После посещения села Кашкаранцы мы отправились к часовне Безымянного инока Терского, что всего-то в 7 км от Кашкаранцев. Свернули с трассы направо на малоприметную грунтовку, причем эта самая грунтовка резко уходила вниз, так что мы хорошо «ухнули» (правда, совсем немножко). Дальше дорога уходила и направо и налево, но, как я уже упоминала ранее, у нашего драйвера Сергея природное чутье. Он свернул налево. Дальше мы поползли по узкой грунтовке, объезжая ямы, а временами просто въезжая в них, так как другого пути не было. Но на этой дороге мы были не одни. На встречу нам так же полз другой драйвер, на седане. Так как у нас сильные уступают и кусок хлеба, и дорогу более слабым, то мы, естестно, заползли по пузо в мокрую траву, рискуя провалиться всем своим весом (ой, только не так как Лиза Бричкина в «А зори здесь тихие…«).
Когда впереди блеснуло море, мы обрадовались.
Но выехав на высокий берег перед нами, опять встал вопрос: налево или направо? Указателей мы не увидели… И опять Сергей выбрал правильную дорогу. Мы поехали налево. Очень быстро, практически сразу мы увидели цель нашей поездки — часовню.
6
Около нее стояло несколько машин, значит место это посещаемое. Так и есть, вдоль берега гуляли люди, наслаждаясь общением с морем. Кто-то искал морские богатства, кто-то просто релаксировал.
1
2
Часовенка маленькая, уютная. Снаружи очень светлая, красивая, теплая глазу и душе. Часовня полностью деревянная, крышу венчает довольно крупная луковичная главка с шестиконечным крестом.
Внутреннее убранство часовни довольно лаконичное. Стены внутри обиты тесом.
На стенах — иконы.
1
В правом углу на полу установлен гроб с мощами Безымянного инока.
Здесь очень заботливо ухаживают и за зданием и за приезжающими сюда людьми. В помещении вы найдете и спички, и свечи, и соль. Для посещения часовни девушки и женщины могут одеть висящие на стене шарф и платок.
У входа установлен стол и скамьи. Сядь, усталый путник, отдохни,
5
Если идти строго перпендикулярно морю, то перейдя попавшуюся на пути автодорогу Умба-Варзуга, и углубившись в лес, попадаешь к источнику Безымянного инока, обладающего чудотворной силой.
К этому источнику мы подъехали поздно вечером, на обратном пути из Варзуги.
1
Солнце уже сильно склонилось к земле, торопясь „упасть“ за горизонт, чтобы наконец отоспаться после своего долгого рабочего дня.
Было слегка страшновато, тем более, что сегодня нам рассказали очередные местные страшилки про бродящих по округе голодных медведей, которые в связи с холодным и неурожайным летом, постоянно выходят к людям. Вот и вчера один такой залетный вышел из леса к группе туристов из Москвы, которые организовали палаточный лагерь на берегу Аметистового берега.
Заглянул этот самый медведь в одну из палаток, а там дитя малолетнее одно, без родителей. Родители же в это время что-то кашеварили на импровизированной кухне. Увидели родители медведя, да как закричали и бросились врассыпную. Да так сильно кричали, что напугали бедного мишку. Тот попятился-попятился, да и дал деру в лес…
Историю эту нам рассказали в музее села Умба, пока мы там изучали местные краеведческие достопримечательности.
С опаской дошли мы до родника.
3
3
Увидели там крест и сам родник, заботливо прикрытый деревянным щитом, а рядом на скамейках — ковши, чтобы удобно было путнику святой водицы испить…
Напились мы этой чудотворной водицы и набрали ее с собой во все имеющиеся емкости.
1
Идем назад по лесу до машины, а вокруг такие прелестные природные артефакты, глаз радует, разглядываем их, придумываем, на кого они похожи.
4
Так и дошли обратно, не встретив косолапого на своем пути.
А так как солнце уже вот-вот уйдет за горизонт, то решили съездить к часовне еще раз — в закатное „золотое“ время.
4
4
И не зря. Весь мир вокруг стал золотым, изменилось все, и село Кашкаранцы с маяком стало видно в этот предзакатный час.
4
7
Красиво безмерно! Душа поет!
6
4
В ушах музыка звенит! Ан нет, не музыка это звенит, а великие полчища местных комаров обрушились на нас, радуясь столь легкой наживой. Приехали тут новенькие, свеженькие, как же нам их дружненько не пожрать?!.
Не помогали ни спреи, ни мази. Покусаны мы были здорово. Не все, конечно, а только самые „сладенькие“.
Эта была наша история.
А вот история про Безымянного инока, которая звучит из уст людей знающих, поэтому и мы обратимся к рассказу Игумена Митрофана (Баданина)
Предание гласит, что в давние времена в этом районе на берег выбросило лодку с мёртвым монахом. Кто он такой и откуда — не могли установить. Похоронили его тут же и поставили на могиле скромную часовенку. И по преданию, стала на этом месте хорошо ловиться сёмга. Тоня называлась „Крестовая“. В неё можно войти, помолиться, поставить свечу и сказать доброе слово строителю (пожелал остаться неизвестным)».
История о Безымянном иноке Терском началась где-то в конце VII века, когда еще не было нынешнего поморского села Кашкаранцы, а в этих краях жили на тонях «на рыбных ловлях» и приходили сюда на промысел лишь на сезон.
Как-то одному рыбаку, явился во сне монах и повелел похоронить его, указав место на берегу, где находится его тело. Рыбак пошел и на указанном месте обрел вынесенное морем тело усопшего в монашеском одеянии без признаков тления, ничем не поврежденное… Местные монахи, живущие здесь, не опознали своего собрата.
Расспросы монастырских людей иных монастырей также не открыли имени странного инока. Тело пора было погребать. На могильном кресте написали: «Неизвестный инок», полагая, что со временем имя монаха откроется. И неизвестного инока отпевали как Безымянного.
Крест над могилой на берегу служил хорошим ориентиром при рыбной ловле, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда случался чудесный улов рыбы. Особенно хорошо рыбу добывал тот благочестивый рыбак, что похлопотал о захоронении инока, да с тех пор на могилку приходил помолиться о помощи на море. Молился, Николу-чудного поминал, Варлаама с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного Терского.
Стали и иные добытчики, прежде чем уйти в море, захаживать на могилку в Иноку-попросить его помощи и заступления пред Господом. И вот в одну из ночей сей Угодник Божий вновь явился тому рыбаку, открыл ему, что слышит молитву просящих, и повелел над могилой его поставить часовню. В промысловое время в ней всегда горела лампада.
А вскоре выше по берегу, напротив часовни, открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безымянного инока. Воду из источника несли на могилу, молились Иноку, после чего вода эта набирала силу и исцеляла.
В советскую бытность святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени место это было обозначено приметным крестом. Местные рыбаки-поморы знали древнюю верную примету о том, что «напротив этого креста всегда рыбу возьмешь».
4
В настоящее время почитание этой северной святыни восстановлено. В июле 2003 над могилой воздвигнута новая красивая часовня. Тропинка сюда протоптана даже в полярную зиму.
Уже в наше время имеется несколько свидетельств чудесной помощи по молитвам к Терскому Угоднику, особенно в рыбной ловле.
Безымянный инок Терский официально еще не канонизирован, и как святому службы ему не служатся, но он является местночтимым усопшим угодником Божиим, об упокоении которого в церкви подаются поминальные записки.
Вот еще нашла информацию.
Чуть подальше от часовни, не более километра в сторону Варзуги, в море впадает ручей Точильный. Примечателен сам ручей тем, что за века вода вымыла русло не менее 10 метров высотой. Это замечательный каньон, которым можно долго любоваться. Стены русла, в основном бордового цвета с различными оттенками, образуют замысловатые уступы. Ручей извилистый. В засушливые летние месяцы русло полностью высыхает, и каньон имеет неописуемый вид. Пока об этом интересном месте знают немногие.
Теперь надо обязательно съездить к этому ручью с каньоном.