Если задаться целью найти «пальмовый рай», то он несомненно здесь, в Эльче. Безусловно, огромные пальмовые леса на Карибских островах, по берегам Индийского океана впечатляют, но я веду речь о культивированных пространствах, парковой зоне, состоящей из огромного количества пальмовых рощь, украшенных композициями из кактусов и цветущих кустарников.
Палмераль — пожалуй, самый древний живой памятник, пальмы посадили здесь ещё в V в. до н. э. карфагеняне. Хотя, понятно, что сейчас живёт уже какое-нибудь N-е поколение деревьев. После карфагенян забота о посадках перешла к римлянам, а потом и маврам, которые и сформировали окончательно рощу в её современных границах к концу 10-го века. Эстетичекого значения рощи не несли, мавры их выращивали ради фиников. Финики собирают в больших количествах и сегодня, хотя последние 150 лет палмераль выращивается как прекрасный сад. Урожай фиников собирается в декабре.
Сейчас количество пальм на площади более 5 кв. км превышает 170 тысяч деревьев, самым старым пальмам, доросшим до 30-40-метровой высоты, более двух веков. Парк оборудован специальными дорожками для посетителей, украшен живописными водоемами, среди которых бродят экзотические птицы и животные.
С рощей связан первый закон в Европе по защите природных памятников, охраняемым обьектом она стала сразу после Реконкисты.
Особенно красивая часть пальмовой рощи — так называемый Сад священника, где растёт более 500 прекрасных древних экземпляров среди других средиземноморских растений, разнообразие которых огромно: гранаты, апельсины, лимоны, фиги, кактусы.
Сад называется по имени священника Хосе Санчеса Брауна, который ввёл в практику называть деревья именами знаменитостей, посетивших сад. Центральное место в саду занимает восьмиствольная Императорская пальма, которой около 165 лет. Её назвали в честь австрийской императрицы Елизаветы, более известной как Сиси, после её посещения сада.
Стоит в парке и памятник Хайме I Завоевателю, который освободил Эльче от арабов. Благодаря ему город и рощи не были уничтожены, как это иногда случается на войне.
Ещё одна удивительная деталь — пальмовые рощи Ельче живут все эти века благодаря оросительной системе построенной Абд ар Рахманом в 7-м веке, которая, надо же, действует и сегодня.
Среди пальм встречаются целые композиции из растущих кактусов, кустарников.
И в очередной раз встречается копия Дамы из Эльче.
После Палмераля это вторая по известности достопримечательность Эльче — бюст женщины в странном головном уборе принёс широкую известность городу. Уникальная археологическая находка была обнаружена в 1897 году недалеко от города. Находящееся сзади отверстие свидетельствует, что объект мог использоваться в качестве погребальной урны. Возраст бюста — примерно V век до нашей эры, когда на месте современного Эльче существовал иберский город Иличи. Но как всегда бывает в таких случаях, оригинал загадочной скульптуры древнеиберийской эпохи моментально был вывезен в столицу, хранится в мадридском Национальном археологическом музее, а городу Эльче остались одни копии.
Но их здесь достаточно много. И современных, и не очень.
Скульптор Ману Гомарис соорудил даже цветочную Даму. Самая требовательная скульптура — требует ухода, стрижки, востребует солнце и воду.
В каждом городе есть любимое место для воскресных променад. В Эльче таковым является эта площадь, расположенная в самом центре города, напротив здания театра, в окружении кафе и ресторанов, уличных террас, многочисленных бутиков. Пласа-де-Ла-Глориета застраивалась в конце XVIII века, несколько раз меняла свой облик. Первоначально здесь была только музыкальная беседка в окружении красивого парка. Сейчас квадратная площадь красиво обустроена для проведения главных городских праздников.
Самый красивый памятник Даме из Эльче, пожалуй, был установлен в 1930-м году именно на площади Глорьеты.
