Случайно наткнувшись в интернете на информацию о селе Кашкаранцы и на его святыню — Тихвинскую икону Божией Матери, была удивлена, что ничего не знала об этом. Значит нужно обязательно съездить туда и увидеть это чудо. Вот мы и поехали посмотреть на знаменитую икону. Село расположено на расстоянии 97 км от села Умба. Тогда я еще многого не знала — это уже сейчас, в ходе подготовки этого рассказа-отчета, мне посчастливилось узнать интереснейшие подробности про кашкаранские чудеса.
Итак, древнее поморское село — Кашкаранцы существует с конца 15 века, и у этого села — удивительная история. Стоит село на совершенно голой территории на самом берегу Белого моря. И продувает его летом и зимой со всех сторон. Во время штормов морская пена хлопьями летит на огороды. Поселились здесь поморы, казалось бы, в не очень благоприятных условиях, и были на это веские причины. Здешние места богаты рыбой — она и давала поморам жизнь. Основной доход селяне получали от промысла семги и нерпы.
2
Существующая кашкаранская Тихвинская церковь была построена в 1895 году, чуть позже открыли школу. Жили селяне достаточно благополучно. Дома строили просторные, светлые (зимняя половина, летняя половина).
2
Это все — о самом селе…. Но история села — это не главное, главное здесь совсем другое… Все чудеса это места связаны с тремя святыми, жившими и почившими на этой земле.
Немного истории. В XV веке земля эта принадлежала боярыне Марфе Борецкой из Новгорода, но похозяйничала она недолго. В 1470 году она передала эти земли Соловецкому монастырю. Именно с монахами из Соловецкого монастыря и связаны удивительные истории этого края.
Начать повествование об удивительных чудесах следует с описания трех святых — Аксия (Астерия), Авксентия и Тарасия, погребенных в Кашкаранской церкви Тихвинской иконы Божией Матери, вернее погребенных в часовне, которая ранее стояла на месте церкви. Сейчас часовня является частью церкви и под алтарем существует крипта, вот только не знаю, есть ли туда доступ сейчас (не нашла эту информацию нигде).
2
Итак, первым из святых на этой земле появился Аксий. Тогда села еще не было, а был только Кашкаранский наволок, куда приходили поморы на промысел.
Аксий был монахом и жил в монашьем ските. Прославился Аксий тем, что своими молитвами поддерживал болевших цингой, но сам заболел и умер именно от цинги. После смерти инока кто бы из больных цингой не приходил ко гробу попрощаться с усопшим монахом, от гроба отходили уже здоровыми. И таким образом цинга на всем Терском берегу исчезла. Духовные власти Соловецкого монастыря велели доставить тело монаха к ним. И вот лодка с телом усопшего вышла в море. Вышли они почему-то в ночь. А наутро обнаружили, что лодка оказалась на том же самом месте, откуда отчалила вечером. Этот знак «прочитали» и похоронили Аксия здесь. Место захоронения стало очень почитаемым, к нему потянулись люди со всего Терского берега.
А что сделали Авксентий и Тарасий, что их признали святыми? Если Аксий изгнал из края цингу, то Авксентий и Тарасий имели власть над местными «нечистыми духами». Их молитвами были прекращены жуткие ночные видения, явления древних покойников и прочих привидений. Кашкаранские тони всегда считались особенно нечистым местом.
Над могилами Аксия, Авксентия и Тарасия были поставлены кресты и захоронение это очень почиталось поморским людом. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться у могил Кашкаранских иноков.
В 16 веке над могилами трех иноков была воздвигнута первая Тихвинская Часовня.
2
Вторая Кашкаранская часовня, построенная в 17 веке вместо первой, посвящена не просто «Тихвинской иконе Божьей Матери», а в память Явления Тихвинской Божьей Матери.
Почему именно Явления? Разгадку можно найти в «Сказании о чудесах от иконы Богоматери Тихвинской в 1581–1611 годах», где повествуется о «чуде Пресвятой Богородицы и о 23-х мужах мучимых голодом на море-океане». 23 помора, чудесно спаслись от гибели, благодаря явлению одному из них Божьей Матери.
А дело было так.
Ранняя выдалась зима, неожиданно ранняя. Застала она поморов далеко от родной земли, налетели штормовые ветра, и лишили мужиков возможности вернуться домой. Хорошо еще, что смогли добраться они до какого-то острова. Но уже нет еды, уже закончилась вода. Голод наступил. А с ним и смерть стала дышать в лицо. Но поморы обладают сильный духом и сдаваться не собирались. Кто-то вспомнил о том, что есть Чудотворная икона Божьей Матери в Тихвинском монастыре и что дивные чудеса происходят от той иконы. Стали мужики усердно молиться и явилась она одному из них во сне, указав на спасение — травку, растущую на берегу.
Травка эта называется «Пучка» — действительно вкусная, проверено нами еще в детстве.
Двадцать дней провели поморы на этом острове, питаясь травой, а после улучшения погоды, приплыли к родным берегам. В благодарность — отсыпали часть заработанных денег тихвинскому монастырю.
Итак, в 17 веке воздвигли новую часовню и в ней хранились иконы Воскресение Христово и Тихвинская Икона Божьей Матери и посвящена она была Явлению Тихвинской Божьей Матери. В 1866 году к часовне пристроили алтарь, и она стала Церковью Тихвинской иконы Божией Матери. Потом ее еще раз перестраивали, после пожара в 1885 году (об этом чуть позже).
А сначала — еще одна удивительная история связана с этим местом.
Кашкаранская чудотворная икона Тихвинской Божией Матери спасла село от небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, когда с моря на берег стали надвигаться глыбы льда высотой в 10–17 метров, ломая и сметая суда, дома и амбары
О чудесном спасении Кашкаранцев рассказывает Игумен Митрофан (Баданин)
Зимой 1888 года, 5 (18) января, в Крещенский сочельник, около трёх часов ночи жители села Кашкаранцы, расположенного на Терском берегу Белого моря, были разбужены странным и пугающим гулом, надвигавшимся со стороны моря, сила которого угрожающе нарастала. Когда же гул перерос в страшный грохот, похожий на пушечную канонаду, и жители села с факелами высыпали из домов, им открылась ужасающая картина: со стороны моря на берег надвигались горы льда небывалого размера.
Ледяные массы «возвышались горными уступами на 5, и даже 8 сажен высоты», что в переводе на метрическую систему составляет 10,5 и 17 метров соответственно. Для примера: стандартная высота пятиэтажного дома — 11–12 метров.
В эту ночь, накануне великого церковного праздника Крещения Господня, будто вся древняя нечисть этих берегов, колдовское воинство лопарской богини Лоухи, решили дать бой Кашкаранским святыням, смести с лица земли селение, основавшееся вокруг мощей трёх преподобных иноков.
Как только жители села осмыслили весь ужас происходящего, было решено срочно послать в Варзугу за священником. В это время настоятелем церквей обоих сёл — Варзуги и Кашкаранцев — был иерей Михаил Истомин.
К моменту прибытия в Кашкаранцы отца Михаила Истомина жители села пребывали в состоянии полного смятения и ужаса. Ледяные горы успели превратить в деревянную пыль 41 карбас жителей села и два торговых судна и проглотить 27 амбаров со съестными припасами и рыболовными снастями, 11 бань и шесть дворов с хлевами.
Лёд приступил к уничтожению жилищ поморов — два ближайших к морю дома вместе со скотными дворами превратились в труху. Ледяные громады уже нависали над церковью. Священник обратился к народу, призвав всех собраться в храме и всем миром вознести молитву ко Господу о спасении кашкаранцев.
Всё село устремилось в церковь, где начался слёзный молебен. Люди молились так, как не молились ещё никогда в жизни — всем сердцем. Из Тихвинской церкви жители вышли крестным ходом с иконами, крестами и хоругвями. Впереди несли главную надежду и святыню села — Тихвинскую икону Божией Матери — давнюю заступницу кашкаранцев и всего Русского Севера. Люди встали перед ледяными громадами. Впереди держали икону два помора — староста села и дьячок церкви. Священник запел, и люди горячо подхватили самую любимую народную песнь-молитву православных христиан ко Пресвятой Богородице: «Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице…»
Рокочущая, страшная и неумолимая ледяная стихия приблизилась вплотную к стоящим насмерть с верой в душе людям. Казалось, ещё мгновение — и ледяные глыбы обрушатся со страшной высоты и раздавят наивных смельчаков… И тут вдруг что-то произошло, что-то изменилось. Люди не сразу даже поняли — что. А это наступила тишина — лёд встал. Он даже двинулся назад, как бы пятясь, отступая от необоримой силы христианской веры.
Отец Михаил подошёл к иконе, земно поклонился Царице Небесной. За ним с молитвой опускались на колени все жители села.
Масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, стало возможным оценить лишь когда окончательно рассвело. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров.
Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, «движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле — явление совершенно небывалое».
В 1894 году случился пожар, и церковь сгорела. Но икона Тихвинской Божией Матери уцелела.
Вместо сгоревшей, в 1895 году была построена новая церковь на средства (5500 рублей) купца Конрада Галтери из города Бендзина (Польша), который попал в шторм, погибал, но был спасен кашкаранскими поморами. Поляк отблагодарил рыбаков, построив им храм.
1
2
В 1932 году церковь занял клуб и комсомольцы сожгли иконы и церковную утварь. Сожгли все, но чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери как сквозь землю провалилась.
В 1967 году маленький мальчик, забежал в клуб. И вдруг, на него упал стенд с фотографиями передовиков производства. Ребенок заплакал и на его плач сбежались взрослые, которые увидели, что стенд оказался той самой иконой, которую не могли найти уже много лет.
Обнаруженную икону отправили в Варзугу, в Успенскую церковь и засунули на чердак. Еще 30 лет она пылилась там без дела, пока в России не стали восстанавливать церкви….
Осенью 2002 года, у алтаря Тихвинской церкви, все еще считающейся клубом, был воздвигнут поклонный крест.
В 2004 году был обнаружен изуродованный золоченый напрестольный крест. Такой крест всегда находится в алтаре на престоле храма и выносится лишь в конце Божественной Литургии для поклонения верующим.
Тогда же была найдена двусторонняя живописная часть растерзанной иконы — хоругви с образом Воскресения Христова и преподобного Сергия Радонежского. Эта хоругвь так же восстановлена и находится в Тихвинском храме.
21 июля 2004 года в Тихвинском храме архиепископом Симоном был отслужен первый молебен.
В 2005 году было восстановлено внутреннее убранство Тихвинской церкви. При изготовлении нового иконостаса были использованы фрагменты старых иконостасов и сами иконы, сохранившиеся в тайниках, на чердаках бывших церквей Варзуги.
В 2007 году чудотворный образ Тихвинской Кашкаранской иконы Божией Матери вернулся в свой родной храм из Варзуги.
Зайдя в церковь, мы обнаружили, что здесь никого, кроме нас нет. Заходи, добрый человек. Остановись. Помолись. Подумай.
В правом углу висит знаменитая икона, а перед ней стоит лодка.
1
Вот зачем стоит здесь лодка? Потратила много времени, но так нигде и не нашла упоминание о лодке.
Вот такие удивительные события происходили в этом селе! Конечно, нам интересно прогуляться по нему. Село живет своей жизнью.
Встречаются молодые семьи с маленькими детьми, значит, есть будущее у этого потрясающего места.
1
А спасает село от «злой судьбы» то, что здесь есть гидрометеорологическая станция и маяк, где работают небольшие коллективы.
Идем дальше — на одном из домов висит мемориальная табличка, посвященная Дворниковой Платониде Ивановне — руководителю фольклорного хора.
С теплотой написал о Платониде Ивановне мурманский поэт Владимир Смирнов в стихотворении «Песня» такие слова:
Спой, Платонида Ивановна, песню,
Какую я слышал давным-давно,
Такую песню,
Чтоб в горнице стало тесно,
Чтоб само по себе распахнулось окно.
Платонида Ивановна была последней из поморов, помнящей и читающей наизусть старицы и былины. А еще она сама сочиняла частушки и прекрасно пела их.
Чтят здесь память и о погибших в годы войны.
Есть в селе дом, которому более 150 лет. Взгляд выхватывает его из окружающей застройки, потому что отличается он от остальных своими старинными стенами да деревянными кружевами.
Некоторые дома брошены, хотя их совсем немного.
А еще, отличительная черта всех поморских сёл — обязательное наличие баньки. При каждом доме обязательно имеется своя банька, многим из них лет по 100. А еще — поленницы дров — воспоминания из моего далекого детства, когда и у нас дома топили печку. И у каждой семьи был свой дровяной сарайчик со своими дровами.
Вокруг домов почти нет заборов. Дома часто не имеют замков, просто припирают дверь палкой от лихого зверя.
Теперь, после того, как я узнала такие подробности про чудеса, происходившие в этом селе, я пренепременно приеду сюда снова….