К концу 2009 года вышло так, что я уже побывал и в Австралии, и в Новой Зеландии, а вот в банальной Швейцарии до сих пор не был. Этот пробел надо было восполнить. Для экономии денег лететь решил Райанэйром из Риги в Милан, а уже из Милана дальше ехать поездом.
Это был мой первый перелет Райаном. Билет туда и обратно обошелся в 80 евро. Помню, как я тогда написал об этом, так на меня накинулись — типа я лох и так дорого летел. Ну народ же думает, что раз Райанэйр, то перелет должен стоить 5 евро или вообще быть бесплатным. При этом забывают, что из Эстонии и Латвии эти перелеты никогда особо дешевыми и не были.
От Нарвы до Риги добирался на машине. Можно было, конечно, поехать и на автобусе, но выезжать в 4 утра, а потом полдня сидеть в аэропорту как-то не хотелось.
Это в рижском Лидо
3
А это уже самолет Ryanair в аэропорту Риги
1
В аэропорту Риги
2
А посадка у Ryanair происходит так. Ты подходишь к стойке, даешь свой заранее распечатанный на листе А4 boarding pass, тетенька аккуратно;) отрывает от него нижнюю часть со штрих-кодом, и ты идешь на улицу, где тебя уже ждет автобус, чтобы отвести к самолету.
Аккуратно оторванный boarding pass ;)
1
Кресла у Райана не откидываются, но это еще полбеды. Вот эта вырвиглазно-желтая расцветка салона реально взрывает мозг. Все же в самолете хотелось бы чего-то более спокойного. Фото из Интернета.
2
А дальше всю дорогу, пока мы летели, внутренняя трансляция не замолкала. Пассажирам без конца что-то впаривали:) Сначала на тележке развезли предлагаемые за деньги напитки и закуски, потом беспошлинную парфюмерию, потом всем то предлагали купить лотерейные билеты, то новые бездымные сигареты, то еще какую ерунду. Мне постоянно приходилось отключать плейер, чтобы вдруг не пропустить какое-нибудь важное объявление, но все объявления касались только рекламы новых продуктов и услуг от Ryanair. Вобщем да, лететь было шумно. Но зато дешево, это да :)
Но одной услугой я все-таки воспользовался, за 16€ купил билет на автобус до Милана и обратно.
Да, а еще в самолетах Ryanair отсутствует 13-й, «несчастливый» ряд кресел. Я обратно летел на 14-м ряду, и передо мной был сразу 12-й. Так что летчики они суеверные, ага. Интересно, а в Европе авиаторы тоже вместо «последний» всегда говорят «крайний» ? :)
Но в итоге более чем двухчасовой полет до Италии прошел очень гладко. А в момент касания по трансляции раздалась короткая мелодия, что-то типа тарам-пам-пам-параааааам и жизнерадостный голос объявил, что мы прибыли на место вовремя. Все пассажиры тут же захлопали!
Высадка пассажиров в аэропорту Бергамо
1
Самолет Рига-Милан прилетает не в сам Милан, а в аэропорт города Бергамо Orio al Serio. Находится он чуть дальше, чем основной миланский аэропорт Мальпенса, однако Ryanair постарался, чтобы транспорт сюда ходил исправно. Прямо у выхода из аэропорта стояло сразу несколько автобусов. Дорога до Милана заняла около часа, и скоро я уже был у дверей заказанной гостиницы.
1
А дальше я расскажу о том, что такое «пендолино», чем базисный тоннель отличается от обычного и чем обычный — от спирального:)
Из Милана в северном направлении ходят поезда Cisalpino, причем по трем направлениям — на Женеву, на Берн, и на Цюрих. Из всех швейцарских городов я остановил свой выбор на Берне. Во-первых, это столица, во-вторых, я где-то прочитал, что там самый красивый старый город, ну, а в-третьих, именно туда в свою последнюю турпоездку поехал профессор Плейшнер:)
Поезд Cisalpino I
1
Теперь пару слов о том, что такое «пендолино». Произошло это слово от латинского «pendulum» — маятник. Этим словом называют поезда, которые при выполнении виража способны наклоняться в сторону поворота. Чем больше скорость и чем меньше радиус поворота, тем сильнее компьютер наклоняет вагон. Благодаря этому поезду нет нужды на извилистых участках сильно снижать скорость, что в условиях холмистой местности очень сильно сокращает время прохождения маршрута. А появились такие поезда впервые в Италии, в 1960-х годах, строила их компания Fiat, отсюда и итальянское название.
Поезд Cisalpino I выполняет поворот. Фото из Интернета.
2
Вот именно такой тип поездов — Cisalpino I и шел из Милана в Берн. А вот на цюрихской линии, как я тогда прочитал, уже вроде как ходил новый поезд. Фото из Интернета.
1
Отправляются поезда Cisalpino с главного вокзала Милана — Милано Чентрале. Таких громадных вокзалов я еще не видел. Строительство его, как сообщает Wikipedia, началось в 1906 году. За образец архитектор взял вокзал Union Station в Вашингтоне, однако чем дальше, тем сложней и ныпыщенней становился проект. Во время Первой Мировой войны и последовавшего за ней кризиса строительство было приостановлено. Достраивали его уже при Муссолини, по мнению которого вокзал должен был демонстрировать всю мощь фашистского режима, и достроили только в 1931 году.
Строительство вокзала Milano Centrale. Фото 1929-го года
3
Вокзал Milano Centrale в разрезе
1
Первый поезд Cisalpino отправлялся из Милана в 7:25 утра, на нем я и поехал, чтобы успеть за один день осмотреть Швейцарию;) По дороге в Берн мне предстояло пересечь Альпы вот примерно по такой схеме —
Вначале поезд идет по равнине. Потом он огибает озеро Лаго Маджоре и начинает подниматься в горы. Последней остановкой на итальянской территории был город Домодоссола. Обратите внимание на фуры, стоящие на ж/д платформах.
1
А вот дальше начинается сложная система тоннелей, о которой надо рассказать особо. Первым тоннелем, построенным здесь, стал знаменитый Симплонский тоннель длиной почти 20 километров. Движение по нему было открыто в 1906 году, и долгое время он оставался самым длинным тоннелем в мире.
Однако мало было просто построить длинный тоннель. Дело в том, что его южный портал находился на такой высоте, что стандартными средствами протянуть туда железную дорогу не представлялось возможным. И тогда строители построили нечто, что на карте Гугла выглядело вот так —
1
Называется это чудо техники — спиральный тоннель Варцо. Длина его составляет почти 3 километра и, судя по всему, он действительно пробит в скалах по кругу, с небольшим уклоном вверх, благодаря чему железная дорога, возвратившись в исходную точку на карте, поднимается вверх почти на сотню метров. Если бы этого тоннеля не было, тоннель пришлось бы начать пробивать с гораздо более низкой позиции, что удлиннило бы его на много километров.
Вот на этом фото из Википедии хорошо видно принцип действия ж/д спирали — но только в Варцо такая спираль идет не по открытой местности, а прямо в толще скал.
2
И теперь я понимаю, почему после станции Iselle, где по данным навигатора уже должен был начинаться Симплонский тоннель, поезд сначала прошел сквозь тоннель поменьше. Это видимо и был тот самый спиралььный тоннель Варцо!
Но вот странное дело, сейчас я открываю Google Maps и этой ж/д петли больше там не вижу! Интересно, почему? Проложили рельсы напрямую? Но нет, если посмотреть, то там железная дорога сначала идет ниже автострады, а уже спустя несколько километров ж/д станция появляется где-то высоко наверху, и туда ведет лифт!
А дальше пошел тот самый Симплонский тоннель, по которому поезд ехал очень долго, и я думал, что это будет самый длинный тоннель на маршруте. Но оказалось, что я ошибался!
Первым городом на швейцарской территории был Бриг. Далее, судя по навигатору, поезд должен был уйти резко на север, где в горах должен был находиться 14-километровый Лёчбергский тоннель. Однако вместо этого поезд пошел вдоль реки, а потом вдруг резко нырнул в другой длинный тоннель и, по моим ощущениям, ехал по нему гораздо дольше, чем через Симплонский тоннель!
Уже дома я выяснил, что мои ощущения меня не обманули и через тот самый Лёчбергский тоннель мы не ехали! Вместо этого поезд проследовал через новый Лечбергский Базисный тоннель протяженностью 34 километра. Его строительство было закончено в 2007-м году, и на сегодня это третий по протяженности ж/д тоннель в мире (после тоннеля Сэйкан и Евротоннеля) и самый длинный сухопутный тоннель.
А теперь взгляните на схему. На ней хорошо видно, что Лёчбергский тоннель с его извилистыми подъездами очень сильно замедлял скорость поездов и его решено было заменить другим тоннелем, пробитым в горах на гораздо меньшей высоте. Благодаря тому, что тоннель идет на меньшей высоте, отпадает необходимость прокладывать к нему извилистые подъездные пути, но из-за этого же его длина увеличивается многократно. Вот на этой карте хорошо видно, как более короткая и жирная желтая линия Базисного Лёчбергского тоннеля заменяет собой более тонкую желтую линию старого Лёчбергского тоннеля вместе с извилистыми красными линиями подъездных путей к нему —
2
А вот контроль билетов что в Италии, что в Швейцарии какой-то бестолковый. Проводники весь рейс ходят по вагонам и без конца проверяют билеты. По идее они должны были бы проверять билеты у тех, кто только что сел, но разве запомнишь все эти рожи… А потому они ходили и спрашивали билеты и по-второму, и по-третьему разу. Под конец я уже выложил билет и держал его на столике, чтобы всем было видно.