О том, как прогулка по столице Бурятии и знакомство с жителями города заставила задуматься о национальной идентичности бурятского народа и о моих попытках дать ответ на вопрос: «Буряты это монголы?»
Ранним прохладным утром 10 сентября 2015 года я оказался в аэропорту «Байкал» столицы Республики Бурятии, городе Улан-Удэ. Так началось мое глубокое двадцатидневное погружение в монгольский мир, с общими впечатлениями о котором, я уже успел поделиться. Если вы случайно пропустили, не страшно. Этот материал здесь
Таксист, немолодой мужчина по имени Тимур, который вез меня из аэропорта в отель, был первым бурятом, с которым я познакомился. За полчаса пути мы обсудили немало тем и расстались приятелями. За первые два дня нахождения в Улан-Удэ, я познакомился и завязал дружеские отношения с немалым количеством местных жителей. И дело было не в моей приятелеобильности, просто заводить новые знакомства было достаточно легко и комфортно. Странно, находясь так далеко от дома и никогда до этого здесь не бывая, я сразу оказался именно «в своей тарелке». Буряты мне показались людьми открытыми к диалогу, и при этом очень тактичными, спокойными и дружески расположенными. С удовольствием вспоминаю, интеллигентную пожилую женщину, смотрительницу музея природы Бурятии, с которой мы долго обсуждали причину недавних лесных пожаров, выявив основную из них — жажду к наживе главного вредителя нашей планеты — человека. Передаю привет и девчонкам из офиса турфирмы, которые помогли мне купить билеты до Улан-Батора, а, заодно, пригласили на региональную туристическую конференцию, которая проходила в городе в эти дни, куда я успел заглянуть, послушать несколько докладов и увидеть почти всех местных руководителей, также участвовавших в этом мероприятии.
Весь первый день я гулял по центру бурятской столицы, по ее пешеходной зоне, главной улице города.
Название у этой улицы, к сожалению, не оригинальное и совсем ей не подходящее — улица Ленина. Ей больше пойдет одно из прежних названий — Большая или Большая Николаевская, надеюсь, местные жители тоже так думают и решат когда-нибудь вопрос о возврате исторического названия.
Одиноко прогуливаясь по уютному центру Улан-Удэ, я размышлял на тему идентичности бурятского народа, подхваченную после прочтения соответствующих форумов местных интеллектуалов. Поделюсь своими мыслями, а заодно и видами бурятской столицы.
Национальная идентичность бурятского народа сложна, рассуждал я. Во-первых, ее определяет панмонголизм. Буряты являются неотъемлемой частью монгольского мира, считают себя причастными к великой истории великих предков. Восстановление общемонгольского единства — эта идея прочно завладела многочисленными умами бурятских либералов. Они считают, что только через осознание себя частью монгольского мира буряты могут сохраниться как этнос. Но… Историческое разъединение монгольских народов пустило глубокие корни. В самой Монголии очень сильна идея отрицания монголов не из Монголии, которое проявляется в выражениях «русские монголы» или «китайские монголы». Да и в самой Бурятии далеко не все склонны считать себя монголами. Однако, несмотря на это, веру в единое происхождение и общую культуру монгольского мира будем считать первым признаком идентичности бурятского народа.
Отвлечемся от полученного результата размышлений, ибо в этот момент мы проходим под известной в городе аркой.
Когда-то она была деревянной, ее построили в 1891 году по случаю прибытия в Верхнеудинск (для тех, кто не знает, так назывался Улан-Удэ изначально) будущего императора Николая II. Та арка была разрушена в советское время, а в нынешнем виде была восстановлена совсем недавно, в 2006 году.
Продолжим размышления. Второй значимый признак бурятской идентичности — нахождение этнической Бурятии в составе Российской Федерации. Российская идентичность. Бурятия субъект Российской Федерации. Позади уже 350 лет глубокого приобщения к русскому языку и русской культуре. В бурятской националистической мысли присутствует негативное отношение ко всему российскому /советскому. Вспоминаются политические репрессии, лишение исконного названия республики (Бурят-Монголия), территориальный раздел Бурят-Монголии в 1937 году на 5 частей, постепенная языковая и культурная ассимиляция. Но прагматически настроенные буряты (а таких подавляющее большинство) понимают, что у единого монгольского мира нет никаких шансов, следовательно, необходимо включиться в общероссийские процессы интеграции. Таким образом, российская идентичность бурятского народа, берет верх над общемонгольской. Говоря об этом, стоить вспомнить о противоречивости результата единения с русским миром. Все буряты говорят на русском языке не хуже самих русских, но забывают при этом родной язык. А, как известно, нет языка, нет народа. И пока бурятский язык не перешел в список мертвых языков, необходимо активизировать деятельность по его возрождению.
На этом этапе размышлений мы оказались около театра оперы и балета. Предлагаю отдохнуть здесь около музыкального фонтана, который, к тому же подсвечивается с наступлением темноты.
Совсем рядом, кстати, главная площадь Бурятии — площадь Советов, на которой расположились места обитания законодательной и исполнительной региональной власти.
И так называемый, нулевой километр.
Это самый центр города. Есть там еще одна удивительная достопримечательность, но об этом чуть позже, интрига.
Сначала обсудим еще одно отличие бурятского народа. Это бурятская этническая идентичность. Я имею в виду, бурятскую традиционную культуру, основанную на принципах родового общества, значимость исконной бурятской земли, ее историю и религию. Все это чрезвычайно важно для консолидации бурятского народа.
А вокруг, кстати, очень интересные виды. Исторический район города, в котором сохранились одно- и двухэтажные деревянные постройки.
Очень оригинально. Некоторые, правда, требуют ухода, но, деревянное зодчество придает особый колорит бурятской столице.
Не стоит забывать и о буддийской идентичности, продолжаю размышлять я. Потому что консолидирующая роль буддизма очень высока. Не менее 70% бурят считают себя буддистами и еще 18% шаманистами. В этнической Бурятии сложился религиозный комплекс, в основе которого лежит бытовая религиозная обрядность буддийско-шаманского толка. Она имеет форму поклонения божествам и духам. Все наиболее популярные в Бурятии обряды, такие как, культ почитания родовых мест и поклонение местным божествам имеют шаманско-буддийский характер. Суть этих культов одинаков, но исполняются они либо в буддийской, либо в шаманской традиции. Вот такие были мои размышления.
Итак, пришло время ответить на главный вопрос. Буряты это монголы? Мой ответ дилетанта — нет. Да, конечно буряты этнически близки к монголам, являются неотъемлемой частью монгольского мира, но в силу вышеуказанных причин это отдельный самостоятельный этнос.
Об огромной голове вождя мирового пролетариата
Пришло время раскрыть тайну о самой узнаваемой достопримечательности Улан-Удэ. В самом центре города, на площади Советов стоит памятник Ленину. И, что такого, скажете вы, трудно найти населенный пункт на постсоветском пространстве, где бы он ни стоял. Это да, но не все так просто. В Улан-Удэ представлен не весь организм Ильича. По воле архитекторов Зильбермана и Душкина, от великого тела в 1971 году была отсечена голова, увеличена до семиметрового размера, отлита в бронзе и, именно в таком виде, установлена на главной площади Бурятии.
С тех пор, это творение мировая достопримечательность, туристы едут со всего мира. Даже, не менее великий, северокорейский вождь Ким Чен Ир приезжал сюда в 2011 году, очевидно, заранее обдумывая варианты собственного увековечения.
Жители бурятской столицы любят своего Ильича, назначают там свидания, на зиму сшили голове шапку-ушанку (зимы то холодные, сибирские) и вообще любовного называют своего кумира чупа-чупсом.
О православном Улан-Удэ
Как известно, Республика Бурятия — центр российского буддизма. Это одна из основных причин, в результате которой, я оказался в этом краю. Об этом я обязательно расскажу, но не сейчас. Сейчас немного о православных культовых учреждениях города. Город то этот основан русскими землепроходцами, православным людом, в далеком 1666 году.
Вот Иннокентьевская часовенка, которая расположена в Александровском саду (не только в Москве есть такой).
Это там где центральная пешеходная улица (назову ее «Арбат») выходит на площадь Революции 1905 года, рядом с гостиным двором (не только в Санкт-Петербурге есть такой).
Пройдем немного дальше и увидим Улан-Удэнский Одигитриевский собор.
Когда-то это была одноэтажная деревянная церковь, возведенная на кладбищенском погосте. Но это было давно, в 1700 -м году. Позже, в 1770-м году был построен каменный собор в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии, который стал главным православным храмом Верхнеудинского уезда. В советское время в этом здании были организованы курсы стройкадров, позже антирелигиозный музей,… но, впрочем, как и везде. В постсоветское время, в 90-х произошла передача собора Церкви, все вернулось «на круги своя».
Ну что, мой первый день в городе подошел к концу. Меня ждет «Бурятия», это гостиница, в которой я остановился.
Кстати, рекомендую. Расположена гостиница в самом центре города, рядом с площадью Советов. При этом, это самое высокое здание в городе, видна издалека, заблудится невозможно.
Завтра меня ждет Чудо! Я абсолютно серьезно! Иволгинский дацан, нетленное тело ламы… Но, это другая история!
начало следующий рассказ
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия