Никогда, наверное, не довелось бы нам побывать в небольшом латвийском городе Лиепае, если бы не друг моей бурной студенческой молодости, с которым нашлись мы через, страшно сказать, сколько лет благодаря пресловутым социальным сетям. Бывает же так — столько лет прошло, а встретились и как будто и не расставались, хотя и жили последние 24 года в разных странах. В общем, уезжали мы, как говорил наш незабвенный, «с чувством глубокого удовлетворения» от встречи, бесконечных разговоров и воспоминаний, и конечно, от всего увиденного нами и с большой любовью рассказанного нашими друзьями.
Итак, о Лиепае, или как называли его прежде -Либаве, городе, в котором рождается ветер. Именно так называется песня композитора Иманта Калныньша, которая долгое время была неофициальным гимном города. Неофициальным, якобы, из-за своего бунтарского духа. Ничего бунтарского в переводе моих друзей мы не услышали. А по приезде домой я нашел печатный перевод текста, который и привожу ниже рядом с соответствующими фотографиями. В конце 1999 года песня стала гимном официальным и 1 января после наступления Нового года была исполнена на центральной площади города — Площади Роз.
Позже на проспекте Курмаяс были установлены симпатичные бронзовые скульптуры посвященные героям песни. Это и лодочник, мастерящий лодку, и ворона, и телефонист на столбе… И сопровождается это бронзовыми строками песни. Прикольно.
1
В городе, где рождается ветер,
Ворона сидит на ветке,
Ветер рвёт крышу, но всё не сорвёт…
В городе, где рождается ветер.
1
В городе, где рождается ветер,
Лодочник вытачивает доску для лодки
Гробовщик — крышку для гроба
В городе, где рождается ветер.
2
В городе, где рождается ветер,
Янтарные латыши сидят по кабачкам
И иногда бьют посуду
В городе, где рождается ветер.
4
В городе, где рождается ветер,
Телефонисты сидят на столбах
И хорошо, что ветер их не срывает
В городе, где рождается ветер.
1
В городе, где рождается ветер,
Пригнулся к земле человеческий лес
Но корни ветер не вырвет
В городе, где рождается ветер.
Создатели всех скульптурной группы «Город, в котором рождается ветер» скульпторы Гирт и Гайтис Бурвисы и Карлис Иле победили в открытом конкурсе. Финансировал проект Евросоюз. Горожанам в лице наших друзей и туристам в нашем лице проект пришелся по вкусу. В отличии от другого, недавно появившегося памятника «новой» латышке.
1
«Новая» латышка
Евросоюз, однако, не только финансирует ремонт дорог, строительство университетских зданий, реконструкцию и создание памятников, но и распределяет квоты по приему беженцев из Сирии, Ирака, Северной Африки, наводнивших Европу и в первую очередь Италию и Грецию. По квоте Евросоюза Латвия должна в скором времени принять 737 беженцев. Ну, вот и памятник «новой латышке» уже готов. Граждане, мягко говоря, восторга ни от установки памятника, ни тем более от предстоящего соседства не выражают. Официально Латвия тоже возражает. Против обязательных квот для принятия беженцев включая Латвию выступили десять из 28 стран ЕС — Франция, Великобритания, Испания, Чехия, Эстония, Литва, Венгрия, Польша и Словакия. Конечно, есть и такие политики в Латвии, которые заявляют, что готовы принять и больше, а вернее не принять, а обменять африканцев (вот они-то тут же заговорят на латышском!) на «всех русских колонистов и шовинистов». Но это обычная брехня крайних политиков и воспринимать ее надо именно так.
Проспект Курмаяс приводит в морю — бескрайнему, красивому и, несмотря на август, холодному.
2
Памятник рыбакам и морякам, погибшим в море
На побережье установлен памятник морякам и рыбакам, не вернувшимся с моря. Женская фигура на высоком постаменте вглядывается вперед, в море в надежде увидеть корабль, на котором ушел в море ее любимый… Грустный памятник.
Путеводители гласят, что море в Лиепае прогревается только к августу — не прогрелось. Хотя отдельные купающиеся все же просматривались. Но очень отдельные!
Лиепайский пляж
3
«Пальмы» из тростника
Лиепайский пляж — это тоже отдельная песня! Протянулся он километров на восемь, а ширина 80 -100 метров. И где же столько народу взять, чтобы заполнить этот пляжище?!!! Песочек беленький и мелкий-мелкий! Чтобы окунуться, идти надо до-о-олго, кажется, что до самой Швеции. Но хотя виза шенгенская есть, как-то не решились — ноги стынут. А решились присесть в прибрежном кафе и полюбоваться Балтийским морем. Это действительно открытое море, а не залив, как в Юрмале.
Итак, и пиво наше густое, вкусное и холодное, и солнышко блестит ласково, и волна не бьет, а так, щекочет, и даже чайки орут как-то интеллигентно, не противно, и море не шумит, а шепчет… Жить хочется!!! Я такое же чувство испытываю, когда лежу по горло в воде в бассейне на нашей подмосковной даче, когда уже стемнело, и долго-долго смотрю на млечный путь и мерцающие звезды… Попробуйте — незабываемые впечатления!
А какие закаты на Балтийском море!
