Прогулку по Мурсии продолжаем с площади Санта-Эулалия. Названная в честь церкви, на ней находящейся, площадь входит в исторический центр Мурсии. Центральное место на площади занимает церковь Санта-Эулалия. Здание запоминается благодаря изогнутому фронтону, характерному для так называемой левантийской архитектуры 18-го века.
Автором главного фасада явился нанятый в 1764 году до того времени неизвестный каменщик Франсиско Морено. Барельеф на фронтоне — работы Хайме Борта, того, который реконструировал Кафедральный собор Мурсии.
Интерьер церкви достаточно прост, в преобладающем стиле рококо, авторства миланского скульптора, проживавшего в Мурсии во второй половине восемнадцатого века, Пабло Систори. Самая первая церковь Санта-Эулалия была построена на месте существующей в 1266 году после подавления мавританского восстания в городе. Строилась на деньги каталонской общины — после освобождения Мурсии много каталонцев переселилось в Юго-Восточную Испанию. Церковь стала свидетельницей одного из крупных народных волнений, когда в 1520-м году в её стенах привели к присяге новый городской совет, составленный наполовину из кандидатов восставших.
В 18-м веке не то, чтобы церковь пришла в негодность, но в 1753 году, находясь в состоянии строительного бума «золотого века» Мурсии, городские власти решили снести старую и построить новую, которая и стоит до наших дней. В церкви Санта-Эулалия заканчивается шествие Семана-Санта.
На площади Санта-Эулалия находится также памятник Франциску Сальцилло. В эпоху барокко имя этого скульптора, творчество которого было посвящено исключительно религиозным темам, было знакомо далеко за пределами Мурсии. Деревянные скульптуры Франциско Сальцилло представлены почти в каждой церкви его родной провинции Мурсия
Музей изобразительных искусств Мурсии был основан в 1864 году.
Но в здание бывшего монастыря Святой Троицы переехал в 1910 году, а до этого располагался в гостиной детского театра Леванте (ныне театр Ромеа), о котором речь впереди.
В музее нет картин всемирно известных авторов, только местные художники различных эпох, но надо отдать должное, порой они не менее интересны.
Вход в музей бесплатный, но, с другой стороны, не разрешено фотографировать.
Площадь Европы в центре Мурсии очень удобна для приезжих автолюбителей — под площадью огромная автостоянка. Можно здесь и пообедать — прилегающие улицы полны баров и ресторанов. Площадь в паре минут ходьбы от университетского городка, поэтому вечером здесь довольно шумно.
На площадь выходит задняя часть церкви Сан-Лоренцо, с восточной стороны современное здание, на первый взгляд напоминающее наши дома культуры советского периода. На самом деле это офисное здание, где находятся и отделы государственных служб.
От площади Европы уже совсем недалеко до ещё одной жемчужины в короне Мурсии — здания Королевского клуба. Оно было построено на центральной пешеходной улице Траперия в 1847 году. Здание — невероятный коктейль всех возможных архитектурных стилей, до сих пор является элитным клубом, но в дневное время можно, купив за небольшую плату билет, посмотреть его изнутри.
Старая часть здания была построена под руководством архитектора Франсиско Боларина, он был автором самой первой, построенной в 1847 году, части здания. С этого момента казино, как называют клуб простые жители Мурсии — одно из главных мест культурной и общественной жизни Мурсии. Впоследствие здание много раз расширяли за счёт близлежащих построек, поэтому его геометрическую форму очень сложно определить. Но известно, что общая площадь составляет около восьми тысяч метров квадратных.
Первый фасад здания не сохранился, в начале 20-го века его перестроил архитектор Педро Сердана Мартинес в классическом стиле с модернистскими элементами.
Вход в казино — сравнительно тесный вестибюль в стиле позднего барокко, здесь же и билетная касса. Двери в неоарабском стиле ведут в «Альгамбру по-мурсийски» , на орнамент стен залов в этой части, выполненной Мануэлем Кастаньосом, ушло более 20 тысяч золотых пластин.
Из арабского двора прямая галерея со стеклянным потолком ведёт в несколько помещений, которые служат местом проведения всевозможных собраний и встреч.
Статуя Венеры скульптора Хосе Планеса украшает итальянский неоклассический дворик.
С одной стороны которого находится Бильярдный зал, а с другой — Чайный салон.
В 1875-м году впервые распахнул свои двери чудесный Танцевальный Зал, выполненный в стиле необарокко с двумя ярусами.
Потолок расписан аллегориями искусств, поэзии, живописи, музыки и архитектуры, можно видеть портреты выдающихся мурсианцев, на стенах же — аллегории на тему танцев. Свет дают пять хрустальных люстр своими семистами лампочками.
Остальные многочисленные помещения — кабинеты, коридоры, бар с рестораном…
Смесь под одной крышей мудехарских арок и арабесок, классических портиков, бальной залы в стиле французских Людовиков и прочего-прочего, возможно и покажется иллюстрацией «сомнительного» южного вкуса, но мы с удовольствием прогулялись по этому бастиону испанской континентальной буржуазности.
Сама же улица Трапериа, что переводится как Тряпичная улица, красива и необычно прямая в сравнении с иными улицами старой части Мурсии.
Обьясняется историей её возникновения — в 13-м веке по указу короля её просто прорубили через глинобитные кварталы, для удобства при подавлении восстаний в мавританском квартале города.
Эти восстания в первые десятилетия были часты, войска должны были быстро и беспрепятственно добраться до противоположной, мусульманской части города, где была мечеть и центр мусульманской общины.
Улица начинается от Кафедрального собора Санта-Мария и заканчивается на Площади Санто-Доминго. На этой самой оживленной улице Мурсии находится кроме Казино Мурсия, дворец Альмодовар, множество ресторанов и магазинов
В самом конце улицы Траперия находится Дворец Альмодовар. Был построен в семнадцатом веке, в стиле маньеризма, этот стиль родом из Италии, был популярен в 16-м и 17-м веке также и в Испании. Построили его для себя герцоги Альмодовар-дель-Риоба, два герольдических атланта украшают вход во дворец.
Рядом с дворцом Альмодовар — Церковь Санто Доминго, которая фасадом смотрит на площадь Санто-Доминго. Но надо заметить, что название площадь получила только 100 лет назад, до этого называлась Рыночной.
Это монастырская церковь — монастырь Санто Доминго существовал еще в XIII веке. Но первую церковь на площади монахи возвели только в 1543 году после победы христианского флота при Лепанто. В 1722–1745 годах монастырь был полностью перестроен, в это же время возникла церковь в её современном виде. С 1871 года принадлежит иезуитам.
По диагонали от церкви Санто-Доминго на площади стоит так называемый Дом Серда, реализованный замысел известного городского архитектора Хосе Антонио Родригес. Это одно из самых узнаваемых городских зданий в стиле эклектики было построено в 30-х годах 20-го века. Дом назван по имени известного коммерсанта в Мурсии начала 20-го века, председателя Палаты торговли, промышленности и судоходства, Xоакина Серда Видаль, на средства которого был построен.
Монастырь Санта-Клара-ла-Реаль принадлежит женскому Ордену кларисок. Был построен в четырнадцатом веке на месте бывшего Алькасара.
В девятнадцатом веке земля, на которой в настоящее время построен театр Ромеа, была экспроприирована государством у доминиканцев. В 1862 году Елизавета II открыла новое здание театра, построенное по проекту Вентура-де-ла-Вега, в простонародье Ромеа, чье имя позже и понесёт театр. А открыт он был как детский театр — Театро-де-лос-Инфантес.
В 1877 году театр перенес страшный пожар, и современный вид соответствует реконструкции 1880 года. Театр ещё несколько раз горел, но пострадал в основном интерьер.
В связи с пожарами возникла легенда, которая гласит, что один из доминиканцев бросил проклятие на новое здание, которое стояло на их бывшей земле. Легенда легендой, но правда, что со времени третьего пожара в театре существует должность ночного противопожарного обходчика, который непрерывно ходит по кругу через все помещения театра — от крыши до подвала.
А эта спокойная площадь святого Варфоломея на самом деле центр бизнеса в провинции Мурсия. Здесь находятся здания Торгово-промышленной палаты, управления банков и так далее.
В 1966 году здесь установили памятник Меркурию. Памятник интересен анатомическими особенностями вестника-бога — он не носит сандалии и шляпу с крылышками, они растут у него прямо из головы.
Так как нет живых или живших когда-нибудь свидетелей встречи с Меркурием, такая точка зрения имеет место на существование.
Пласа-де-Санта-Каталина находится в пределах старого мусульманского города на территории Мурсии, раньше здесь была Медина. С тех пор ничего не сохранилось. Это очень спокойное место в самом центре, где горожане любят проводить свободное время, здесь один из центров общественной жизни города.
Пласа-де-Санта-Каталина путём короткой пешеходной улицы переходит в Пласа-де-лас-Флорес, застроенной очень красивыми зданиями, начиная с 18-го века. Площадь небольшая, но очень уютная.
Вокруг фонтана издавна были многочисленные цветочные лавки, сейчас киоски, которые и явились причиной названия «площадь цветов» , в тени деревьев любят отдыхать горожане, открыты множество ресторанов и кафе.
На Пласа-де-лас-Флорес выходит задней частью и приходская церковь Сан-Педро Церковь существовала уже в средние века, но современное здание — начала семнадцатого века.
«Испанская сковородка» начинает поджаривать. После обеда уже минимально 40–42 градуса. Пора уезжать к морю. По улицам, оживлённым и не очень, идём в сторону автостоянки, прощаясь с ещё одним интереснейшим городом Южной Испании