Пропою я вам частушки
Про чудесные дела.
Даже если нескладушки,
Зато свои впечатления, как у того чукчи, что вижу, то и пою…
А видела я в последние месяцы только дороги, дороги и дороги…
Пропою я вам частушки
Про чудесные дела.
Даже если нескладушки,
Зато свои впечатления, как у того чукчи, что вижу, то и пою…
А видела я в последние месяцы только дороги, дороги и дороги…
Проехав за короткое время много более чем 20 000 км по Калифорнии (далее — СА — сокращение от амер. California) и граничащим с нею штатам: Орегон, Аризона и Невада, хотелось бы поделиться своими наблюдениями и впечатлениями об американских дорогах, их специфике и отличительных чертах.
Но так, как большую часть своих поездок мы совершаем именно по калифорнийскими дорогам, то буду петь только о них. Хотя, думаю, что все нижеперечисленные особенности встречаются, наверняка, по всей Америке.
Ибо американские дороги это не только политика и экономика государства, но мышление и образ жизни американцев
Этот материал в первую очередь будет полезен тем, кто собирается ехать в СА самостоятельно и, тем более, арендовать там машину.
1. Дороги СА, как и везде в мире, имеют категории, которые в США выглядят таким образом:
- Interstate Highways (обозначается индексом I);
- US Highways (US);
- State Highways (в данном случае - TX);
- FM Roads (FM, означающим Farm to Market) — мелкие шоссе местного значения;
- Local Roads — к этой группе относятся прочие дороги, такие как Road (Rd), Avenue (Ave), Junction (Jct) и прочие.
К этоим общепринятым категориям ещё добавляются нетипичные для других стран виды, имеющие свои отличительные знаки и выявленные нами эмперическим образом:
- исторические;
- живописные
Общепризнано, что по всем параметрам самая красивая дорога СА № 33. И мы разделяем это всеобщее мнение, хотя особо приличных её фото у меня пока не имеется
2. Дорогам присваивается номер, а дополнительно у каждого участка международной трассы есть свои имена и названия.
В городах, как правило, основные дороги — это те на которые осуществляются съезды с фривеев. Они имеют простые названия — буквы алфавита. А уже потом внутри микрорайонов улицы имеют названия, как и везде
3. Фантастически выверенная геометрия дорог:
— Каждая дорога буквально вписана в естественный ландшафт и ее геометрия предусмотрительно рассчитана так, чтобы полностью соответствовать скорости движения на каждом отрезке. Это позволяет водителям преодолевать большие расстояния без особого напряжения
— грамотно рассчитанная геометрия поворотов, тем более затяжных и крутых, где внутренние углы наклона трассы прочно удерживают машину. Это облегчает вождение даже на большой скорости и при длительном движении
— На всех скоростных федеральных дорогах асфальто-бетонное покрытие выполнено под таким углом наклона от центра к краю, что колеса проносящихся машин разгоняя воду, полностью выталкивают её с дорожного полотна, что даже во время сильнейшего дождя трасса остается практически сухой.
— развязки организованы виртуозно. Многие из них не просто двух уровневые, а много-уровневые (как у индейцев, всё, что больше 3-х — это уже много)
И все они построены в виде листа клевера, что исключает любую возможность водителям встречного транспорта пресечься с риском для жизни друг друга. И пробок съезды на эти развязки не создают по той простой причине, что углы разворота и склона выверены так, чтобы при съезде не снижалась скорость от основного потока на трассе и, при этом, не создавалось угрозы для жизни и здоровья всех участников движения.
— Каждая новая автодорожная реконструкция всегда учитывает последние достижения в автомобилестроении и проводится с завидной регулярностью в соответствии с авто прогрессом и очень, очень качественно.
4. Подсветка в вечернее время между городами существует только в разметке дороги (котофот). Фонари обычно стоят только в населенных пунктах на довольно большом расстоянии друг от друга
Причем, эти объёмные котофоты по совместительству выполняют функцию побудчиков, то есть они являются разграничителями, как направлений движения, так и обочины дороги, заехав на рифлёную часть которых водитель оказывается, словно на стиральной доске.
К тому же, в этот момент издаётся довольно резкий и неприятный звук, отличный от движения по ровному полотну дороги, который своей неожиданной друговостью вольно-невольно пробуждает начинающих дремать водителей. Исключительно ровное дорожное полотно притупляет внимание и действует на них убаюкивающе, особенно на больших расстояниях
5. Откосы дорог впечатляют. В Америке их называют — плечи. Значение им придается огромное. И даже есть специальные знаки ДД, предупреждающие о сужении или отсутствии плеч, которые чуть ли не самые частые на калифорнийских дорогах после указателей.
