Фигерас — образцовый пример, как можно из привинциального, сонного, богом и правительством забытого городка сделать один из вымпелов национального туризма, базируясь только на имени одного человека. Фигерас — это Дали. Дали равно Фигерас.
Некоторые, конечно, при посещении этого городка с населением в 40 000 человек (а в год рождения Дали — 11 000 человек), открывают для себя уютные площади во главе с центральной Ла Рамбла, несколько красивых памятников, разбросанных по центральной части, уникальные здания в стиле модерн, зародившегося здесь ещё 50 лет до рождения Дали благодаря нескольким талантливым архитекторам, замок-крепость Сан-Ферран недалеко от города.
Но подавляющая категория посетителей — туристы в рамках однодневного, или скорее пол-дневного визита, организованного туроператорами из курортных приморских городков, из Мадрида, из Валенсии, с целью посещения лишь одного обьекта — театра-музея Сальвадора Дали. Автобусы высаживают группы экскурсантов в одних и тех же местах, превращая западную часть Ла Рамблы, площадь Галы и Сальвадора Дали и связывающую их улицу Сант-Пере в сплошное столпотворение отдыхающих.
Благодаря этому у посетителей городка есть возможность познакомиться и с прекрасными зданиями мэрии 18-го века, церкви святого Петра, некоторые части которой вообще относятся к 10-му веку. Но этим обьектам просто посчастливилось расположиться на этой улице, а буквально 300 метров в сторону — пустота. Восхищаюсь способностью превратить этот Театр-музей во второй после мадридского Прадо по посещаемости музей во всей Испании. Но я решил поступить иначе. Я расскажу о нём в самом конце. После того, как мы прогуляемся по остальному, менее оживлённому Фигерасу.
Название Фигерас переводится как «дерево фиги». Вероятно когда-то эти деревья в большом количестве произрастали около города. По крайней мере эти деревья росли ещё во времена вестготов, когда они так назвали деревню. До них она называлась Юнкария. Статус города деревня получила в 1267 году. Вплоть до 19-го века в городке не происходило ничего значительного, разве что в середине 18-го столетия рядом был построен замок Сан-Ферран, внутри которого находился большой гарнизон.
За исключением разве что церкви Святого Петра в Фигерасе не найдёте старого центра с готическими зданиями и улочками, равно как и эпохи Ренессанса, Барокко. Развиваться город стал только после возведения крепости Сан-Ферран, а историческое ядро застраивалось после начала 19-го века. К этому времени относится и возникновение главной городской площади с бульваром — Ла Рамбла.
Перевод с каталонского языка очень простой — «аллея; бульвар». Сейчас — один из символов города, куда приходят отдохнуть его горожане. Строительство бульвара было начато в 1828, когда перекрыли течение реки Гальиганс, по сути превратившейся в большое болото и кормившее тучи комаров. Строительство проводилось под руководством военного инженера Антони Ласауки из недалёкой крепости и закончилось в 1832. В 1862 было решено создать бульвар, под кронами деревьев которого и сегодня укрываются от жаркого солнца горожане.
В первой половине 20-го века в конце бульвара был установлен памятник работы скульптора Энрика Касановеса, посвященный Нарсису Монтуриолу, который изобрёл одну из первых в мире подводных лодок с красивым названием «Эль Иктинео»
Ансамбль зданий по периметру бульвара был окончательно завершён к 1936 году. Среди зданий можно увидеть и некоторые примеры модернизма, возникшего в Каталонии в конце 19-го века, благодаря которому постепенно известность приходила и архитекторам из Фигераса. Образцы модерна появились в основном благодаря архитектору Жосепу Асемару-и-Понту, уроженцу Фигераса. Он автор целого ряда наиболее известных зданий города. Жосеп Асемар в конце концов стал и главным архитектором города в период между 1899 и 1914 годами.
Непосредственно на главном бульваре Жосеп Асемар построил так называемый Дом Куси в 1894 году. По стилю здание — неоготический особняк, построенный по заказу влиятельной семьи крупных промышленников из Фигераса. При строительстве были использованы «благородные» материалы, в частности камень, кованое железо, глазурованная черепица.
Здесь же, на бульваре Ла Рамбла, был построен в 1901 году Дом Пуиг Солер — многоквартирное здание, увенчанное башней — на фото справа.
На площади Жосепа Пла в 1914 году уже другой архитектор-модернист, Лоренс Рос-и-Коста построил кинотеатр «Эль Харди»
Площадь Пататес была застроена в 1825 году. Здесь был зерновой рынок, рассчитанный на удовлетворение потребностей торговцев зерном всего региона. Сейчас вокруг небольшой площади рестораны и кафе, где в основном проводят время местные жители.
Здесь начинаются улицы Муралла и Ампле, где находятся казино, магазины и рестораны, а соответственно и центр общественной жизни жителей города
Практически слились в одну площади Эрнеста Вилы и Каталонии. Раньше здесь был старинный госпиталь Фигераса, построенный в 17 веке и разрушенный в результате воздушных бомбардировок в годы гражданской войны. Это самые новые площади в центре города. Фонтан с подсветкой, созданный инженером Буигасом был установлен здесь в 1965 году. В этой части города в основном развлекается местное подрастающее поколение.
