Перед посещением Толедо остался ещё один день, который мы решили провести изучением западной Ла-Манчи. Возможно, это не самые привлекательные места в регионе, несколько скучноватые, равнинные, без развитой туристической инфраструктуры, но для полноты восприятия провинции Толедо полезно посетить и этот провинциальный уголок. И здесь самый настоящий заповедник для любителей истории.
Всего 30 км к югу от Толедо лежит городок Оргас. Этот городок населяли в эпоху средневековья месарабы, их города, если бы не готические замки в центре, вполне можно было бы принять за арабские поселения. С первой минуты пребывания в городке вновь возникает чувство полного погружения в средневековье, когда только машины на улицах и электрические провода подсказывают, в каком времени всё же мы находимся.
Белые дома, галькой мощеные улицы, оливковые деревья во дворах, могучая церковь на Пласа-майор, видевший много войн замок и двухтысячелетняя история — это Оргас.
На информационной доске в мэрии я прочёл, что в городке 715 зданий, 3 813 жителей (по состоянию на конец июня 2015 года), гражданская школа и церковная школа для девочек Ордена кларисок, районный суд первой инстанции, коронер, небольшая база Национальной гвардии, два доктора и два ветеринара, один пастор, аптека, почта.
Первое упоминание о населённом пункте на этом месте историки нашли в древнеримских источниках, где говорилось о латинизации пространства вокруг города Толетум, то есть Толедо.
Оргас в римские времена назывался «Villae». Где-то в окрестностях города, судя по информации, сохранился и участок древнеримской дороги. В четвёртом веке в этой провинции умирающей Римской империи поселились пришлые германские племена вестготов, принеся с собой впервые христианство как государственную религию, которую варвары приняли незадолго до походов на территорию Испании. В 711 году в окрестностях городка впервые появились арабы. И с тех пор в течении нескольких столетий территория вокруг Толедо — непрерывная арена борьбы между арабами, берберами, маврами и христианами. Где-то в течение арабского господства впервые упоминается название города — Агаз, уже несколько близкое к современному. Основной облик города сформировался ещё при мусульманах — кривые узкие улочки, беспорядочно разбегающиеся в разные стороны с белыми глиняными домами, низкие аркады под домами вокруг торговой площади.
Практически вместе с завоеванием христианами Толедо, и Оргас вошёл в христианскую часть Ла-Манчи. Но длительное мусульманское владычество привело к тому, что и в Оргасе ещё долго жили в основном мосарабы, то есть христиане, которые переняли восточную атрибутику, жизненный колорит, владели арабским языком. Для контроля над таким населением в городке построили несколько домов для небольшой базы рыцарей ордена Калатравы, среди которых и выдвинулся Фернандо-Хуан де Алфарелла, первый граф Оргас. В 1388-м году Оргасу присуждают титул города и он выходит из-под юрисдикции Толедо. В конце 15-го века в городе временно жил король Фердинанд, здесь же было им принято решении о начале войны против Гранады, фактически о завершающем этапе Реконкисты.
Средневековый замок графов Оргас был построен в четырнадцатом веке по приказу Дона Переса Гусман, графа Оргас, на основе пришедшего в плохое состояние замка 12-го века, изображений которого не сохранилось. Замок очень прост — прямоугольное сооружение с невысокими возвышениями по углам и 20-ти метровой главной башней, вписанной в стены замка
Башня являлась последним рубежом обороны, все 3 этажа были отделены от остальной территории, в этой же башне и были жилые помещения. Прямо скажем, очень скромное, типичное ранне-феодальное жильё. И немудрено, что уже в эпоху ренессанса хозяева замка переехали в более просторный дворец, уже в Толедо. Полукруглая башня совместно с оборонительной функцией выполняла и роль внешней стены апсиды небольшой часовни.
Пласа Майор когда-то была полностью по периметру застроена средневековыми домами с аркадами, характерными для Ла-Манчи. В семнадцатом и восемнадцатом веках многие дома были снесены, но по оставшимся можно представить, как площадь выглядела в 12-м веке.
Современная главная церковь города построена на месте ранее существовавшего храма, который разрушился в конце 16-го века. В 1738 году последняя оставшаяся башня была снесена, и в 1738 приступили к строительству нового храма по проекту Альберто Чурригера.
Строительство прерывалось несколько раз по экономическим проблемам, но церковь всё равно достроили, и в 1763 году состоялось её открытие.
Внутри несколько прекрасно сохранившихся алтарей и предметов живописи
Одно из старых средневековых сохранившихся зданий — госпиталь Сан-Лоренцо. Неказистое и страшненькое, единственная его ценность — в возрасте. И опять удивляюсь, как умеют хранить память о самых древних событиях — из таблички перед домом понятно, что даже известны имена братьев-монахов, Алонсо и Лоренцо, которые открыли первую больницу для народа в этом городке.
Часовня Богоматери датируется концом шестнадцатого века, построена уже в стиле барокко.
Внутри можно увидеть небольшой алтарь 17-го века.
Дом под названием Каса-де-ел-Винкуло носит титул самого старого дома в Оргасе. Точная дата постройки неизвестна, но исторически доказано, что в этом доме ещё в 1230 году Фердинанд III и его мать приняли известие о смерти короля Леона Альфонсо IX и совещались с дворянами.
Один из более поздних владельцев — Франциско Кальдерон-де-ла-Барка, который был ректором университета Алкала и епископом Саламанки.
В конце улицы видны ворота под названием Арка Сан-Хосе. Это одни из двух сохранившихся ворот города на дороге из Толедо в Андалузию.
Недалеко от Оргаса находится городок Гуадамур. Здесь жили всегда «истинные» христиане, не мосарабы, и как сразу отличаются улицы. Уже не белые, а кирпично-красные ровные, а не кривые улицы расходятся от центральной площади.
На площади, по традиции, здание мэрии
И приходская церковь Марии—Магдалены.
Сразу обращаешь внимание, что в этом городке повсюду развешаны вот такие предметы, которые — копии короны вестготского короля 6-го века, которую нашли археологи в этом городке. Нашли довольно случайно, когда смытая сильными ливнями земля на склоне холма обнажила древние захоронения. Клад короля Ресесвинто, естественно, музеи Мадрида разобрали между собой, и скромному Гуадамуру осталось только копиями на домах напоминать, что всё же нашли клад здесь.
В интернете нашёл фото и самой короны.
Замок Гуадамур, несомненно, самый выделяющийся объект в городе. Первый граф Фуэнсалида в 1468 году получил от короля разрешение построить замок в городе. Замок строился на месте старой арабской крепости. Строение получилось настолько великолепным, что сам король приехал на новоселье, и впоследствии на протяжении всей долгой истории замка не раз почтили его своим присутствием члены испанской королевской семьи. Замок и сейчас в частных руках.
Квадратный замок окружен крепостными стенами в три яруса, на углах которых находятся круглые башни. Когда существовал ров, присутствовал и подьёмный мост, но эти элементы уже давно не существуют. Стройные башни второго яруса украшены затейливыми зубцами.
Недалеко от замка — местная святыня, храм Богоматери Рождества. Церковь 13-го века в стиле мудехар не раз реставрировалась, но в общих чертах сохранила свой первоначальный вид.
На самый запад провинции Толедо мы едем ради одного уникального обьекта. Возможно, он интересен только любителям истории, к которым я отношу и себя, иные в нём не найдут ни красоты, ни иных черт, ради которых стоит проделать путь в 70 км. Недалеко от городка Сан — Мартин-де-Монтальбан стоит вестготская Церковь Святой Марии Мелькийской 7-го века. Это уникальное сооружение, в Испании нет более так хорошо сохранившейся церкви вестготского периода. Посетив её, можно представить, как выглядели христианские церкви в период, когда античность канула в лету, а средневековье по существу только рождалось.
Религиозные строения того времени были возможно в чём-то наивны, но не надо забывать, что ещё пройдут долгие десятилетия до рождения первых средневековых архитектурных стилей. Внутри не существовало каких-либо просторных помещений, высоких апсид, колоннад. Внутри не найдём ни росписей, ни лепнины, ни иных украшений. Внутреннее помещение в виде креста, верх которого ориентирован строго на восток. В длину примерно 15 — 17 метров, в ширину и того меньше.
Техника строительства является прямым наследием архитектуры поздних римлян. Огромные гранитные блоки, арка, 1/3 часть от полного круга, в форме подковы… больше похоже на римские мавзолеи, например на мавзолей Галлы Плацидии в итальянской Равенне.
Во главе креста находится единственное окно церкви. Как выглядела алтарная часть, никто из историков не имеет полного представления, но по отрывочным позднеримским сведениям считается, стоял только стол со скатертью, на котором были пара ритуальных предметов, включая распятие на ножке, подвешивать распятие высоко к стене ещё не было принято.
Боковые стороны креста ещё короче, для чего служили, непонятно, делать отдельные часовни ещё не было принято.
…. Усталые добрались до нашего отеля на окраине Толедо. Надо сказать, что отель превзошёл все наши ожидания. Мало того, что службы в этом четырёхзвёздочном отеле были сами по себе на высоком уровне, комнаты были с террасой с видом на историческую часть Толедо.
Перед нами открылась прекрасная панорама.
Туда мы пойдём завтра, а пока, открыв бутылочку прекрасного испанского вина, мы допоздна любовались Толедо, пока не наступили сумерки….