Страна: Казахстан
Время: июль, 2015 г.
Тип: Автопутешествие
Маршрут: Тюмень — Астана — Коргалжынский заповедник — оз. Бурабай — Тюмень
Пройдено в пути: 2300 км.
Бюджет: 30000 руб. на двоих (без учета починки машины)
В июле 2015 года у нас освободилась неделя отпуска, поэтому мы решили не терять времени даром, а совершить не напрягающее путешествие куда-то не слишком далеко. Критерий выбора был по существу один: мы едем туда, куда можно доехать за 1 день, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу.
В итоге было принято решение съездить на банальные «голубые озера» Казахстана, попутно осмотрев столицу страны — Астану.
Краткий план нашего путешествия:
1. Столица страны — Астана
2. Посещение птичьего заповедника «Коргалжын»
3. Отдых на Голубых озерах Казахстана
В этот раз наша команда состояла из 3 человек: Я, Паша, и наш очень хороший друг семьи.
Это было наше первое автопутешествие на своей машине, которое несколько спустило нас с небес на землю, и научило проводить подготовку к путешествию более качественно.
В распоряжении у нас был 1 автомобиль.
Мы планировали проехать маршрут Тюмень — Астана (966 км) за 12 часов. Паша считает себя достаточно опытным водителем, поэтому меняться в дороге мы не планировали.
Поскольку это было наше первое автопутешествие, мы очень тщательно к нему подготовились. Долго сидели в интернете, читали о том, как доехать, какие могут возникнуть сложности, какую дорогу лучше выбрать, где жить, и другие насущные вопросы.
В итоге мы для себя выяснили несколько вещей:
- Статьи и отчеты других путешественников — это все здорово, и очень помогает при знакомстве с местом «из дома». НО! Любую информацию не нужно воспринимать буквально, а нередко нужно делить на 2. Все люди разные, поэтому то, что ужаснуло одних может быть абсолютно нормальным для Вас. Нужно помнить об этом, когда Вы читаете любые отзывы и обзоры, иначе очень легко можно нажить себе такую кучу стереотипов, которая рано или поздно может Вам помешать.
- При планировании бюджета поездки обязательно (ОБЯЗАТЕЛЬНО!) создавайте себе денежный страховой запас. Вы должны осознавать, что-то может пойти не так, и быть готовы ко всякого рода ситуациям.
Что в итоге сделали мы при подготовке?
- Забронировали квартиру в Астане
- Скачали карту Казахстана на смартфон
- Купили значок «RUS» на заднее стекло машины))))
Настоящая наклейка "RUS" отвалилась где-то посередине путешествия, после дождя. Другой у нас не было, а местные ГАИшники довольно ревностно относятся к ее наличию. Поэтому пришлось как-то выходить из ситуации перед обратной дорогой :)
Считаем ли мы этот список исчерпывающим? Теперь — конечно нет, но тогда этого показалось нам вполне достаточно.
Собрав все необходимые вещи, мы выехали из Тюмени где-то около 4 утра, рассчитывая прибыть в Астану где-то около 16 вечера.
Про дорогу.
Качество дороги — вопрос сложный и относительный. Начитавшись отзывов, мы были готовы преодолевать колдобины и ухабы на протяжении всего пути. В итоге ответственно заявляем — плохой участок там только один (между Петропавловском и Кокшетау). Эта информация действительна только по состоянию на июль 2014 года. В этом месте дорога (обычная дорога) — отсутствует. Она строится, и еще не была открыта. Вместо нее нужно ехать по временной дороге без асфальта. Фактически, это даже не грунтовка. Мы насчитали 12 или 13 съездов с основной дороги в «поле». Ну примерно вот так:
Примерно так выглядела дорога вне организованных съездов (участок Петропавловск - Кокшетау)
Долгожданная стелла на въезде в Кокчетав, сулившая начало хорошей дороги
Весь остальной путь, кроме этого участка, дорога вполне нормального качества и не доставляет каких-то больших неудобств.
Кстати, говорят, что есть другая дорога, параллельная этому участку, где вполне комфортно можно объехать все эти ремонты. Но мы справились и без нее:)
А после Кокшетау начинается участок платной дороги Бурабай — Астана, где всего за 100 рублей Вы получите прекрасный 6-ти полосный автобан с разделительной полосой, где, по уверениям местных жителей, можно спокойно ехать 180 км/час.
Мы ехали где-то 140 км/час, и это была вполне комфортная скорость. Только не забывайте учитывать погодные условия. На скорости 140, с температурой +35 — заплатки в Вашей резине (если они есть) — спокойненько плавятся от такой нагрузки. Как результат — огненно-горячее моментально спустившее заднее колесо. Спасти его не удалось, и нам пришлось покупать резину в Астане, что больно ударило по нашему бюджету, потому что о такой ситуации мы и не подумали, и не догадались взять с собой что-то кроме запаски…
СОВЕТ: Обязательно возьмите с собой хотя бы еще одно запасное колесо, а также все те детали, которые являются слабым местом для Вашей машины (а у каждого они свои). В Казахстане почему-то дикие цены на все, что касается автомобилей. Теперь понятно, почему очень часто они ездят покупать машины к нам. Средняя стоимость базовой комплектации (на примере Toyota Highlander) где-то в 1,5 — 2 раза выше, чем у нас. Соответственно все детали, включая резину, также дОроги. За не новую (!) резину на одно колесо на местном рынке мы отдали почти 7 тысяч рублей.
Еще одно важное уточнение про эту платную дорогу. Ее протяженность — где-то 150–200 км. Посередине этой дороги заправок — нет. Все блага цивилизации начинаются практически возле самой Астаны. Мы ехали на практически пустом баке, ожидая длительную прогулку с канистрой до ближайшей заправки (чего, к счастью, не случилось). Просто несколько вводит в заблуждение качество дороги, и ты никак не думаешь, что она на всем протяжении она пустынна и безлюдна.
СОВЕТ: Заправьтесь перед или при въезде на данный участок дороги!
Один из стереотипов, который мы разрушили в этой поездке — страшные сотрудники ГИБДД и пограничники с казахской стороны. Опять же, начитавшись историй, мы были готовы к постоянным «сборам дани» и штрафам за все на свете. Мы были даже несколько агрессивно настроены по отношению к ним.
Что в итоге? На все организационные формальности на границе мы потратили где-то 1,5 часа. Никто не предлагал услуги по переходу границы «без очереди», никто не досматривал ни нас, ни нашу машину с пристрастием. Все было мирно, спокойно, как по инструкции.
Сотрудники ГИБДД также не докучали нам. За все время поездки нас не остановили ни разу. Я не знаю, может быть это счастливая случайность, или мы действительно не допускали никаких серьезных нарушений. Но факт остается фактом. Будьте спокойны, соблюдайте ПДД — и все будет хорошо.
СОВЕТ: Казахские водители — не слишком дисциплинированы. И им это прощается. Тем не менее, одно правило соблюдают ВСЕ — движение на желтый, желтый мигающий, и, естественно, красный сигнал светофора — запрещено. То есть если в России вполне нормально «заканчивать маневр» и проскакивать на желтый свет, то здесь — нет. Как только зеленый начал мигать — сразу останавливайтесь.
И последнее, о чем хочется рассказать — казахский менталитет.
Обязательства и ответственность — это точно не про казахов. Простой пример: Перед отъездом, недели за 2, мы забронировали через интернет квартиру в Астане. На голубых озерах бронировать не стали, начитавшись советов про то, что там как в Анапе — просто приезжаешь и ищешь комнату. В Астане мы так делать побоялись. За несколько дней до отъезда мы дополнительно позвонили, подтвердив свой приезд и уточнив, что все хорошо, и хозяйка нас ожидает.
В итоге, 20–00. Мы в Астане названиваем хозяйке, которая просто не берет трубку. В тот день мы так до нее и не дозвонились. Купив местную симку мы практически сразу потратили все деньги на ней, безуспешно звоня по всем объявлениям. И самое великолепное, что очень многие отказывали нам потому, что время-то позднее, 8 вечера, и им просто было неохота куда-то идти и открывать нам квартиру))))
Хозяева другой квартиры все время нашего проживания обещали нам заплатить за интернет (чтобы мы могли пользоваться wi-fi, и привезти пульт от кондиционера. В итоге за 3 дня — ни того, ни другого не было сделано).
СОВЕТ: В Астане заранее озаботьтесь вопросом жилья. Если Вы хотите сэкономить и жить в квартире — составьте себе список телефонных номеров «на всякий случай», потому что Ваша забронированная квартира вполне может быть не готова к Вашему приезду.
P. S. На голубых озерах все действительно как в Анапе. На главном кольце и близлежащей улице прямо на дороге стоят люди с табличками «сдам жилье», где Вы без труда найдете себе жилье по карману и желанию (хоть квартиру, хоть дом, хоть комнату).
В общем-то в организационном плане это все.
Обратно до Тюмени, зная дорогу, мы долетели за 10 часов, практически не останавливаясь.
О том, что мы увидели в поездке речь пойдет в отдельных заметках, дабы как-то сохранить структурированность материала.
С уважением, Павел и Александра Б.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия