Да уж, сподобилось мне с девчонками в очередную поездку на Лофотены попасть в суровые погодные условия!
Четыре месяца подготовки, расчет маршрута чуть ли не по минутам и километрам, бронирование-перебронирование отелей и кемпингов и все для того, чтобы потом все переделывать прямо по ходу поездки.
Итак, очередной маршрут был сформирован по супер замечательным местам — Лофотенские острова — остров Сенья — Люнгенские Альпы и плюсом еще несколько интереснейших и загадочных мест.
Время поездки — с 8 июня (6,5 дней). Погода в это время может быть холодной, но чтобы она, эта самая погода была НУ ОЧЕНЬ холодной, плюс дождливой с периодической заменой дождя на град, да в довесок к этим «радостям» — ледяной пронизывающий ветер. Брр! Даже сейчас вспоминать холодно… Поэтому на второй день путешествия были внесены изменения в маршрут и от первоначального маршрута осталось только — «Лофотенские острова». Ну что ж, наконец-то, изучим Лофотены более детально, ведь не бывает «худа, без добра».
Из Мурманска выехали в три часа дня (у бюджетников — почти закончился рабочий день, и они сэкономили один отпускной день). Как-то очень неплохо прошли нашу границу, потому как она была пустынна и «наши» лениво нас проверили и отпустили.
Ну, а норги опять погнали меня в «гараж» на досмотр. Но я уже — стреляный воробей, поэтому предварительно у всех были проверены карманы, косметички и т. д. на предмет завалявшихся случайно сухих листиков-гербариев, а все «вкусняшки» (мясо, сыр, колбаса, фрукты/овощи) были удалены из списка закупаемых продуктов еще дома. Смело теперь я гарцанула в гараж на яму. Лихо открыла им все двери, бардачки, ящички. На глазах изумленных таможенников нагло вытащила из сумки кошелек, телефон и документы, заявив им, что с этими предметами я за пределами родного государства не расстаюсь даже во сне. Таможенников в этот раз было двое: один — местных кровей, другой явно из какой-то восточно-азиатской страны. От моей наглости они опешили, протянули руки для проверки моего кошелька, я его отдала и встала над ними, как коршун, не уйду, говорю, не на ту напали (опыт поездки на Нордкап, когда нас за березовые листики «шмонали», сказался). Азиат, аж поперхнулся и вернул мое богатство, лишь слегка заглянув в него. А я уже разошлась — понравилось играть «знающую». Ведите меня, говорю, в туалет! Знаю-знаю, что он для сотрудников, а мне НАДО! Это надо было видеть! Вздох, переглядки и норг пошел со мной, открыл мне заветную дверь и молча встал под дверью. А я вошла в раж. Думаю сколько времени прилично здесь находиться? Засекла время, достала телефон и … стала чистить его от накопившихся SMS (дома все некогда было). Через пять минут я тщательно помыла ручки, вылив полбака горячей воды и с серьезным лицом выпорхнула. Бедный норг, как он обрадовался, когда увидел меня. А моих девчонок в это время привели в гараж. Но так как Любашка уже проходила процедуру «гаража», то держалась стойко и девчонок поддерживала морально. Пока я увела от осмотра дотошного норга, азиат явно бегло осмотрел наши вещи. Никаких претензий. Гуляйте, девочки.
Чмоко-чмоки. Гудбай, мальчики.
Путь от границы до кемпинга пролетели без приключений. Если только не считать тупых оленей, которые, пока ты едешь далеко, мирно щиплют травку у обочины, а когда ты приближаешься, прыгают прямо под колеса.
В кемпинг в Инари (Финляндия) примчались к закрытию. Уф! Успели! Очень недорогой кемпинг Holiday Village Inari- четырехместный коттедж с кухней и туалетом. Постельное белье свое. Стоимость 79 евро. Проехали в этот день 415 км.
После ужина совершили променад по территории. Неплохое место. Красивое озеро.
3
3
6
А утром — ранний подъем. Сегодня мы пересечем Финляндию, затем Швецию, а ночевать будем уже в Норвегии.
Наш маршрут на сегодня. Сначала Финляндия: Покка, Сирка, Муонио. Пересечение границы. Потом Швеция: Юносуандо, Виттанги, Кируна, Абиску. Снова пересечение границы и в Норвегии: Нарвик, Скарбергет, Богнес. По Финляндии промчались без остановок, а в Швеции после выезда из Виттанги устроились на обед на очень приличной парковке.
Потом переезд до г. Кируна.
Въехав в столицу шведской Лапландии (Норботтен) — город Кируна, решили сначала осмотреть город, а потом проехать в супермаркет для затаривания продуктами питания на дальнейшую поездку. Парковку нашли в самом центре. Бесплатно.
1
Отступление. Информация из интернета. «Кируна» на саамском языке означает «белая куропатка» или «гора куропаток». Эта птица изображена на гербе города. Кируну в 16 веке основали охотники-саамы (лопари), ставшие впоследствии оленеводами. Сейчас из 25000 ее жителей саамов (лопарей) осталось лишь 700 человек.
Кируна получил статус города в 1948 году. Зимой город погружается в долгую полярную ночь, а с 31 мая по 14 июля солнце продолжает светить и в полночь. В городе проходит ежегодный Праздник Зимы под огни Северного сияния.
3
2
2
1
Пошли гулять по городу, выбрав в качестве первого пункта программы — церковь Kiruna kyrka.
4
4
Эта деревянная церковь в форме саамской хижины была построена в начале 20 века.
5
4
Как говорит путеводитель, в облике церкви прослеживается влияние норвежской каркасной церковной архитектуры и черты американской деревянной архитектуры. Рядом с церковью стоит деревянная колокольня, У подножья — надгробная плита основателя города Кируна.
2
Над главной дверью церкви находится рельеф, посвященный группе саамов под облаками в небесах.
Внутри находится скульптура святого Георгия, убивающего дракона.
2
Над алтарем — расписной фриз.
2
Над входом, на балконе — орган.
4
В оформлении церкви активно участвовал шведский принц Евгений, что добавило «достопримечательности» этой церкви.
Церковь считается одним из самых замечательных зданий шведской национально-романтической архитектуры. В 2001 году церковь была признана самым красивым зданием Швеции, так написано на сайте города Кируна.
Город мне очень понравился, и хотя мы пробежались по нему очень быстро, оставил в памяти очень хорошие воспоминания. Как-то все здесь гармонично, ярко, запоминающе.
На улицах много народа. Достаточно часто встречаются выходцы из Азии и Африки, и здесь проблема беженцев тоже актуальна.
Помимо беженцев город сегодня переживает еще один большой стресс. Весь исторический центр города оказался над горнодобывающей шахтой. Внизу, в недрах земли, залег огромный пласт железной руды, которую владельцы горнодобывающей компании пренепременно хотят «добыть». Для этого они добились разрешения на перенос центра города в другое место. Строительство нового центра началось в 2014 году.
Это было легкое отступление. От церкви наш внутренний навигатор вывел нас к пожарному депо,
1
городскому автовокзалу и городской мэрии, которая впечатляет своей металлической башней.
Завершающая деталь башни — четыре циферблата городских часов.
2
В здании находится и художественный музей города. Но в художественный музей мы не пошли, так как спешили ехать дальше.
Встреченная по пути скульптурная композиция работяг-рудокопов вызвала огромное желание совершить фотосессию. Данная композиция посвящена первым горнякам, которые в начале 17 века начали разработку руды в Кируне. Ну как же девочкам не поиграть? Не «пофоткаться»?
2
Еще в Кируне, в самом центре, расположился очень интересный район — небольшой квартал Ortdrivaren, который является известным архитектурным районом. Квартал был построен в 1966 году.
А так как этот район считается достопримечательностью не только Кируны, но и Северной Швеции, то мы целенаправленно искали его. Хотя искать оказалось было и не нужно, ведь припарковались мы именно в этом районе.
После прогулки мы проехались по супермаркетам и помчались дальше.
Подъезжаем к поселку Абиску. Здесь еще зима не уступила свои права. Борется. Озера местами покрыты льдом, на горах лежит снег. Холодно. Идет мокрый снег. Быстро заправляемся и двигаемся дальше. А чем дальше едем, тем больше изумления — кругом полно снега, а озера даже не вскрылись ото льда.
Границу с Норвегией проскочили. Останавливаться не хотели, уж очень холодно, поэтому первую фотосессию устраиваем на парковке над мостом, ведущим в город Нарвик. Место красивое, и вид моста с этой точки тоже впечатляет. Вот только туман и дождь создают свои помехи.
После долгой поездки так приятно подвигаться, полазить по камням! Так что фотосессия заняла минут пятнадцать.
7
А потом мы спустились с горы, проехали по мосту, заехали в Нарвик и без единой остановки его проехали.
1
Отступление. Информация из интернета. Город назван в честь старой фермы Narvik, потому что город был построен на её территории. Изначально город назывался Victoriahavn в честь Королевы Великобритании Виктории
Сама удивляюсь, чего это мы так невнимательно отнеслись к этому значимому месту. Хотя, вспомнила! Мы очень торопились попасть к национальной горе Норвегии — горе Стетинд. Звание национальной горы Стетинг выиграла в национальном конкурсе в 2002 году. http://www.visitstetind.com/ru/
5
Отступление. Информация из интернета. Гора Стетинд является самой крупной горой в северной Европе, представляющей собой цельную каменную глыбу, возрастом 1800 миллионов лет. Пешком, без дополнительного снаряжения, можно подняться на 1304 метра. На высоте 725 метров над уровнем моря находится ледниковое озеро
Эта гора прекрасна — к такому выводу я пришла, когда готовилась к поездке, Я просто влюбилась в ее красоту, и поэтому нам было нужно только туда. Прекрасный вид открывается на это чудо вечером после семи часов, когда солнце освещает эту гордую красавицу во весь ее рост. Видны все ее изгибы, впадины и «пупырышки». Любоваться и фотографировать Стетинд запланировали с трех разных точек. Именно так было продумано в нашем маршруте: сначала подножие горы, потом поселок Кьепсвик, возвращение к подножию горы, а затем поселок Скарбергет.
Мы примчались к Тисфьорду, на берегу которого и расположилась наша гора Стетинд, под проливным дождем. Облака опустились буквально на землю. Местами мы просто ехали сквозь белую плотную вату. На ощупь. Страху натерпелись… хорошо, что это было не долго.
Уже на подъезде стало понятно, что фотосессии не получится.
2
5
4
Не хотела гордая красавица предстать пред нами во всей своей красе. Наверное, потому, что мы не попросили троллей нам помочь. Просто забыли о том, что приехали в страну троллей. А ведь везде сообщают информацию о том, кому Норвегия обязана всей этой захватывающей дух красотой, и что благодарить норвежцы должны сказочных существ, обитателей и покровителей гор. А нам, туристам, советуют оставлять троллям гостинцы — молоко или кашу — тогда те будут помогать на протяжении всего нашего пути. Мы же этого не сделали! И даже домик тролликам ни разу не построили!…
Отступление. Информация из интернета. Норвежцы считают родиной загадочных троллей именно свою страну. По одному из преданий, всеми своими красотами Норвегия обязана исключительно этим хитрым существам. Здесь любят рассказывать, как Бог решил раздать подарки жителям разных земель. Когда настала очередь троллей, те несколько раз подсыпали создателю стирающий память порошок, и тот уже не помнил, подарил ли он что-нибудь Норвегии или нет. Так он выдал плутишкам и царственные водопады, и завораживающие горы, и сверкающие озёра, изобилующие рыбой». В итоге соседи троллей ушли ни с чем — на них просто-напросто не хватило подарков!
От парковки около «Королевского Камня» (Kongsteinen) к горе ведет хорошо размеченная тропа.
3
Первая часть тропы проходит через редколесье вдоль русла реки Стурельва и множества мелких ручьев.
5
Дальше можно дойти до изумрудного озера Свартватнет, но мы не планировали поход по этому маршруту, хотя всем это было очень даже интересно. Приходится выбирать.
Отступление. Информация из интернета. От озера Свартватнет тропа продолжает подниматься в сторону Высоты Халла. Это — самая высшая точка горы, до которой можно дойти пешком. Тропа извивается по задней стороне горы через осыпь, в связи с чем рекомендуется иметь на себе туристические ботинки. Подъем — достаточно сложный. Высота Халла расположена на высоте 1304 метров над уровнем моря. Подъем от парковки к Высоте Халла занимает в среднем 3–4 часа. Вид с Высоты Халла просто феноменален. Горы и фьорды простираются во всех направлениях. Продолжить подъем на вершину Стетинда можно только при наличии необходимого снаряжения и опыта.
Вымокнув под дождем, прячемся внутрь машины, пытаемся тщательно протереть фототехнику, дабы не испортить капризную оптику. О, сколько же еще раз придется нашим ф/аппаратам страдать от воды и холода…
Ехать на вторую точку — в поселок Кьепсвик, сразу же передумываем. Раз пошло такое дело, то едем на другой берег Тисфьорда, к парому в деревеньке Скарбергет.
5
5
3
Прибыв на паромную переправу, удостоверились, что в запасе у нас есть почти час, значит, попробуем все-таки съездить на берег фьорда, к маленькому красному домику, одиноко стоящему на берегу.
Именно отсюда и делаются самые потрясающие снимки горы, которыми заполнен инет, и когда вводишь в поисковик слово «Стетинд» именно этот вид появляется чаще всего. От пристани сразу же свернули направо и стали подниматься вверх.
Навстречу нам попался норг на велосипеде, который очень удивленно разглядывал нас. Даже остановился и долго смотрел нам вслед. Может потому что понимал, эх, девчонки, зря едете, ничегошеньки вам там не обломится. При этом выглядел сей велосипедист, как настоящий тролль. Мы его так и нарекли — тролль. Дорога грунтовая, узкая, каменистая. Ехать по ней не очень приятно, жестковато даже. А за окном продолжал лить дождь. Выходить из машины в эту мокрень не хотелось. Ехали минут пятнадцать, нужного нам домика так и не увидели.
То, что он существует, было проверено мною еще до поездки, по всяческим картам и нашим, и норвежским. Просто дорога местами была совершенно не камильфо и случись что, нам в этой глухомани, да еще практически поздним вечером, да и под проливным дождем, было бы очень не сладко. Начался легкий мандраж, временами переходящий в нелегкий. И нашего доброго «Фердинанда» тоже стало потрясывать. Все. Баста. Едем назад, на паром.
А теперь самое невероятное. На обратном пути мы встретили нашего велосипедиста на том же самом месте (под проливным дождем, без зонтика, естественно), где он застыл, увидев нас! Этот Тролль стоял и улыбался. По машине прокатилась волна изумления и волнения. Мы поняли, что этот норг ждал нас, ждал, когда мы назад вернемся! Каково?
Быстренько мы доехали до парома, быстренько загрузились и тронулись в путь.
Переход занял всего 25 минут, так как расстояние до острова Хамарёй (Hamarøy) по воде — 9 км. Паром Skarberget — Bognes отходит каждые полтора часа. Стоимость 243 Nok (на четверых + автомашина).
Прибыв в поселок Богнес, двигаемся в сторону нашего отеля Tysfjord Turistsenter, до которого всего 5 км. У нас заказан коттедж на четверых. Коттедж — двухуровневый, в нем есть своя кухня и ванная комната. Стоимость 690 Nok. За день проехали около 750 км.
Радовались не долго. На втором этаже вода лилась с потолка прямо на кровати. Но мы все-таки успели сбегать на рецепшн и поменять коттедж. Буквально в дверях поймали администратора, ведь прием гостей в этом отеле — до полуночи, так как потом никто сюда добраться не сможет — паромы ходят до половины двенадцатого.
Дождь лил всю ночь… и еще в окно постоянно рвался ветер, и от того, что его не впускали, он стонал и плакал. Честно говоря, хотелось развернуться и поехать домой.