ПДД, полицейскими и всем сообществом водителей соблюдается безопасность, считая, что лучше съехать на обочину в любом месте на перекур-пересып, чем создавать аварийную ситуацию с риском для жизни
Как-то ночью нас остановил полицейский из-за того, что муж задремал с открытыми глазами, а я пропустила этот его трюк. Офицер поздоровавшись поинтересовался, всё ли у нас ОК? И, получив утвердительный ответ, сказал, что мы подозрительно виляли. Спросил выпивал ли муж спиртное? Тот посмеялся, что уже более 10 лет даже не нюхал. Поверив мужу на слово, патрульный, предложил отдохнуть минут 20–30 тут же на обочине дороги.
6. Полицейский на дороге человек № 1. Это не привилегия, а ответственность. Они патрулируют свой участок в 100 миль и, если кто-то им показался сомнительным, сначала пристраиваются ему в хвост, чтобы присмотреться, потом тормозят, если их сомнения не развеялись. Ну, а далее уже по ситуации…
7. Приходилось видеть крупные аварии. Поразило, с какой невероятной быстротой там оказывались полицейские и скорая помощь. Как правило, они на огромной скорости без задержек даже в часы пик носятся по разделительному пространству между полосами или по тем самым огромным откосам-плечам.
В СА по $100 платят каждому члену экипажа, который первый оказывается на месте ДТП или любого другого происшествия.
Как-то видели как на одной из зон отдыха (rest aria) от сердечного приступа упала женщина, так те, кто звонили в скорую, не успели положить трубку, как полицейские уже были рядом, а буквально за ними по пятам прибыла и скорая.
8. Однажды были свидетелями, как на встречной полосе в поле нашего зрения воспламенилась машина, словно, спичечный коробок и за несколько секунд, пока мы с ней поравнялись, ее не стало. Те, кто были в машине, видимо, сильно обгорели, потому что, не успели мы её основательно миновать, как уже по разделительной полосе между встречными потоками со скоростью света пронеслись не только полиция, амбуланс, но и реанимация.
9. Культура и вежливость водителей, их и взаимное уважение. Это, конечно, результат массовой автомобилизации общества. С детства каждый взращивается в понимании, что он равный среди равных, и каждый в любой ситуации, естественно, примеряет пиНЬДжак на себя. Поэтому грубости и не дай Бог агрессии за все время мы не встречали ни одного раза. Мне кажется, что это вообще невозможно на американских дорогах…
10. Есть определенные марки машин, которые пользуются безусловным уважением в американском авто-сообществе: Додж чаленджер, корветы, БМВ, мустанги 76 г и последнего года выпуска, бентли, астан мартин, все кадилаки, порши и мерседесы (лексус)
Так же, уважаемы из-за своих огромных размеров трейлеры и, конечно, все виды траков, особенно когда они вечером идут в колонну по 4 и более штук!
Мы на себе не единожды проверили это особое отношение, когда, понедельно арендуя разные марки, часто меняли машины, пока выбирали подходящий для всех членов семьи вариант.
Хочу заметить, что это отличительное отношение особо сильно чувствуется именно, когда очень много проводишь время в машине и особенно, когда в течении дня пересаживаешься с одной марки на другую
Повышенное уважение перед другими участниками движения проявляется самыми разными способами… К примеру, как эти марки авто обгоняют другие или им позволяют обгонять себя, дистанция, уступка дороги, как говорят о них, как ведут себя на заправках и зонах отдыха (rest arias). Очень много вербальных и невербальных признаков уважительного отношения именно к производителю и его удачному детищу в обществе, которое не по наслышке знает толк в хороших машинах
11. Очень информативные зоны отдыха вдоль дорог (rest arias)
Выставленные на них стенды не только нагладно рассказывают об истории местности и строительстве дороги, её флоре и фауне, но и оперспективе развития
Они все имеют свою локацию и названия. Порой их архитектура довольно впечатлительна, особенно для обычного общественного туалета
Которыми они укомплектованы в огромном количестве, к тому же, очень просторными и чистыми Краны не только для мытья рук, но и с питьевой водой, стационарные столы с лавками, контейнеры для мусора, порой, даже мангалы, а так же, большое количество автоматов с самым разным содержимым, которое только может понадобиться в дороге: банки и бутылки с всевозможными напитками, различными упаковками с самыми разнообразными печенками, чипсами и корном!
Порой встречаются автоматы с авто-зарядками для разных моб устройств, солнечными очками, кепками и другими необходимыми, но важными в пути мелочами
12. Места для выгула собак в зонах отдыха (rest arias). Семейным питомцам по американским дорогам путешествуется не так вольготно как, к примеру, в Европе или в России — везде висят указатели — NO PETS
Но в подавляющем большинстве рест-арий для них отведены специально огороженные площадки для выгула. И не редко они настолько малы, что серьезным собакам там не разгуляться. Даже приходилось наблюдать, как в некоторых зонах отдыха в эти места нет-нет образуется очередь
13Пробки. То, что американцы называют траффиком, по-нашему, является самыми настоящими пробками. Но нам ни такой траффик, ни такие пробки и не снились
Да, со многими оговорками, и на организацию движения, и на качество дорог, и на культуру вождения, но искренне считаю, что у них нет никакого повода надменно и презрительно относится к московским пробкам, безбожно ругая их
Американские города, гораздо много меньшие миллионники, чем Москва, буквально задыхаются в часы пик
14. Выделенная полоса car pool была организована с целью разгрузки основного полотна дороги.
