Город Каравака-де ла Крус заметен издали — на одном из холмов ещё с 7-го века высился замок вестготов, перестроенный позднее маврами.
Город Каравака-де ла Крус заметен издали — на одном из холмов ещё с 7-го века высился замок вестготов, перестроенный позднее маврами.
Однажды, а точнее в 1232 году, властитель Аль Андалуса Ибн-Худ, после тучного обеда решил развлечь себя и своих гостей. Из застенков местной крепости приволокли пленного испанского священника Хинеса Переса Чириноса из Куэнки и потребовали рассказать, что означает христианская месса, и каковы были его обязанности. После рассказа приказали показать ритуал на практике. Священник отвечает: «Не могу служить молитву, крест вы же и украли!» Затопал ножками мусульманский князёк и хотел было приказать уже снести священнику голову, как вдруг воссияло небо и появились 2 ангела, держащие Святой Крест. И не обычный, который лежит на алтаре в каждой церкви, а «lignum crucis», то есть фрагмент того креста, на котором был распят Иисус, и который до этого находился во владении патриархов Иерусалима, и был прямо ангелами доставлен в нужное время в нужное место.
Гневный ещё минуту назад мавр был настолько впечатлён, что решил перекретиться в католическую веру, не успели ангелы положить крест на алтарь.
Весть моментально облетела все христианские земли Испании, и Святой крест стал надолго путеводной звездой, направлявший воинов Реконкисты, которые взяли практически неприступный замок только через 10 лет после описанных событий.
Каравака-де ла Крус, городок с 26,5 тысяч человек населения на северо-западе провинции Мурсия стал одним из пяти святых городов католической церкви, местом паломничества католиков.
Каждому из этих пяти городов один раз в семь лет даётся право и привилегия отмечать Святой Год (Año Jubilar a perpetuidad). В этот особый год массы паломников приходят к святым местам для отпущения грехов. На празднования приезжают кардиналы и папа. Кроме Каравака-де-ла-Крус к святым городам относятся Рим, Иерусалим, Сантьяго-де-Компостела и Камаленьо.
Сама реликвия хранится в базилике. На самом деле крест очень небольшой — 17 см на 10 см, а маленькая перекладинка — 7 см. От первоначального храма в крепости-замке осталась только маленькая капелла, в которой и хранится крест. Остальные части базилики построены с 15- го века по 17-й, а в 20-м веке целый обьект крепости подвергся капитальной реконструкции и обновлению.
Из крепости открываются виды на старую, а также и новую часть города
Во время войн с Наполеоном священники спрятали ковчег с крестом во избежание разграбления, но сохранить от воровства оказалось гораздо сложнее. В 1934 году подлинную священную частичку креста украли, оставив ковчег пустым. Виновников не нашли, опасаюсь, что крест в частной коллекции какого-нибудь толстого буржуина из США. Они этим славны — ведь не секрет недавнего времени, что среди первых и в Ираке, и в Ливии после разгрома законных правительств появлялись банды, грабящие музеи, заказчиков нетрудно предположить. Да и в дни смуты в Каире первое что пытались разграбить — Каирский музей. В 1945 году папа Пий XII подарил городу новую частицу креста.
А сам праздник в честь креста проводится в городе уже более 600 лет — со второй половины 14-го века
Каравака — прекрасно сохранившийся старый город, имеющий сакральное значение для христианский веры, тысяч богомольцев, желающих поклониться святыне.
Но обьявляются в основном они здесь в праздники, а в остальное время это небольшой, типично провинциальный спокойный городок.
Прогуливаясь по улицам которого думаешь — это и правда город с мировой известностью и богатым историческим прошлым?
Самое главное, что быть в числе пяти святых город для Караваки оказалось недостаточно! Мало им одной легенды и праздника, есть с незапамятных времён и ещё один — праздник Винных Лошадей. Эта история произошла, когда только-только Кастилия начала отвоевывать земли Мурсии, находившиеся под игом мусульман. Мавры, стремясь захватить Караваку, только что возвращённую христианам, не сумев с ходу взять крепость, осадили город. За прочными высокими защитными стенами скопилось много народа, и из окрестных деревень. Недостаток воды и еды порождает, как известно, болезни и эпидемии. Видя это, рыцари Ордена Тамплиеров, решились на дерзкий шаг — совершить вылазку за вином, которое в то время считалось также и лечебным средством. На своих боевых конях, обвешанных вином, крестоносцы прорвались через кордоны мусульман, а потом, как всегда, начались чудеса. Священный крест, о котором писал выше, окунувшись в вино, передал ему удивительные свойства. Грязная вода в полувысохших колодцах, которая и была источником болезней, в которую влили священное вино, превратилась в почти родниковую и излечила горожан. Так возник праздник вознесения хвалы вину, освященному крестом, и коням, его доставившим. Потому и название фиесты — праздник Винных Лошадей.
Праздник входит в состав главного праздника Караваки — фиесты де Сантисима и Вера Крус, или праздника Святого Креста, проходящего с 1 по 5 мая. Лошадям посвящается 2 мая, когда повторяется обряд окропления святой водой вина. В этот день проводится и забег лошадей, которые не несут на спине седоков. Люди выполняют второстепенную функцию — управляют лошадьми, держа их за повод и следуя рядом. В Караваке 2 памятника, посвящённых этому событию. Первый — коня перед музеем вина и виноделия.
Второй — перед входом в замок, где виден один из напряжённых эпизодов состязания Винных Лошадей.
Главная городская площадь в Каравака-де-ла-Крус называется Плаза-дель-Арко. С одной стороны ограничена зданием Ратуши, с другой приходской церковью Эль-Сальвадор. Именно на эту площадь прискакали уже известные нам лошади с их грузом вина. Церковь и Ратуша — самые старые дома на площади, остальные дома более позднего времени, были построены вместо старых, пришедших в негодность.
По обе стороны улицы, пересекающей площадь по оси — одно из любимых мест прогулок и отдыха горожан, все первые этажи зданий заполнены ресторанами, барами, магазинами.
Центральное место на площади сравнительно недавно — в 1985 году — занял памятник скульптора из Валенсии Рафаэля Бельда, посвящённый великой и героической борьбе христиан против мусульман. Мавр, запахивая на ходу плащ, покидает город, освобождая его христианскому воину, устало опирающемуся на свой меч.
Главная церковь Караваки — Эль-Сальвадор не средневековая, была построена только в 1571 году, а само строительство началось в 1534 году. Колокольня в её современном виде была закончена в 18-м веке.
Церковь — красивый и интересный пример архитектуры эпохи Возрождения в Мурсии, Внутри — семь часовен, три в нефе Послания и четыре в нефе Евангелия.
Здание бывшей церкви Соледад можно ненароком и не заменить, петляя улочками от главной площади к замку на горе. А это очень интересное здание, где располагалась первая приходская церковь в городе в пределах старых городских стен. Несмотря на то, что последние черты добавила эпоха ренессанса, здание скорее напоминает средневековый замок, стоящий на высокой скале. Только вместо скалы каменная стена, которая была частью укреплений.
В настоящее время внутри небольшой археологический музей, но ничего особо интересного в нём нет.
Ещё одна церковь — Непорочного Зачатия, построенная в типичном архитектурном стиле шестнадцатого века, находится на бульваре Пасео-де ла Глориета, отделяющим Старый город от современного, кипящего жизнью. Церковь была построена в 1532 году, принадлежала больнице Братства Иоаннитов, в основном в ней служили для больных и отпевали умерших. Позднее больница была снесена, и церковь превратилась в обычную городскую.
Часовня Святого Креста в воде — результат празднования фестиваля Винных Лошадей, иллюстрирует превращение грязной и заражённой воды в чистые ручьи. Первая часовня на этом месте появилась в 1384 году. Она была очень скромная и вода была представлена парой оросительных каналов, пересекающихся в этом месте.
В 1761 году было принято решение о строительстве новой часовни по проекту архитектора из Мурсии Хосе Лопеса. Здание имеет вид шестиугольника, углы оформлены дорическими колоннами, крышу покрывает мавританская черепица. Вокруг здания сделана система фонтанов.
Первые монахи-иезуиты появились в Караваке в 1570 году. Сначала они поселились в небольшом здании и пользовались старой часовней святого Варфоломея. Очень быстро им стало тесно и они задумались над строительством собственного монастыря. Говорят, что монастырь строился благодаря частным пожертвованиям с 1592 по 1614 год, возможно, но величина этих пожертвований впечатляет, ибо монастырь иезуитов — крупнейший во всем городе. Это целый архитектурный ансамбль, размеры которого можно оценить только сверху, из замка Вера-Крус, откуда видно церковь, монастырь и школу.
Иезуиты были изгнаны в 1734 году, здание было в частных руках, позднее было приобретено городскими властями, используется в качестве культурного центра.
Ещё одна городская церковь — Святой Елены.
Была построена в 1632 году.
Уже упомянутый скульптор из Валенсии изготовил и статую монаха, установленную на бульваре Пасео-де ла Глориета в 1986 году. Была посвящена 400 лет основания монастыря дель-Кармен, скульптура показывает теоретического основателя монатыря в одежде монаха-кармелита. Недалеко и сам монастырь
Этот монастырь и церковь Богоматери Кармен был создан в 1586 году по инициативе короля Филиппа II, находится напротив церкви Непорочного Зачатия. Монастырь действует до сих пор, а в части его монахи оборудовали вполне достойную гостиницу. Ночевали здесь и мы. Не везде можно пройти, но часть внутренних двориков всё же удалось сфотографировать.