В центре площади стоит также фонтан с ангелом из «Мистерии»- самого значительного праздника Эльче, работы скульптора Мигеля Герреро.
Среди старинных архитектурных памятников самым известным является замок Альтамира. Строительство замка началось маврами в 12-м веке, когда была возведена большая квадратная башня в центре будущего дворца. В 15-м веке была возведена главная часть дворцового ансамбля.
В начале 20-го века замок опустел, с 1913-го года здесь располагалась обувная фабрика, во время Гражданской войны находилась городская ратуша и тюрьма. Сейчас в замке Альтамира располагается городской археологический музей.
Вокруг замка ещё один красивейший пальмовый лесопарк.
Башня — муниципальная голубятня))
В 1265 году арагонский король Хайме I освятил мусульманскую мечеть, получившую название Санта Мария. Но новое амплуа всё же не спасло здание, в 1334 году мечеть снесли, чтобы на её развалинах построить готический храм.
Который, впрочен, тоже простоял лишь до 1492 года. Между 1492 и 1566 годами было построено третье здание в стиле эпохи Возрождения, а в 1572 году к нему была пристроена колокольня. Но это — не конец истории. В первые месяцы 1672 года зданию был нанесён большой ущерб и его решили снести, то, которое мы видим сегодня, строилось между 1673-м и 1794-м годом.
В базилике ежегодно, в середине августа, разворачивается грандиозное театральное представление «Религиозная Мистерия Эльче». Содержание — смерть святой Девы Марии и её воскрешение. Всё внутреннее помещение в форме латинского креста с большим центральным нефом и четырьмя часовнями превращается в сплошную декорацию, купол высотой 25 метров — в небо, сложная механика машин на куполе позволяет спускать и поднимать ангелов.
Главный внушительный вход в стиле барокко, щедро украшенный декоративными элементами, посвящен Успению и Коронованию Богоматери. Большая скульптурная группа посвящена вознесению Богородицы, мария смотрит на небо, ожидая спускающихся ангелов с венцом.
Рядом с собором встретился уникальный мавританский дом, сохранившийся до наших дней.
Правда, он первоначально был ещё на 2 этажа повыше, но и сейчас здание составляет 15 метров в высоту.
Башня Калаора была построена в конце 13-го века, первоначально защищала вход в город со стороны Аликанте, немного позднее была переделана в жилой дом.
В течение долгой жизни дом несколько раз перестраивался, но в целом сохранил внутреннюю планировку, по которой можно судить, как жили его владельцы на протяжении веков. Сохранились фрески с видами города.
На первом этаже потолки и даже пол зала оформлены по египетским и масонским мотивам. Связано это с тем, что хозяин дома явился организатором масонской ложи в Эльче, которая действовала с 1858 года.
В первый раз за всю долгую историю башня была открыта для посещения только в конце 90-х годов прошлого столетия. Здесь также можно найти небольшую картинную галерею.
В 2012 году у подножия башни Калаора, напротив Базилики Санта Мария, установили скульптурную композицию из трех Марий. Может, сначала и непонятно, почему три Марии, пока не узнаёшь подробности о ежегодном представлении в Базилике. В ходе представления Мария и ее окружение из Марии Саломеи, Марии Иакова и ангелов входят через главный вход Базилики
Напротив скульптур — вход в Музей Богородицы, рассказывающий о Успении Девы Марии и истории поклонения образу Покровительнице Эльче. Центральное место в музее отводится покоям Девы Марии, где ее статуя возлежит на большой кровати. Кровать очень старая — это великолепная работа португальских мастеров 16-го века из черного дерева с украшениями из бронзы и серебра
На противоположной стороне базилики о чем-то эмоционально беседуют трое монахов
Экономика современного Эльче основана главным образом на обувной промышленности. Здесь находится более тысячи обувных фабрик.
Город реально красив. Широкие улицы, добротная застройка и пальмы, пальмы…
И даже новостройки утопают в зелени