Она предназначена на двух и более пассажиров в одном авто, чтобы сократить кол-во машин на трассе. Такое решение вопроса уменьшения количества машин на этой полосе реально сокращает время в пути вдвое, а если повезет с траффиком, то порой, и больше
В часы пик по выделенной карпулл по её всей протяженности воль Большого ЛА можно ехать со скоростью 5–10 миль в час часами, и при этом гордо заявлять — я же не стою, а еду!
А по мне так какая разница стою или очень медленно еду, если лично для меня это не имеет преимущества по сокращению моего личного времени возвращения домой!
15. Часто и очень часто на дорогах встречаются дикие животные. Конечно, на не на таких интенсивных, как, к примеру, трансконтинетальный FWY № 5. Об их свободном перемещении всегда сообщают знаки ДД
Это обязательно важно учитывать и поэтому стараться не превышать рекомендуемой знаками лимит скорости, если вы не полностью уверены в быстроту своей реакции и, тем более, если слишком уверены в ней.
А павлины, как дворняжки, гулют по автостоянкам и тротуарам вдоль дорог
При этом, попрошайничают вкусняшек. И это не разовое явение. Так что ответственность во время затормозить лежит целиком и полностью на совести и кошельке водителя
Как-то с нами на дороге играла на вперегонки рысь. Мы притормозим и она выравнивается сбоку с копотом, мы прибавляем скорость и она выбегает вперди машины. Очень было неожиданно и забавно. Мы получли массу положительных эмоций
Но, к сожалению, чаще приходится видеть сбитую живность. Помимо домашних питомцев — кошек и собак, диких животных: зайцев, белок, бурундуков и даже койота
А как-то на юге Орегона прямо перед нами сбили оленя. Мы это поняли по свежей луже крови и туше оленя на обочине дороге. А главным показателем стал эрегированный бык за забором, который учуяв в свежем запахе крови угрозу своему гарему, яростно ринулся в сторону оленя, то есть в тот момент — на нас
И вот это во всей завораживающей мелодии калифорнийских дорог звучит чрезвычайно грустным, но беспрерывным лейтмотивом.
Жуткая грязь вдоль всего дорожного полотна! По сути, нами на сегодняшний день выявлен только этот и пока один-единственный, но очень существенный недостаток дорог СА. По обеим сторонам, как фривеев, так и по обочинам обычных дорог, столько мусора, что это режет глаз
Чего там только не валяется: это и одноразовая посуда различных расцветок, и всевозможного разных размеров лохмотья цветного полиэтилена, и пластиковые бутылки, и жестяные банки, и резиновые шланги отличные и по длине и по диаметру, и картонные коробки как целые, так и разорванные разной величины, куски пенопласта и поролона, какие-то тряпки и хорошие вещи
Это далеко не весь перечень довольно крупных размеров предметов, которые могут создать серьезные препятствия на пути транспорта, несущегося на большой скорости
Но самое неприятное и то, что лично у меня постоянно вызывает сильное напряжение — это твердые и довольно серьезных размеров предметы. Они не раз создавали и нам, и на наших глазах реальную угрозу при движении на большой скорости: какие-то ломаные палки, вплоть до дров и бревен, различные части и разных размеров кузова, разорванные покрышки, а то и тушки сбитых животных, как мелких, так и по-крупнее, о чём я уже упоминала выше.
И эта безобразная картина наблюдается не только вне населенных пунктов, но и в центре городов. Особенно этим грешат улицы многих городков, составляющих большую агломерацию под названием Лос Анжелес (ЛА)
Что-то, естественно, само собой теряется по пути, но, в общем и целом, выкидывается на дорогу без всякого страха и зазрения совести.
Но самое возмутительное, что американцы в Москве жалуются на грязь на дорогах. Да Московские дороги по сравнению с ЛА стерильные и российские авто-магистрали касательно калифорнийских фривеев чуть ли не идеально чистые.
Конечно, у нас нет такого количества машин и темнокожих, для которых понятие чистоты — пустой звук. У нас хотя бы есть атводорожная служба, которая регулярно чистит дороги.
Но самое для нас удивительное — что там всё это «добро» никто не торопится убирать, видимо, рассчитывают на то, что раскатают. Мы проехали за это время в Калифорнии огромные расстояния по дорогам разной значимости и в самое разное время суток, и ни одного раза не видели, чтобы хоть кто-то убирал с дороги этот мусор
На этой грязной грустной ноте не хочется заканчивать, поэтому пропою жизнеутверждающий мотив: за всю свою богатую историю автопробегов как по Индии-Непалу, так и по Европе, я пока не встречала разнообразнее, краше и лучше дорог, чем в Калифорнии
Огромные расстояния преодолеваются легко, непринужденно и без усталости. Одно наслаждение по ним ездить. Не едешь, а летишь и душа поёт!!!