Гент — необычный бельгийский город, который удивляет своей энергетикой, смешением средневековой архитектуры и старинных традиций с неуемными желаниями не потеряться в современном мире, жить ритмами и идеями устремлёнными в будущее!
Гент в прошлом столица Фландрии, а может, в недалеком будущем, и всей Бельгии!
5
Да, что говорить, из Гента в Moscou уже давно ходит трамвай! Считай, уже наш пригород!
4
Гент — это вам не сонная старушка Брюгге и не вечно писающий мальчик Брюссель! Гент энергичен несмотря на преклонный возраст. Гент молод душой!
11
3
3
3
7
7
Немного небрежен, но тактичен и воспитан! Он плюет на весь остальной мир с высоты своей колокольни.
12
8
8
Гент, первым на фламандской земле провозгласил себя коммуной еще в XII столетии. Тогда каждый дом гентцев превратился в крепость, а каждый житель получил право быть вооруженным.
Гентцы лучше всех вялят и коптят свиные окорока! А местный ликер настолько густой, что его принято есть ложкой!
Для пива гентцы придумали сосуды на деревянной подставке, чтобы пить любимый напиток даже в карете, не проливая ни капли драгоценного напитка!
Это изобретение принадлежит местному трактирщику Паувелу Кваку жившему в 13 веке. Мимо его таверны проезжало множество путешественников, которые жаловались, что некогда даже пропустить кружечку пива. Для их удобства предприимчивый трактирщик и изобрёл такой хитрый бокал.
Мы, в этой поездке, не собирались посещать Гент, но волею случая этот город оказался на нашем пути из Франции в Голландию и было принято решение остановиться здесь на ночлег.
Нам даже удалось снять номер в небольшой гостинице, расположенной в самом центре города. Был обещан балкон и вид на старый город. Найти отель оказалось очень непросто, так как на узкой улочке он оказался плотно зажат среди вереницы невысоких и небольших старинных домов. Я просто чудом разглядел маленькую табличку на окне с нужной информацией. Улица была пуста, а входная дверь закрыта, и на звонки никто не отвечал, хотя был уже полдень.
2
Позвонили по телефону и вот появился высокий худой парень, совершенно заспанный, в помятой белой рубахе навыпуск и в тёплых домашних тапках. Нисколько не смутившись своего небрежного вида, он приветливо улыбался, выходя нам навстречу, и встретил нас, словно, своих старых друзей!
Парень оказался приятным в общении, веселым и хорошим служащим: спросив во сколько мы будем завтракать, на следующий день он был безупречен и приготовил нам прекрасный завтрак!
Правда, когда мы уезжали, я увидел, что уже снова дрыхнет.
Ступив на старую мостовую, сразу попадаешь в атмосферу средневекового города, где в тисках каменных стен со следами ушедшей эпохи плавно возникает ощущение искривления пространства и времени.
2
5
Тени, словно, живые прыгают по серым стенам замка Жерара Дьявола, у которого было пять жён, и чтобы жениться на следующей, он убивал предыдущую. И, соответственно, прозвище «Дьявол» возникло по данной причине.
4
Пустынно и тихо. Шаги звучат гулко и громко. Как-то даже торжественно.
7
3
Кстати, я видел, как в Генте владельцы лавочек, баров и гостиниц ещё моют брусчатку возле своих заведений с мылом! Несмотря на это не скажу, что в городе слишком чисто. Как в доме у молодого холостяка — уборку делать некогда, пыль смахнул для вида перед приходом гостей и ладно.
Свернув за угол, неожиданно выходим на площадь Фрайдахмаркт. В переводе название этой площади означает «Пятничный рынок». Это не совсем так, торговля птицами, рыбками и прочей мелкой живностью проходит на площади с пятницы по воскресенье.
3
Когда-то на площади Фрайдахмаркт кипели страсти общественной и политической жизни. На Пятничной площади праздновали, казнили и провожали на войну. Здесь организовали, так называемые, «Радостные приемы» — своего рода инаугурации графов, во время которых они клялись соблюдать местные законы и следить за их исполнением. Именно здесь Гент провозгласили столицей Фландрии.
Гент всегда был городом очень гордых людей, с чувством собственного достоинства, бунтовавших против малейшей несправедливости и слишком дорого плативших за это. Однажды на Пятничной площади император Священной Римской Империи Карл V расправился с Гентом за отказ в очередной раз оплатить войну против короля Франции. Этому предшествовали серьёзные волнения горожан, и Карл V решил сурово наказать строптивый город.
Разъяренный король, не посмотрев на то, что Гент является его родиной, распорядился разрушить городские укрепления, отменил все полагавшиеся городу привилегии, и заставил представителей городской знати прийти к нему с петлями на шеях, босыми и облаченными в балахоны смертников, идущих на казнь — чтобы те вымолили у него прощение. Вот с тех пор за жителями Гента и закрепилось прозвище, которое переводится как «носители петель от виселицы».
В центре — памятник фламандскому политическому лидеру Якобу Ван Артевельде, жившему в XIV веке.
1
4
На самом деле мужик был не прост — однажды возглавил восстание недовольных против политики Франции во Фландрии и стал правителем Гента, пока в войне 1340 года открыто не встал на сторону Англии и не был растерзан толпой патриотически настроенных народных масс.
Вокруг Фрайдахмаркт расположились красивые дома гильдий. Привлекает надпись на одном из домов про социализм. Наверно, хорошая.
3
3
Красива площадь Фрайдахмаркт, но стоит перейти речку Шельду, и мы попадём на главную площадь Гента — площадь Святого Бовона. Гент начался с двух аббатств. Первое — святого Бавона, сначала оно располагалось у самого слияния двух рек и второе — святого Петра, в нескольких милях южнее. Они появились около 630 года. Поселения разрастались вокруг монастырей. А с 1000 по 1550 год Гент стал вторым по величине городом в Европе. Первым был только Париж. О, Париж!
5
В центре площади перед театром установлен памятник Яну-Франсу Виллемсу — выдающемуся филологу, историку и патриоту Фландрии первой половины 19-го века. Он боролся за самостоятельность и распространение фламандского языка.
7
Сам Виллемс представлен на памятнике барельефом, а фигурная композиция является аллегорией: молодая женщина представляет спящую Фландрию, а молодой человек — символ фламандского движения, «отцом» которого величали Виллемса, — поднимает накидку, пробуждая свою Родину ото сна.
3
На площади возвышается кафедральный собор Св. Бавона.
4
Храм был заложен ещё в 942 году как собор св. Иоанна аббатства св. Бавона. Внутри находятся 4 функционирующих органа. У самого большого более 5 тысяч трубок. Играют на нем обычно по воскресеньям. Но главное сокровище собора — алтарь «Поклонение Искупителю» , так называемый Гентский алтарь, работа художников братьев Хуберта и Яна ван Эйк, освященный 6 мая 1432 года.
Позволю себе небольшое отступление, так как это интересная информация:
У Гентского алтаря есть своя драматическая биография. В XVI веке его прятали от изуверского фанатизма иконоборцев. Две крайние створки с изображениями Адама и Евы были сняты в 1781 году по приказу императора Иосифа II, которого смутила обнаженность фигур. Они были заменены копиями художника XVI века Михиля Кокси, одевшего прародителей в кожаные передники. Часть алтаря была увезена во Францию во время наполеоновского захвата Бельгии, но потом возвращена и хранилась в Брюссельском музее. Вторая пара створок с изображением ангелов и обе пары створок нижнего ряда были проданы в 1816 году торговцу картинами и в 1821 году попали в Берлинский музей. Их место также заняли копии Кокси. После разгрома Германии в первой мировой войне и вследствие Версальского договора створки были возвращены из Берлина и алтарь был полностью восстановлен в своем первоначальном виде. В 1934 году произошло чудовищное событие — была украдена створка «Праведные судьи», которая так и не была найдена. До сих пор ее место занимает копия. Во время второй мировой войны алтарь был вывезен немецкими оккупационными властями и впоследствии обнаружен в соляных копях в Австрии.
Вход в собор бесплатный, а за то, чтобы посмотреть на «Поклонение Искупителю», надо заплатить 2,50 евро.
Площадь святого Бавона образовалась в XIX веке. Тогда же был построен Королевский фламандский театр.
8
На его фасаде мозаика с изображением Аполлона и муз. А четыре скульптуры символизируют четыре гентских театральных объединения. Члены этих обществ сочиняли пьесы и поэмы на родном фламандском языке.
4
Над порталом парит богиня Гармония.
3
Через площадь от собора расположены старинная Башня Беффруа, с высоким флюгером в виде золоченого дракона и Палата суконщиков, вместе создающие гармоничный архитектурный ансамбль.
6
Палата суконщиков строилась с 1425 по 1445 годы. В этом готическом сооружении ткачи выставляли свой товар для проверки и продажи. Пристройка с 1741 года использовалась в качестве тюрьмы. В начале XVII века в Генте появилась королевская рыцарская гильдия святого Михаила. Гильдия существует и поныне.
Башня Беффруа (1314–1338) — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота башни — 83 м, поэтому она видна почти отовсюду. Чтобы подняться на башню и осмотреть красоты города с птичьего полета, нужно осилить 366 ступенек вверх.
3
Это не простая колокольня, это особый тип средневекового здания, называемый беффруа. Как в любом другом городе, беффруа в Генте служила дозорной вышкой и оповещала жителей о пожаре. Он также оповещал о времени подъема и отбоя, времени начала работы. Чтобы бой громкого часового колокола не звучал слишком неожиданно, его предвещал более тихий перезвон маленьких колоколов.
С 1380 году на ней был уже часовой колокол — колокол Роналда. Надпись на нем говорила: «Слышен громкий удар — значит вспыхнул пожар. Я в набат начинаю бить — во Фландрии буре быть». Этот колокол самый звучный из пятидесяти двух колоколов, что составляют карильон гентской башни Беффруа. В нижнем этаже башни можно осмотреть коллекцию старых колоколов.
2
И сегодня колокольня на башне продолжает радовать своим музыкальным перезвоном. Основная часть помещений внутри башни превращена в музей истории беффруа, где представлен ряд интересных экспонатов, связанных с колокольней.
Внизу нижнего этажа башни можно увидеть четыре статуи каменных стражников. До 1870 года они украшали углы колокольни — по одному стражнику от гильдий и одна статуя городского трубача.
2
Во втором зале можно увидеть два экспоната. Это макет шпиля башни, а также старинный флюгер — статую дракона. В 1979 году статую дракона сняли со шпиля, так как она начала разрушаться от коррозии. Именно этот дракон и стоит сегодня во втором зале.
2
А на башне сегодня возвышается новая статуя, выполненная из современных материалов: нержавеющей стали, соединенной медными пластинами. Устанавливали нового дракона при помощи вертолета.
5
На башню можно подняться с комфортом, на лифте, но наверху, на галерее, очень тесно и впереди стоящего человека не обойти, так что приходится ждать на холодном ветру пока, например, группа китайцев не отфотографируется. Я попытался протиснуться, но сразу прищемил животом супружескую китайскую пару. Китаянка только пискнула, а мужчина рюкзаком смог отбиться. Но потом уже можно занять их место и самому нервировать отставших туристов, подолгу выцеливаясь фотоаппаратом. Ну, а как? Никто не обещал, что будет легко!
Внутрь башни можно попасть ежедневно (кроме 25, 26, 31 декабря и 1 января) с 10 до 20 часов.
Стоимость билета: 5 €.
3
Сегодня, особенно днём, кафе и бары на площади Святого Бавона забиты весёлыми бабушками, попивающими пивко. Они ярко одеты, подкрашены и только одинаковые прически седых волос «аля божий одуванчик» выдают их возраст. Улыбки, смех, поцелуйчики. Как и наши на скамейке, они бесцеремонно разглядывают и провожают вас взглядом, делая свои выводы, чтобы тут же посплетничать.
4
Дальше, рядом с Башней Беффруа, на площади Botermarkt располагается городская Ратуша.
3
Ратуша с архитектурной точки зрения интересна своими фасадами. Со стороны кафедрального собора — лёгкая, изящная готика. А если смотреть с другой стороны, то любуешься итальянскими ренессансными элементами.
4
5
Готическая часть ратуши недостроена и отличается от первоначального плана, построена только часть намеченного. Кроме того, из планируемых 56 статуй в нишах были установлены только 17, да и то лишь в 1900 году!
Выходим из храма на Зерновой рынок (Korenmarkt) — это ещё одна площадь Гента.
— Смотрите, девочки, герб Карла V и его девиз PLUS OVLTRE («Только вперёд») — я обратил внимание своих спутниц на здание брабантской готики с танцующими шутами на шпиле.
2
У этого дома особенная история: он принадлежал ордену Вольных Каменщиков и датируется 16-м веком, находится через улицу напротив церкви святого Николая. На шпилях, поднимающихся с каскадных этажей, крутятся на ветру шесть фигур танцоров. Сегодня здание принадлежит провинции Восточная Фландрия, и в нём располагается офис по туризму. Тоже, своего рода, масоны.
3
На другой стороне улицы от Дома каменщиков, рядом с башней Беффруа, небольшой сквер, в котором находится довольно интересный мемориальный памятник, посвященный памяти молодого барона Эмиля Брауна, который умер в возрасте 26 лет.
3
Он представляет собой композицию из пяти скорбящих фигур, которые окружают гранитный колодец. В своё время барон был бургомистром Гента. Достоверных сведений о том, что барон сделал для города необыкновенно важного в столь молодом возрасте, не имеется. Однако, судя по всему, горожане искренне скорбили о его смерти. Бургомистр пользовался такой любовью горожан, что даже заслужил себе прозвище Miele Zoetekoeke (Эмиль-сладкая печенька). Может быть поэтому и скорбящие голые мальчики на памятнике не случайно.
В двух шагах от сквера старинная церковь Святого Николая. Она посвящена Николаю Чудотворцу и является архитектурным шедевром в стиле шельдской готики. Ранее на этом месте находилась романская часовня, датированная 1100 годом.
Я позволю себе показать фото этого шедевра Шельдской готики, обработанное в моем стиле позднего авангардизма.
8
Церковь принадлежала мощным гентским торговцам, сделавшим бизнес на местном порту, ведь Св. Николай считается покровителем торговли.
«Высшая мудрость: стремление к небесному царствию чрез презрение к миру» — утверждал Фома Кемпийский.
Это выражение было своего рода предупреждением для богатых горожан, чтобы они не использовали гнусные уловки в поисках пути в рай. Именно в этом направлении указывает церковь св. Николая, первая приходская церковь в Бельгии.
У этого храма была нелегкая судьба. Его не минули Иконоборцы в 1566 году. Эта группа протестантов уничтожила все готические украшения церкви, поскольку отрицала поклонение статуям и картинам.
Во время Французской революции, когда страна была захвачена французской революционной армией, церковь Св. Николая была превращена в конюшню для лошадей. Здание считали погибшим для истории и практически никто не помнил, как оно выглядело изначально. Собственно, реконструкция по крупицам продолжается и до наших дней.
Вход в храм свободный и бесплатный.
Башня Беффруа, башни соборов Святого Николая и Святого Баво являются тремя главными башнями Гента. Утверждают, что в старину, во время праздников, между ними натягивали канаты, по которым ходили канатоходцы.
Ну сегодня мы уже этого не увидим и по мосту св. Михаила выходим на набережные Граслей и Коренлей, которыми так гордятся жители Гента.
6
С моста святого Михаила на набережные ведут две лестницы вниз — на бывшую Травяную и Хлебную, теперь это Граслей и Коренлей, между которыми протекает река Лис, берущая начало где-то на севере Франции. Эти пристани в Средние века были сердцем зернового порта Гента, который имел право на четвертую часть всего зерна, идущего в суднах по Лис. Хлеб продавался пекарям и пивоварам Гента, а только потом всем проживающим в черте города.
7
На набережных шумно. Народ отдыхает на открытых террасах кафе и баров или прямо на парапете — едят и пьют пиво.
2
3
Есть простой способ, чтобы не путать набережные — где офисы, другие административные здания всяких гильдий и зернохранилища, то Граслей, а где больше цветов — Коренлей.
6
На Коренлей еще выделяется бело-розовый барочный Дом гильдии несвободных лодочников, увенчанный статуэткой позолоченной каравеллы. Его построили в 1739 году как «противовес» Дому свободных лодочников на Граслей.
4
4
5
Одна из основных достопримечательностей Гента — замок графов Фландрских, или по-другому, замок Гравенстеен, построенный в XII веке.
7
Любой, глядя на эти неприступные стены, легко может представить себя рыцарем на белом коне, увидеть множество синих и белых плюмажей, разноцветных рыцарских вымпелов, рукавов, подаренных в знак любви и услышать песни трубадуров, этих ликующих бардов средневековья…
В качестве графского места жительства замок использовался сравнительно недолго — XVII по XIX век здесь была тюрьма, а сейчас Музей правосудия и старинного оружия. Всего за 8 EUR можно насладиться древними инструментами пыток, не уступающими по эффективности современному «детектору лжи».
3
Напротив замка Гравенстеен площадь св. Ваверлея (не всех святых я знаю!) на которой вплоть до XVIII века проводились публичные казни.
4
На этой площади стоит обратить внимание на сохранившиеся ворота Рыбного рынка.
5
В конце XIX века, после реконструкции, на воротах появились фигуры — символы двух рек, Шельды (Геркулес) и Лис (Венера). Ну, а Нептун был уже наверно, куда без него!
5
Ужасно вкусные ароматы из кухонь местных ресторанчиков витают над площадью св. Ваверлея, даже слюньки потекли! Пожалуй пора ужинать…
Вечером было удивительно звездное небо. Отдыхая за кружкой пива на открытой террасе ресторана, мы любовались звездами и светящимися огоньками летящих по своим делам авиалайнеров!
5
«Никому не удастся похоронить Уленшпигеля, дух нашей Фландрии, и Неле, сердце ее! Фландрия тоже может уснуть, но умереть она никогда не умрёт!»,
утвердительно восклицал герой самой известной книги Шарля де Костера и мы — посетив Брюгге, Брюссель и теперь уже Гент — были с ним абсолютно согласны!