О древнейших наскальных изображениях (петроглифах)
Последний день нашей экспедиции по Монголии был ярким и насыщенным. С утра была встреча с древностью. Дело в том, что территория Монголии была обжита десятки тысяч лет тому назад. Стоянки древних людей обнаружены в различных районах Монголии, а особенно много обнаружено их в районе Гоби, где в эпоху палеолита были жаркий климат, богатый растительный и животный мир. В этих местах археологи находят хорошо обработанные каменные орудия и предметы быта — узкие ножевидные камни, скребочки, наконечники стрел, глиняные сосуды. Традиционно большой интерес представляют древнейшие изображения на скалах — петроглифы, которые встречаются в различных частях Гоби, в том числе, увиденные нами, в местности Баянзаг.
Поднявшись на достаточно высокий холм (теперь я знаю, что такое хайкинг), отдышавшись с непривычки, нашему взору открылся потрясающий вид на близлежащие окрестности и разбросанные по холму большие камни.
Это были не просто камни, а камни — письма, написанные 30–40 тысяч лет тому назад.
Петроглифы один из наиболее распространённых археологических памятников. Наверное, на всех материках Земли можно встретить выбитые, процарапанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, оставленные разными народами в различные эпохи. Это и понятно. Ведь подобный способ передачи знаний и мыслей был, очевидно, единственным в период дописьменной истории. Да и после появления письма, традиция выбивания на камне мифологических и исторических сюжетов и текстов сохранилась и дожила в отдельных странах вплоть до XX века. Так что, для исследователей древности петроглифы — неоценимый источник сведений, который, однако, с трудом поддаётся дешифровке, датировке и интерпретации.
Что качается Монголии, то без преувеличения можно сказать, что эта страна петроглифов. Кому-то покажется открытием, но Монголия горная страна. Почти вся территория её запада и центра покрыта горными массивами (и я этому живой свидетель): хребтами Хангая, Монгольского и Гобийского Алтая, отрогами Саян, Богдо-уула и Хэнтэя. Даже гобийская зона (на территории которой мы сейчас и находимся) порой ошибочно считают беспредельной пустыней. Уверяю вас, она изобилует горами и ущельями. И везде в горах на подходящих для рисунков гладких поверхностях можно обнаружить выбитые или нарисованные фигуры людей и животных, целые сюжеты.
Наскальных рисунков в Монголии встречается достаточно много. Их обилие вызвано, прежде всего, ритуально-магическим восприятием жившими здесь народами самих гор и их духов, верой в солнце — источник жизни, в огонь, в синее небо, боязнью стихий.
Отмечается хорошая сохранность рисунков, выбитых на скалах тысячи лет назад. Это объясняется как объективными условиями — природными, так и субъективными — традиционным преклонением перед конкретными духами каждой горы, реки и глобальным поклонением небу и солнцу.
Формат данного материала не позволяет глубоко развивать эту тему. Это и понятно. Изучение и фиксация петроглифов — долгий и кропотливый труд нескольких поколений исследователей. Если заинтересовала эта тема, рекомендую книгу советского ученого Э. А. Новгородовой " Мир петроглифов Монголии». А нам дальше, в ущелье Ёлын-Ам.
В ущелье Ёлын-Ам
Это место называют падь Ёлын-Ам или падь ягнятников. Последняя русскоязычная версия названия мне особенно нравится, звучит очень круто — Падь ягнятников. А вообще, это очень красивое ущелье! И если окажетесь в Южном Гоби, недалеко от аймачного центра Даланзадгад, обязательно там побывайте. Только одевайтесь потеплее, даже летом! Одно из значений слова падь — узкая расщелина с отвесными скалами. И мы оказались именно в таком месте!
Когда-то, давным-давно, сильное землетрясение раскололо гору на две части, а сейчас, по дну ущелья бежит поток воды, а с вершин утесов падают дождевые водопады.
С 1965 года Падь ягнятников получила статус заповедника и превратилась в достаточно популярный туристический объект. Прогуляемся, здесь очень живописно! Да, я же не пояснил, почему падь именно ягнятников. Все очень просто. Ягнятники или бородачи, птицы семейства ястребиных, издавна гнездились на утесах ущелья. Отсюда и название!
Первые километра четыре мы проехали на лошадях, конная прогулка.
Подобрана была лошадка и для такого упитанного наездника как я! Животина оказалась крепкая, тяжелую ношу выдержала, а на обратном пути даже пустилась в галоп.
После определенного места пошли пешком. Шли по дну ущелья, периодически перепрыгивая по камням через неширокое русло речки или взбираясь на пригорки в поисках наилучшего варианта прохода. Шли, отдавая дань уважения многочисленным обо.
На середине пути встретилась компания веселых продавцов сувениров. Ребята явно «сообразили на троих», так сказать «для сугреву».
Удивительно, еще вчера мы гуляли по песчаным барханам, и было достаточно жарко. А в ущелье температура была близка к нулю и это еще нормально для второй половины сентября. Бывает, что и летом в ущелье лежит снег, вот такой здесь особый микроклимат. Всю дорогу нас развлекали монгольские пищухи.
Увидев первую из них, мы с азартом небезызвестного пса Шарика устраивали погоню — фотоохоту. Но позже их стало так много, что интерес к ним был окончательно и бесповоротно утерян. Тревожно напряжение последних дней проведенных в пустыне Гоби наконец-то прошло. Я почувствовал себя на удивление легко и свободно. То, что я видел вокруг, поразительно напоминало знакомые с детства места родной Адыгеи. С ощущением дома пришло и душевное спокойствие.
Об аймачном центре Даланзадгад
Этот небольшой город стал последней точкой нашей экспедиции по Монголии. Здесь мы попрощались с нашими водилами. Ребята не подвели, они оказались большими профессионалами. Просто удивительная удача, но за все десять дней бесконечной езды по монгольскому бездорожью у нас не было ни одной поломки, даже спущенного колеса. Невероятной сложности дорога была преодолена легко и относительно комфортно. Для оставшегося участка пути от Даланзадгада до столицы Монголии — Улан-Батора их подготовленные специально для езды по абсолютному бездорожью машины были не нужны. Путь, конечно, был не близкий, примерно 550 километров, но дорога была асфальтированной, хоть и узкой, но прямой как стрела. Добрались мы до Улан-Батора на арендованном микроавтобусе.
Немного о городке Даланзадгад. Он хоть и маленький, не больше 20 тысяч жителей, но столица. Столица Южногобийского аймака (по-нашему, областной центр). После безлюдной пустыни Гоби, этот городок, расположенный неподалеку от государственной границы с Китаем, показался нам центром цивилизации. Судите сами, там оказалось все, что обычно мы встречаем в любом современном городе: отели, рестораны, магазинчики и даже учреждения «досуга» виде многочисленных саун и караоке-клубов. Как оказалось, скотоводы-кочевники еще те шалуны. Прочитал позже, что есть в этом городе краеведческий музей и даже музыкально-драматический театр, в которых мы впрочем, не побывали. Но по улицам городкам прошлись. Зашли на главную городскую площадь имени Сухе-Батора, на которой перед зданием администрации аймака установлен памятник воину на коне, наверное, не Сухе-Батору, может Чингис-хану.
Дошли и до городского ипподрома, с группой вставших на дыбы коней и фонтаном перед входом.
Городок маленький, но явно не депрессивный. Административный центр аймака Южное Гоби, выглядит достаточно современным и динамично развивающимся.
Пожелаем дальнейших успехов и Даланзадгаду и всей Монголии!
На этом я заканчиваю цикл материалов о моем глубоком двадцатидневном погружении в монгольский мир.
До свидания, Бурятия и Монголия, до новых встреч
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия