С виду обычный провинциальный испанский город, со своим старинным кварталом, на самом деле весь пропитан историей и былым величием. Никто не удивится, узнав, что первый город появился здесь ещё в римские времена.
С виду обычный провинциальный испанский город, со своим старинным кварталом, на самом деле весь пропитан историей и былым величием. Никто не удивится, узнав, что первый город появился здесь ещё в римские времена.
Хотя первое известное имя в истории ему дал только византийский император Юстиниан Великий — Орцеллис. В 7 веке разбойники вестготы, прогнавшие византийцев, переименовали город в Ауроариола, что означает горшок с золотом.
Неужели им достался только горшок, и византийцы смогли остальное заблаговременно вывести? Как бы то ни было, но именно «горшок» видоизменился в современное название — Ориуэла. Позднее, как и везде в Испании, город был завоёван маврами, от которых в 13-м веке после нескольких попыток перешёл к христиан вновь.
Хорошо сохранились в городе несколько средневековых улиц, пусть даже и подремонтированных
Замок высоко на горе, сейчас уже развалины, был тесно связан со всеми этими событиями, и именно ему посвящена легенда, живущая в городе. Какой же испанский город без легенд? Героиня легенды — Арменгола, жена христианского врача Педро. Она была назначена кормилицей детей эмира, поэтому свободно проходила в замок. Краем уха услышав, что мавры собираются заманить в замок всех христиан города и убить их, она, получив разрешение прийти в замок вместе со своими дочерьми, провела переодетых в женское платье рыцарей, которые ночью потиху убили стражу замка и самого правителя вместе со всей его семьей. Ну чем не сюжет про средневековых спецназовцев? Одновременно христианские войска повели наступление на замок.
Неожиданно во время битвы в небе над замком зажглись две ярких звезды, по легенде это были Святая Хуста и Святая Руфина — две святые мученицы из Севильи… При такой поддержке замок не мог быть не взят. С тех пор дата 17 июля отмечается в Ориуэеле как праздник- день Арменголы и день Реконкисты.
Замок некогда состоял из семи колец укреплений, остатки которых видны на горе над городом. К сожалению, сейчас поднявшихся на высокую гору ожидает разочарование — от замка мало что осталось. Во время Войны за испанское наследство молния, попав в пороховой погреб, вызвала настолько сильный взрыв, что значительная часть замка оказалась разрушена.
В 1829 году замок, как и многие другие постройки в Ориуэле, пострадал от землетрясения, после чего уже восстановлению не подлежал.
Как легенде, так и историческим событиям, связанным с освобождением города от мусульман, посвящён музей Реконкисты.
Основную часть экспозии, однако, здесь составляют костюмы с ежегодного праздника «Мавры и христиане» Комиссия горожан выбирает «лучший костюм года», и экземпляр навсегда становится экспонатом музея. Традиция сравнительно новая, иначе трудно предположить, сколько костюмов за века проведения праздника могло бы здесь скопиться.
14-й и 15-й века стали для Ориуэлы периодом величайшего расцвета. Именно тогда появилось большинство украшающих древний город монументов.
Великолепный Кафедральный Собор своими крестами и колокольнями устремился в небеса на месте разрушенной мечети. Кафедральный собор Ориуэлы, наряду с собором Аликанте, является центром объединенной епархии Ориуэла-Аликанте.
Строительство собора началось в 13-м веке. В 14-м веке уже была построена основная часть собора, и в 1413 году храм получил статус коллегиальной церкви, к этой дате были готовы Южный портал и главный алтарь. В 16 веке храм был расширен к северу, когда появились капеллы в ренессансном стиле, и в 1510 году папа присвоил статус кафедрального собора, издав указ о создании епархии Ориуэлы, которая вначале была объединена с епархией Картахены. Может, это и было более справедливо, потому что Ориуэла более схожа с Мурсией, чем с Валенсией или Аликанте.
Древнейшей частью собора является квадратная в плане 4-х ярусная башня. Рядом с башней — южный портал 15-го века, выполненный в архаичном готическом стиле.
Внутри собор довольно скромен для носящего титул кафедрального, более всего впечатляет барочный орган валенсийских мастеров, созданный в 1733 году, украшенный резьбой и покрытый позолотой.
В соборе находится музей религиозного искусства, где наиболее интересны церковные артефакты из серебра и золота.
В восточной части собора расположен бывший монастырский клуатр 16-го века.
Всего в 500 метрах к северо-востоку от кафедрального собора Ориуэлы находится, занимая территорию свыше 15 тыс. кв. метров, самый обширный памятник религиозной архитектуры в регионе Валенсия — монастырь святого Доминика.
Сначала на этом месте в 1512 году доминиканцы организовали обитель Богоматери Заступницы. В 1546 году патриарх Антиохии Фернандо де Лоасес решил основать в Ориуэле, откуда был родом, колледж под руководством доминиканцев. Строительство началось в 1553 году, и уже в 1569 году колледж получил статус университета наравне с университетами Валенсии и Саламанки. Но строительные работы по расширению университета продолжались до 1646 года, после чего король Филипп IV присвоил заведению статус «королевского общественного университета». В 18-м веке университет был одним из самых процветающих в Испании.
Но позднее, не выдержав конкуренции и давления со стороны университета Валенсии, в 1835 году университет был закрыт. Позднее закрыли и монастырь. Вторую жизнь в громадное здание вдохнули иезуиты, организовав здесь иезуитский колледж, который поднее был переименован в епархиальный колледж Ориуэлы и действует до сих пор.
С архитектурной точки зрения комплекс — сочетание ренессансного и барочного стилей.
На главном фасаде выделяются богато декорированные порталы и барочная квадратная колокольня с пышным цветным декором в виде ангелов, причудливых человекоподобных фигур, геральдических символов.
Недалеко от музея Реконкисты можно найти церковь святого Иакова, построенную в 15-м веке в готическом стиле.
Главный портал 15-го века выполнен в позднеготическом стиле с растительными орнаментами, гербом Католических королей, и фигурой святого Иакова на центральном столбе.
Боковой портал — барочный, с витыми колоннами и обильным декором, 18-го века, ставший образцом для многих храмов вокруг Аликанте.
Красивый интерьер отделан красным и черным мрамором.
В одной из боковых капелл скрывается очень ценная скульптурная группа 1765-го года «Святое семейство» работы Франсиско Сальсильо
Рядом с городской мэрией расположена церковь святых Хусты и Руфины. Основная готическая часть церкви была построена в 14–15 веке.
Одним из наиболее примечательных элементов в архитектуре храма является величественная готическая колокольня с множеством пинаклей и гаргулий. Сохранился и один из старейших часовых механизмов в Испании начала 14-го века.
В Ориуэле родился знаменитый испанский поэт «Поколения 1936 года» — Мигель Эрнандес.
Многие городские достопримечательности связаны с его именем. Кроме дома- музея здесь находится центр изучения наследия поэта на площади Эрнандеса.
Дворец маркиза Рувалкаба, несмотря на свой вид исторического обьекта, был построен сравнительно недавно — в 1930-х годах, на месте аббатства, принадлежавшего церкви святого Иакова напротив.
В 1980-м году обедневшая дворянская семья продала дворец городским властям. Здание впечатляющее, но ему уже нужен хороший ремонт.
Построенный в 16–18 веках госпиталь, принадлежавший Ордену Госпитальеров, состоит из 2-х частей — больницы и монастыря с церковью. Фасад смотрит на красивую площадь Кармен.
Сейчас в здании археологический музей.
На этом месте иезуиты ещё в 1569-м году открыли школу, своеобразный филиал университета Ориуэлы, где учили грамматике и риторике. После изгнания иезуитов школа была преобразована в интернат для девочек при епархии. В 1825-м году королевским указом здание должно было быть перестроено в монастырь, который действует и сегодня. При монастыре очень красивая церковь, постороенная в стиле неоклассицизма, со строгим фасадом с нишами, в которые установлены статуи городских святых.
Провинциальный город живёт своей неторопливой жизнью. Проходя вдоль реки, видишь, что далеко не всем удаётся выкроить средства на ремонт своих хатрающих домов
Не все новостройки вписываются в городской пейзаж так, как бы хотелось
Отдалённые от центра улицы не особенно впечатляют своей архитектурой
Но потом снова попадаешь на центральные улицы и снова осознаёшь, что городу есть чем гордиться, пусть даже и осколками былой славы…