Вы спрашивали себя когда-нибудь, как приходит к нам понятие: другая страна, другой народ. Если честно, то я задумалась об этом недавно и именно по отношению к Испании, вернее сказать именно сейчас, решив написать про Мадрид, в котором первый раз была пару лет назад проездом в Андалусию. И не было ни малейшего понятия в какой палитре нарисовать новый рассказ о городе. Мадрид, наверное, как и Париж, и Рим, или город, в который едут в один из первых, чтобы увидеть, или, по второму сценарию, уподобляют его таким транзитным городам, как Франкфурт, Стамбул и проч.
Транзитную роль для меня Мадрид уже выполнил, поэтому захотелось для самой себя разобраться:
— А что же для тебя Испания вообще и Мадрид, как её квинтэссенция, в частности?
Как она вообще появилась в моей жизни, как начала ассоциироваться с какой-то конкретикой или вымышленными, литературными героями, которые иногда становятся нам на какой-то промежуток времени роднее и ближе, чем люди живые.
Порывшись в памяти, я конечно же, выудила оттуда очень далекое воспоминание, хотя совершенно не оригинальное — "Дон Кихот".
Памятник Сервантесу, автору многостраничной книги "Дон Кихот" на площади Испании в Мадриде.
Понять меня смогут люди только моего поколения. В середине 60-х кино по телевизору — это были и очень большая редкость, и большая радость, и очень большая ценность. Его показывали в 7-15 вечера и то не каждый день. Поэтому любой (ЛЮБОЙ) фильм смотрелся, а потом обсуждался. И за очень редким исключение кино нравилось всегда.
Так вот "Дон Кихот" Козинцева, который я увидела впервые в детсадовском возрасте, не понравился абсолютно, окончательно и бесповоротно. Хотя все предпосылки к обратной реакции были на лицо: дамы в длинных платьях, и кони, и "Лыцари" в доспехах и с копьями. Короче, вся та девчачья атрибутика нежного возраста, когда самый красивый цвет — розовый.
Но почему тогда этот прекрасный рыцарь лезет со своим копьем воевать крылья мельницы? Что, он совсем дуЛак что-ли? Да и все повествование было таким сумбурным и далеким от реальности, даже реальности сказочной, что нет, нет и ещё раз нет. Не герой он — Дон Кихот.
Если честно, то книгу я так и не осилила. Его проходят в классе 6-м. У кого, интересно, ума хватило вставить в программу толстенный роман, написанный тяжелейшим языком, с филосовским подтекстом, в котором не просто разобраться и взрослому, в программу урока литературы детям 11-12 лет. Пару раз попробовав начать наш "роман" в "Хитроумным идальго" по новой, я лишь заработала на него окончательную идиосинкразию.
Деталь памятнику Сервантесу на площади Испании.
Кстати, Сервантеса в свое время не пустили в Америку из-за недостаточной чистоты крови. Королевские власти в купе с церковниками желали видеть заокеанские латифундии населенными чистокровными, католическими испанцами. По некоторым данным мать Сервантеса из выкрестов, а дом отца, который был лекарем и цырюльником одновременно (просматриваете аналогию) находился в худерии (еврейском квартле) г.Алькала-дэ-Энарес. Так что, как испанцы не выжигали евреев, а их испанское всё — Сервантес, как не крути, еврей.
Да и Колумб, хоть он и Христобаль, был — конверсо (выкрест), так что изначально Америка была открыта евреем и для евреев. (Гипотеза чисто личная, антисемитов просьба сильно не волноваться.) И что католическим королям было так напрягаться?
Памятник Колумбу на площади Колумба.
Второе мое оссознание Испании имело конкретное человеческое лицо. Лицо мальчика. Маленького, юркого, оливковолицего, с вьющимися крупными локонами волосами воронового крыла — лицо Сашки Арносси (не путать с Агасси).
Я, как стояшая пятой по росту на физ-ре, сидела на предпоследней парте. Сашка, стоящий последним в шеренге, сидел за мной. Хулиганом он был яростным. Темпераментом бешенный. И это 8-летний ребенок. Я, даже тогда, в возрасте когда о таких вещах не думаешь, хоть и подспудно, но очень явственно ощущала, что он другой. И даже не другой...А.., что он не здешний. Хоть понятия, что он испанец, у меня не было никакого.
И только в 3-м класее, когда 1-го сентября не увидев у себя за спиной распластанного на парте Сашки, и на вопрос: "А где он?" получила ответ:"В Испанию с родителями вернулся", явственно осознала, что существует такая страна — Испания!
А потом была фраза: "Над всей Испанией безоблачное небо", фильм (опять же фильм) "Добровольцы" и книга "Четвертая высота" про Гулю Королеву, которая в Крыму отдыхала вместе с испанскими детьми, вывезенными из воевавшей в братоубийственной войне, страны.
Вид на небоскреб "Испания", что на площади Испании и горы Сьерра-де-Гаударрама.
А небо над Мадридом действительно пронзительно синее (а мне есть с какой синевой его сравнивать), если только оно не затянуто тучами, как это было в мой апрельский визит.
Деталь памятника Альфонсо XII в парке Ретиро.
Вообще-то странная была погода этой весной на Пиренейском полуострове. По утрам разве что лед не сковывал лужи, так было холодно. Ну, а раз были лужи, то и дождь хлестат не по детски. При этом фонтаны фонтанировали просто-таки с остервенением, даря прохладу и сырость и без того сырым и совсем не жарким дням.
Так, про погоду поговорили. Ну правильно, когда заводят разговор на эту тему сразу становится понятно, что беседа иссякла. Не надейтесь, я только начала.
Что было про Испанию потом. Потом был каудильо Франко, а потом он умер, а в моей жизни почти одновременно с этим появился Гойя. Я прочитала Фейхтвангера. Книжка была с картинками, черно-белыми. И я до умопомрачения захотела увидеть подлинники. В конце 70-х. Девочка, мечтать не вредно.
Прадо примыкает к парку Ретиро.
Все-таки хотелось бы, чтобы мечты сбывались в более ускоренном темпе. 40 лет мечт. Хотя может мечта была не первостепенная, раз я в первый свой визит не пошла в Прадо. Но уж во-второй-то я эту возможность не упустила. И...разочаровалась!
Сколько там было китайцев! К "Махе" подойти было не возможно. Кривоногие китайские тетки облепили этот диптих, как осы банку с вареньем. Ну, думаю, постою в стронке, отойдут. Но отходила одна группа, на смену ей, без малейшей задержки наплывала новая волна таких же золотозубых "красавиц". Я плюнула и ушла.
Мало этих теток, так за мной чуть ли не по пятам шастали служители, завидев на шее фотоаппарат. Они меня просто с рук в руки передавали. По рации что-ли. В общем Прадо запомнился рядами полотен Эль Греко, рядами полотен Гойи окруженных рядами китайцев, рядами охранников у меня за спиной.
Но одно яркое воспоминание у меня о Прадо осталось. "Автопортрет" Гойи, когда он старый, больной, всеми покинутый жил в эмиграции в Бордо. "Собака" - совершенно пронзительное полотно. Я, наверное, как большинство, все больше становлюсь похожей на Чехова. Это не касается "гениальности" написанного, лишь соотношения любви к людям и собакам.
Но не все оказалось так печально. Я нашла в Мадриде другой музей. Совершенно обалденный. Музей созданный для коллекции барона Тиссен-Борнемиса. Это пиршество. Чего там только нет. Практически все последнее тысячелетие. А какие образцы. А какие имрессионисты. И народу мало-мало. И фотографируй, обфоторгафируйся.
Кстати, когда англичане не смогли заполучить к себе эту коллекцию, Тетчер назвала это самым крупным культурным провалом английской политики. Еще бы, ведь до 1993 года, когда Испания приобрела коллекцию, она по величине и ценности соперничала с коллекцией английских монархов.
Английские монархи на месте, хоть и у них был небольшой перерывчик в "работе". Но давно. У испанской ветви Габсбургов перевыр был, можно сказать, вчера, но сейчас все благополучно в королевском — пиренейском доме, в который я тоже в этот раз по случаю заглянула.
Вид на королевский дворец из садов Саббатини.
Фотографировать тоже нельзя. Но тут контроль был слабее, чем в Прадо и кое-что удалось заснять. Качество поганое, но посмотреть в мадридском королевском дворце есть на что. В Версале, по подобию которого его строили, я не была, но в австрийских Хофбурге и Шенбрунное где жили, а теперь уже не живут Габсбурги австрийские, отметилась.
Испанская резиденция мне понравилась. Богато. И самим пожить можно (хотя для жилья дворец не используют, только в представительских целях) и гостям показать не стыдно.
Не забудте сходить в дворцовый арсенал. Уж начто я равнодушна ко всем этим доспехам и копьям, но посмотрела с удовольствием.
Если вы уже рядом с дворцом, то не зайти в Кафедральный собор Мадрида — Альмудену, будет не простительно.
Альмудена от входа в Королевский дворец.
Испанцы невероятно религиозны и тем более странно, что столица страны до 1993 года обходилась без каферрального собора, пока папа Иоанн-Павел II не окрестил собор Санта-Мария-ла-Реаль- де-ла-Альмудена в честь покровительницы Мадрида — пресвятой девы Альмудена.
Со стороны апсиды собор тоже весьма оригинален и не менее фотогеничен.
Я ходила по мадридским церквям. Откровения на меня там не снизошло. Опять же служители, как церберы, кидались, когда замечали мою попытку что-то сфотографировать.
Церковь святых Мануэля и Бенито рядом с одним из входов в парк Ретиро.
В один из дней увидала длиннючую очередь в церковь Санта Крус (Святого Креста), что рядом с одноименным дворцом. У меня на очереди безусловный рефлекс еще из советских времен тотального дифицита — что-то дают. В этот раз привезли чьи-то мощи. Народ стоял в очереди, чтобы ...я не знаю: поклониться, помолиться, облобызать, не нужное зачеркнуть.
Дворец Санта Крус. В карете не мощи святого, а иностранные послы, которых везли в Королевский дворец.
У меня пока с этим вышеперечисленным списком не складываются отношения. В очередь я не встала.
Еще был очень яркий момент, когда желание, и что главное — возможность, поехать в Мадрид уже появидись. Перед одним их теннисных мадридских тысячников, года 3-4 назад была удивительной красоты заставка. Така вся летящая, чуть с высоты, в динамике. Абсолютно гениально и роскошно было снято.
Эта заставка принесла в осознание Мадрида стремительность и движение, ширь площадей и величие памятников. И это действительно ощущается в городе. И это действительно там есть.
В Мадриде помимо вышеназванного несколько самых красивых зданий мною когда-либо и где-либо виденных. Я не говорю сейчас о историчеких дворцах или соборах, я о зданиях вполне себе современных. Это дворец Сибелес на одноименной площади с одноименным же фонтаном.
И, как ни странно, здание Министерства сельского хозяйства. Где-то фотография задевалась, не могу найти.
Статуя Ники на здании Метрополиса на Виа Гранде весьма артистична, хотя размахом крыльев не поражает.
Да и что говорить, большие победы у Испании сейчас наблюдаются лишь на зеленом газоне футбольных полей, да на глиняно-красных, земляных теннисных кортах. Причем из-за травм Рафы Надаля и на последних испанцы сдают свои позиции. Зато Рафаэль активно рекламирует мужские костюмы. Его симпатичная мордашка смотрит на вас с многочисленныx постеров.
Теперь самое время перейти к тому, где в Мадриде хорошо пошопиться. Виа Гранде я бы для этой цели не рассматривала.
Самый центр Мадрида — плаза дель Соль, где и мишка объедающий земляничное дерево стоит и табличка с нулевым испанским километром и бывшей улицей, где в стародавние времена девушки не тяжелого поведения продавали в основном себя, тем более.
Отправляйтесь за шмотками (если вы предпочитаете люксовые марки) в самый дорогой район Мадрида — Саламанку. От левого крыла триумфальной арки Алькала этот квартал в аккурат и начинается.
Так, по музеям походили, шмоток прикупили. Пора и поесть. И вот здесь я ничего выдающегося для себя не нашла. Если честно, старалась время на еде экономить и побольше в обеденный перерыв посмотреть. Так в рамках экскурсионно-позновательной программы зашла на рынок Сан-Мигель, чтобы все-таки вкусить тапаса, хоть и в таком нетрадиционном варианте.
Тоже не откровение. А вот испанские вина я люблю. Причем люблю давно, и этот приезд в моей любви меня укрепил. Они полнотелые, насыщенные, густого вкуса. Тут и воспитывать ничего на надо, не то что с бургундскими.
Раньше мне очень нравились передачи Д.Крылова — "Непутевые заметки". По правде сказать, только сейчас, посмотрев его серии про Мадрид, обратила внимание на название. А ведь и правда — непутевые. А еще пустые и даже где-то ложные.
Там проскользнула такая фраза: "Испанцы самый похожий на русских народ в Европе". Ну если судить по тому, что каждый русский наполовину татарин, а каждый испанец наполовину (а то и больше) или еврей, или мавр, или латиноамериканец, то да. На этом же все сходство с испанцами у русских заканчивается.
Хотя нет, еще есть одна черта. Потрендеть испанцы любят. Причем в совершенно разных величинах: кто, как мы на кухне, а кто и на площади.
Нация очень неспешная. Время сиесты — это святость святее Девы Марии. Попала на сиесту к храму Дебод. Охранники болтали по сотовым и что-то там охраняли. Скорее всего туристический объект от туристов. Ну какой в этом смысл, скажите мне?
Обед - священнодействие. Схватить бутерброд на ходу — упоси господь. Все очень чинно, даже если это относится к чашке кофе размером с наперсток.
Самодостаточны они до кончиков ногтей и волос. Хотя этой черте нам бы у них поучиться. К иностранцам вежливы, дружелюбны, без снобизма, так отличающего россиян, но без подобострастия, также нам, русским, очень свойственному (эта загадочная русская душа). С английским, если он не нужен для работы, большие проблеммы даже у молодежи.
Ну, особо я в душу к испанцам не влезала. Но не похожи они на нас. Они как Сашка Арносси — другие.
Опять меня разочаровала Пласа Майор, даже в такой своей воинственно-парадной атрибутике.
Какая-то она тухлая, не смотря на название и предназначение.
Зато порадовали улочки, хоть и относительно центральные, но если чуть удаленные от главных магистралей и больших площадей уже полупустынные. Туристов нет и в помине, да и местных тоже почти нет. Все или на сиесте, или может быть на работе, а может еще где.
Гулять по Мадриду приятно. Как там у Розенбаума: "не за столом, а тихим парком". Тихим и уединенным, как парк Ретиро, который так и преводится "Прекрасное уединение". С памятниками очень легко найти общий язык — они молчаливы и крайне неразговорчивы.
Памятник Альфонсо XII в парке Ретиро.
И дождь в парке совсем не мешает. Он смывает краски, делая их размытыми, но одновременно ясными, вымывает людей и остаешься наедине сам с собой, мыслями, чувствами, которые ненормальный наш темп жизни вымыет подобно дождю.
Предзакатное время, которое даже весной похоже на раннюю осень, тоже дарит это ощущение тишины. Единственно, народу гораздо больше. Мешают!
Не знаю как вы, а я плавно подбираясь к последней трети свой жизни (Если рассчитывать лет на 90. Я понимаю, что оптимистка), все чаще задумываюсь о "последнем приюте". Ну как-то не все-равно мне во что положат мои бренные останки и куда закопают.
Вот у испанских монархов такой проблемы давно уже нет, потому что у них есть Эскориал.
Эскориал построил Филипп II. Причем сделал он это за 21 год с 1563 по 1584 гг. Я Филиппа не очень люблю. Вернее не люблю совсем. Во-первых он ненавидел мою Любимую Елизавету Английскую, во-вторых я вообще недолюбливаю религиозных фанатиков, а Филипп был именно им.
Он и Эскориал построил по завету, т.к. во время сражения с французами в Сен-Кантене во Фландрии, где испанцы победили, ими был разрушен монастырь св. Лаврентия, особо испанцами чтимого. Вот под Хоругвием этого святого Эскориал и возвели. Он и спроектирован учеником Микеланджело — Хуаном Баутисто де Толедо в форме решетки, на которой св.Лаврентий был заживо зажарен (он-Лаврентий считается покровителем поваров, т.к. якобы находясь еще в сознании, попросил своих палачей перевернуть его на жаровне, сказав, что с одного бока он достаточно зажарился, хотя может это только анекдот).
Филипп говорил, что он хочет воздвигнуть "храм для Господа и лачугу для короля". Но постарался он, как и для первого, так и для второго.
Собор, да и весь комплекс Эскориала, очень целостен. Вот что значит ускоренное строительство под неусыпным контролем непосредственного заказчика.
Светлый, серый песчанник, а внутри теплое дерево. Очень мне нравится такое сочетание.
Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых.
Но... Видите охранника. Просто я за порогом стояла,он мне претензий предъявить не мог. Как только я за порог ступила, сразу началось: "No foto, no foto". И ручками так для доходчивости у меня перед носом, как будто я глухонемая.
Пантеон, который также изначально планировался в Эскориале Филиппом, для праха его отца — императова Карла V, поражает. Черный мрамор, какой-то коричневый камень, может яшма, золото, такое все торжественное. Зала в форме ротонды. Эх, такое местечко мне не застолбить. Да я бы и на место, где всякие-разные принцы-принцесски менее значительные покоятся, согласилась. Да кто ж дасть. Даже и не предложат.
Усыпальница в Эскориале, для младших членов семейства (не по возрасту, а по чину).
Интерьеры королевских покоев достаточно скромны, не лачуга, но и не Версаль. И даже не Мадридский королевский дворец.
Достаточно скромный сад во французском стиле, очень хорошо гармонирующий яркой зеленью со светло-серыми стенами.
В общем, очень-очень гармоничный этот Эскориал. Как и хотел Филипп, не слишком жарко, не слишком холодно, не высоко-не низко, не далеко-не близко, в данном случае от Мадрида.
От которого в Эскориал в современных реалиях можно добраться от автобусной станции у метро Moncloa (конечная желтой ветки 3). Автобусы 661 и 664. Ходят каждые 15 минут. В пути приблизительно час. Есть небольшая особенность. Когда автобус въезжает в сам городок Эскориал, то потом кажется, что он вот-вот из него устремиться куда-то в горы. Я ехала в полупустом автобусе с какими-то немцами, которые выскочили так в городке, а я нет. А потом увидела, как они пыхтят в горку к комплексу.
Автобус доходит до автовокзала, который находится в 5 минутах от резиденции. Обратно уезжаем оттуда же.
Так, теперь нужно написать заключительную фразу. Как в сочинении по литературе. Вот моей дочери Мадрид не понравился. Она сказала, что он "стам" (на иврите что-то, что не заслуживает особого внимания).
На 100% я с ней не соглашусь, но я тоже не стала фанаткой Мадида, как в первый приезд, так и во второй. В первый, когда еще много было не досмотрено, и многое было не понято, Мадрид меня так легонечко манил. А сейчас...Нет, в 3-й раз в него по своей воле я не поеду. Но это только мое мнение. Если вы там не были, то нужно же составить мнение свое!