Здесь же, на площади Каталонии, совсем недавно установили памятник Святому Георгию и дракону-змею. Мускулистый и абсолютно голый Георгий бесстрашно шёл навстречу дракону, который, правда, размером чуть больше современного аллигатора, но внезапно замедлил шаг, опускаеттил меч. Вероятно решил побеседовать. Ну что ж, современное искусство так сказать, и его представитель — Мерсе Риба. Кстати, Святой Георгий — покровитель Каталонии.
Площадь Аюнтамьенто, или площадь ратуши, возникла в 1757 году, когда было построено здание консистории по проекту военного инженера Жоана Серменьо, спроектировавшего и крепость Сан-Ферран. В первой половине 19 века была перестроена, и суровый неоклассический облик площади — дело рук архитектора из Фигераса Рафаэля Кантро. Нынешнее здание мэрии появилось в 1929 году.
Самое старое здание города, несомненно, церковь Святого Петра. Датируемая 1020 годом, имеющая довольно внушительные размеры и легендарную историю, она входит в число уникальных обьектов для всей Испании.
Зацикленные на Дали экскурсоводы акцентируют на ней внимание только потому, что в церкви был крещён Дали, что ж, на мой взгляд, незначительный эпизод в истории древнего здания. Примерно в 10–11 веке на месте раннехристианского храма была построена церковь в готическом стиле.
В 14 веке король приказал на месте прежнего храма построить новую церковь в готическом стиле с одним нефом. Поэтому детали 10-го века сохранились только у подножия башни северной стены. Работы по строительству начались в 1346 году и были закончены только в начале 16 века.
В 1449 в церкви появился орган. Новый фасад закончили в 1578 году, а в 1678 году была пристроена новая капелла Долорес. Но и это не конец — несколько раз церковь расширялась, пристраивалась, а в ходе гражданской войны подверглась бомбардировке и горела 5 дней.
После восстановления в прежнем готическом стиле приобрела черты, которые видны сегодня.
Пришли мы всё равно туда, куда приходят все туристы в Фигерасе — к театру-музею Дали.
Идея создания этого Дома для себя, любимого, пришла к Дали в 1960 году в ответ на скромную просьбу мэра Фигераса подарить муниципальному музею какую-нибудь маленькую картиночку. Картиночка — маловато будет, и Сальвадор Дали решает осчастливить свою родину по полной и создать целый музей. На следущий год Дали объявил о своем желании во всеуслышанье, попросив для этой цели здание разрушенного городского театра, полностью сгоревшего ещё в 1939 году. Остались только останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. Обосновал творец свою просьбу тем, что он прежде всего театральный художник, что театр смотрит на церковь, где он был крещён, что в фойе этого театра он давным-давно впервые выставил свои работы. Город разрешил, стройка развернулась, открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года
Здание музея ни с чем не спутаешь благодаря оригинальному фасаду и необычной архитектуре. Многие не видят за этим ничего более прихоти сюрреалиста. На самом деле все детали внешнего и внутреннего оформления здания продиктованы личными впечатлениями, переживаниями, пристрастиями Дали.
Вот, например, возьмём фасад. Белоснежная скорлупа гигантских яиц контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями, которые ничто иное, как самые обычные свежие булочки. Маленький Дали часто ел на завтрак и то и другое, знаменитые ампурданские яйца и крестьянский хлеб были пищей художника с детских лет, поэтому он перенес их на здание.
Напротив главного фасада музея стоит памятник другу семейства Дали, каталонскому философу Франсеско Пужольсу. Корневище столетнего оливкового дерева, в нем фигура в белой римской тоге, вместо головы яйцо. Здесь же бюст римского патриция с небольшой бронзовой головой Франсеско Пужольса. Видны также барельефы из серии «Искусство и ремесла», а наука представлена символом атома водорода.
Недалеко — памятник Жан-Луи Эрнесту Мейсонье, художнику, которым Дали восхищался. Этот памятник создан Антоненом Мерсье в 1895 году, а Дали его «подправил», водрузив на автомобильные покрышки в ходе своей персональной выставки в Центре Помпиду в Париже в 1979 году.
Здание увенчано подобием короны из манекенов в различных позах. Дали отлил фигуры из синтетического материала и покрыл позолотой. На верхнем карнизе Установлены четыре белых фигуры латников с батоном хлеба на голове. Женские фигуры с хлебом на голове опираются на костыли — исключительно значимый предмет образного мира Дали.
Водолаз в скафандре намекает на событие в жизни Дали, когда на открытии Всемирной выставки сюрреализма в Лондоне в июне 1936 года он появился в таком костюме и чуть было не задохнулся. Дали же перевёл этот почти несчастный случай в запланированное «погружение в глубины подсознания».
На этом остановимся. Внутри посмотрим театр-музей Дали позже, в отдельном отзыве.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия