При некоторой жутковатости, это кладбище тоже является местной «достопримечательностью» и частью программы посещения этого места.
Выбираемся с кладбища и бредем к домам, к строящейся церкви.
Да, и наши предки тоже не очень-то берегли природу — мать нашу. Оставили кузомчанам пустыню заместо елового леса… И теперь ветер пересыпает громадные кучи песку, которые окружают все постройки, наворачивая вокруг разнообразные воронки да углубления. На улицах песок везде, поэтому, для удобства хождения по селу и сделаны деревянные мосточки.
А так как песок везде, на улицах, во дворах, то складывается впечатление, что это какое-то сказочное «село из песка».
Навстречу нам идет пожилая жительница села. Уж как она обрадовалась нам. Мы ей стали вопросы задавать, а она присела на жердочку забора да приготовилась к долгому разговору. А как же, ведь не каждый день сюда залетные прибывают, да всякие там вопросы задают, готовность слушать выказывают. А историй здесь великое множество, всякие сказки, были и былички. Недаром знаменитый русский (советский) писатель Дмитрий Балашов («Младший сын», «Русь святая»…) регулярно приезжал сюда, чтобы послушать великолепные сказки этих мест. И даже книгу создал «Сказки Терского берега».
И полился разговор, перемешанный удивительным напевным местным говором. Да не дали бабушке долго с нами пообщаться, подошел мужик местный, да своими разговорами бабульку от нас оторвал.
А так хотелось еще пообщаться, да послушать необыкновенный напевный говор, яркую и поэтичную речь!
Пришлось поискать пример этого своеобразного говора, чтобы еще раз очароваться. (нашла в интернете — записано Н. П. Колпаковой)
Сижу я однажды в селе Кузомень на Терском берегу в гостях у тетушки Настасьи Демьяновны, слушаю ее рассказы и бывальщины про старое время. Вдруг слышится стук.
— Заходите! — кричит хозяйка, ворочая ухватом в печке. На пороге появляются занесенные снегом фигуры.
- Не мало ли вас, не надо ли нас?
— Здравствуйте, здравствуйте, проходите да хвастайте, — сияя улыбкой, отзывается хозяйка. — Небось замерзли. Скидывайте скорей одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварчик поставлю.
Она торопливо раздувает большой медный самовар. Вот самовар на столе. Из подполья появляются свежие лепешки — шаньги и вареное мясо, и ватрушки -«ягодники», густо намазанные сладкой морошкой.
- Кушай, Федосьюшка, кушай, Танюшка,- угощает хозяйка, — чего беречь-то… Едомому товару недолог век.
— Спасибо, матушка, не потчуй, не трудись. Сказала — и ладно. Один раз дорог, не надо сорок, — отвечает кума, принимаясь за шаньги.
— Тетушка Настасья, у Лукерьи не бывали ли… — спрашивает веселая румяная Танюшка.
- И, милая! Не бывала я за весь месяц у Лукерьи ни пятой, ни ногой, — отзывается хозяйка дома, наливая дымящийся чай в маленькие чашечки, украшенные золотыми разводами.
— Намедни всем колхозом за рыбой ездили, — рассказывает кума Федосья, — так это ладно вышло, дружно, семги много привезли. Уж известно — где лад — там и клад.
— Что за клад, коли все в разлад, — сочувственно поддакивает Настасья Демьяновна. Я не выдерживаю.
- Как славно вы разговариваете, тетушки! Что у вас в селе, все так говорят?..
Они удивлены.
- Да ведь мы, кажись, по-русски говорили, поди-ко да послушай по нашему берегу — у тебя и тетрадки не хватит на все наши присловья да прибаутки. У нас народ-то разговорчивый. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.»
Ну что за чудо! Уж несколько раз перечитала, все наслаждаюсь поэзией этих слов. Красиво!
Но не только бытовая речь завораживает, много здесь сложено сказок и быличек. а уж рассказывать их местные жители умеют мастерски.
Вот одна из них, рассказанная Богдановой Н. С. аж в далеком 1933 году. (взято в Кузоменской летописи)
В годы Крымской войны (1853–1856 года) царское правительство предписало местному населению в случае появления врага, защищаться «кто чем сможет».
Про это и рассказывает быличка «Нападения англичан на поморские селения»
Лет сотню назад агличане сюды приходили. Деревню Пялицу сожгли, каку-то деревню, — кажется, Стрельну, — а потом и к нам сюды на кораблях пришли. Вышли они на берег, а наш народ-то детей в горы увел, а сами все с вилами да с батогами на берег сошли, да на угоре и выстали. Агличане и кричат:
— Подавайте нам коров!
А мужики-то и отвечают:
— А заместо коров не хотите ли комаров?
— Так давайте оленей.
Оленей тоже не дали. Агличане и спрашивают:
— Все ли вы тут?
А они, мужики-то, и отвечают:
- Куды там! В деревне в десять раз больше осталось. Агличане-то не видали, что у их вилы, — думали, ружья. Ну, что ж им было делать. Испугались, конечно, да и вон пошли. С тех пор не бывали. Всё.
И есть документальное подтверждение этому случаю — действительно англичане приняли вилы, топоры, багры и колья за ружья, а народ сложил красивую быличку.
Так же здесь широко бытует предание о том, как чайки спасли Соловецкий монастырь от нападения англичан. Англичане приходили в Кузомень, на Соловки шли, а чайки все суда обо*рали. И пришлось англичанам ни с чем назад идти.
Удивительное это все-таки место — Кузомень… Здесь все красиво и притягательно. И эта пустыня, такая необычная для этих мест. И люди, которые постоянно борются с ней, строя заборы-изгороди для задерживания песка, а также сажают деревья и кустарники, и траву сеют.
Примерно в километре от Кузомени, вверх по течению реки, находится мыс Свидания. С него открывается прекрасный вид на реку (мы во время нашего путешествия еще не знали об этом). Еще выше по течению реки находится Лудка, здесь заканчивает свои владения песок и начинаются хвойные леса. Там, говаривают, есть красивейший оазис — райский Эдем здешних мест.
Думаете это все феномены Кузомени? Не тут-то было. Ведь мы ту бабулечку спрашивали про знаменитых кузоменских лошадок, уж очень хотелось нам на них посмотреть, а если удастся, то и покормить их хлебушком. А бабулечка отвечала нам, что сегодня в деревню лошадки не придут, так как ветер дует с моря, значит лошадки на берегу будут пастись. Что они там делают? Да морские водоросли отыскивают и едят.
(Фотография из Интернета. Фото Антона Сафронова)
Лошадки эти потому славятся на всю округу, что не местных они кровей — завезены в 1980-х годах из Якутии, для создания здесь, на Терском берегу, морозоустойчивого табуна. Работать лошадки отказались и «нагло» «сели на шею» местному колхозу. Но вскоре советская власть рухнула, а вместе с ней сгинули и колхозы/совхозы. Нечем стало кормить этих знатных (ленивых) лошадок и отпустили их на вольные хлеба, а теперь сами, мол, добывайте себе пропитание. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих (живо, ох, как живо у нас это крылатое выражение). С тех пор одичавшие лошади бродят по кузоменским пескам. За ними никто не ухаживает, конюшня давно развалилась. Лошади, и зимой и летом, сами по себе. Приходят в деревню, корм у людей берут и даже требуют, но трогать себя не дают. Зимой, как северные олени, копытят снег, выкапывают, что могут. А летом питаются водорослями, как многие беломорские коровы.
Хотя насчет происхождения этих лошадок существуют различные мнения…
Мурманский краевед Владислав Трошин, побывавший в Кузомени и встретивший табун белых лошадей, убежден, что никакие это не бывшие колхозные лошадки, привезенные из далекой Якутии, а коренные жители Кольского полуострова. Белая масть, длинная грива и четкая черная полоса вдоль спины от гривы до хвоста позволяют сделать вывод, что это редкие сохранившиеся экземпляры архаичной породы лошадей эпохи плейстоцена — современники мамонтов и шерстистых носорогов. Источник: http://www.tv21.ru/news/2011/08/09/kuzomenskie-loshadki-kto-oni
А еще выдвинута версия, что это неизвестная доселе порода лошадей, о чем написано в местной газете «Мурманский вестник». http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201208315989
Ну что ж сегодня нам не повезло, и мы не поздоровались с этими «современниками мамонтов» — не беда! Ведь не последний же раз мы сюда приехали! Здесь всего-то 500 км от Мурманска. — 6 часов пути…
Можно здесь и переночевать остаться, благо здесь есть гостевой дом
А еще Кузомень ждет впереди знатное событие — 17 августа 2017 года Кузомень будет отмечать свое 350-летнее рождение.
И сейчас в селе строится храм Сретения Господня. Бревенчатый сруб оббивают доской. Возможно, к юбилею села храм откроется
Да, сколько же сказочного здесь — в этой обыденной были… в обыденной жизни!..
Да как же можно не приехать сюда снова и снова, чтобы освободиться от всего того тяжелого, что накапливается в городе: суета, шум, постоянно ограниченное пространство, тяжелый воздух. Все это утомляет, раздражает, вводит в депрессию и хандру. Как же не очистить, душу в этом поистине воскрешающем месте…
На обратном пути, чтобы не повторяться, решили попробовать проехать через тундру.
Первый километр изредка попугивал нас небольшими ямами, иногда заполненными водой. Потом ямы стали глубже, а вода разливалась все шире. Потом ямы стали превращаться в легкие болотца, и, наконец, мы встали перед разлившейся огромной лужей, да нет, не лужей, а уже озерцом. Что делать? Какова здесь глубина? Навстречу нам урчит УАЗ-Патриот — любимая машина и мечта Сергея. Тому абсолютно не страшно влезать в эту воду, да он еще и из местных оказался, все ямы знает УАЗ проехал, а мы, посмотрев да какого места ему пришлась вода (до колена или выше?), призадумались — а так ли уж нам надо покорять эту тундру?
Развернулись не солоно хлебавши — машину гробить не хотелось. Поедем-ка лучше через пустыню. Благо мы с ней уже знакомы.
Обратный путь он завсегда короче, и вскоре мы выехали на автодорогу Умба-Варзуга.
Вот уж год прошел с момента нашего путешествия — пора собираться в новое, за новыми впечатлениями…