6
3
2
5
Лиепая — город велосипедистов. Было бы море теплым, нежились бы себе в чистой морской водице, а так для того, чтобы было легче совершить подвиг, т. е. заплыв в студеной балтийской воде, приходится разогреваться на велосипедах, благо дорожек в городе аж 40 километров. Понравились нам велосипедные парковки в виде нескольких велосипедов, напоминающих первый русский велосипед моего уральского земляка Ефима Артамонова, который «был бит батогами за то, что катался по городу Екатеринбургу на диковинном самокате, от чего лошади пужались, кидались на тротуары и увечья пешеходам чинили немалые».
2
Велопарковка
Велосипеды можно взять напрокат. Здесь даже есть специальные путеводители для велосипедистов, которые, как, впрочем, и путеводители для нормальных людей, можно бесплатно получить в Офисе по туризму, находящемся на уже упоминавшейся мной площади Роз.
Название свое площадь получила более ста лет назад. После переноса отсюда рынка на этом месте разбили огромную клумбу. Как и сто лет назад на ней цветут и благоухают исключительно одни розы — красиво! А на бордюрах клумбы укреплены гербы городов-побратимов Лиепаи. У каждого свое место — в направлении на этот город. Площадь на сто процентов соответствует своему названию, но всё-таки, как мне кажется, только летом.
1
Клумба на Плошади Роз
Напротив знаменитой «розовой» клумбы монументальное здание лиепайского университета — главный корпус.
Лиепайский университет
От площади Роз отходит пешеходная улица — Zivju iela, на которой находится Аллея славы латвийских музыкантов — на медных кубиках отлиты отпечатки ладоней латвийских музыкантов, и тех, кого уж нет, и ныне здравствующих.
1
Нашел очень много знакомых фамилий — Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, Ояр Гринбергс, Маргарита Вилцане, Виктор Лапченок, Имант Калниньш… Здесь же первое, но уже закрывшееся рок-кафе в Латвии.
Так как Лиепая считается музыкальной столицей Латвии, то здесь даже есть экскурсия с названием «Музыкальный город». При этом на мостовой по ходу движения обнаруживаем симпатичные нотки — идем правильно.
Так обозначается музыкальный туристический маршрут
А вот и музыкальное светящееся дерево, в горящих разным цветом ветках которого можно найти силуэты пяти музыкальных инструментов. Называют его «Деревом призраков». Это — памятник музыкантам знаменитой лиепайской рок-группы «Ливы». Их уже нет, но их имена выгравированы около корней этого металлического дерева. Вокруг дерева стоят скамейки в виде гитарных грифов. А присядем-ка мы на скамеечку и послушаем песни «Ливов», для чего просто нажмем соответствующую кнопочку. Правда, красивое решение памятника легендарной группе?
2
«Дерево призраков»
Стоит это дерево среди настоящих деревьев в знаменитом Приморском парке, которому уже больше ста лет. Здесь столько уникальных деревьев, что впору парк называть ботаническим садом.
1
«Лебединка»
Недалеко и концертная эстрада «Пут, вейини», что означает «Вей, ветерок», на которой проходил первый в Советском Союзе рок-фестиваль в 1968 году. "Пут, вейини"- это название старой свадебной песни ливов, которые жили на этих территориях еще до появления латышей, как нации. Есть и пьеса Райниса с таким же названием и фильм и много всякого другого. Короче, это уже бренд.
А вот еще один экземпляр на маршруте Музыкального города — огромная барабанная установка!
А еще Тадеуш затащил нас на выставку гладиолусов, на которой обнаруживаем несколько сортов, выведенных известными московскими селекционерами Громовыми, нашими соседями по подмосковной даче. Знакомимся с организатором выставки президентом Латвийского клуба друзей гладиолусов, селекционером Лаймонисом Закисом, работы которого также представлены на выставке. Замечательный человек, Громовых знает и с большим почтением о них отзывается. Фотографируемся на память и …. нам еще столько надо посмотреть.
1
Селекционер Лаймонис Закис
Променад. Буквально слово это означает «прогулка». В городах — это место для прогулок. С конца девятнадцатого века это слово стали использовать в смысле лёгкого ужина в кафе или в ресторане. А действительно, почему не совместить прогулку с легким ужином в красивом месте? Есть променад и в Лиепае, на берегу канала, с пришвартованными небольшими судами и яхтами, портом напротив.
На берегу канала у макета Променада
1
Малые рыболовецкие суда
Пятизвездочная гостиница «Променад»
Главная достопримечательность променада — огромные янтарные часы. Выполнены они по типу песочных, но вместо песка янтарь, который для часов собрали жители города. Ничто так не объединяет, как общее дело, а каждый горожанин гордится своим вкладом. Вот не знал я об этом, и лежат у меня дома несколько янтариков мертвым грузом…
2
Знаменитые янтарные часы
КАРОСТА
Есть в Лиепае целый район, который ранее был недоступен ни то, что для туристов, но и для жителей города. Район этот, в котором в советское время располагалась база Балтийского Флота, называется Кароста. Отделяет его от города канал, а соединяет интересный и уникальный с точки зрения инженерного решения разводной мост. Построил мост Оскар Калпак по проекту знаменитого француза Александра Густава Эйфеля. Да-да! Того самого, чья башня уже 125 лет является визитной карточкой Парижа. В Париже Эйфелева башня, а в Лиепае — Эйфелев мост! Интересно, правда? Но интересно не только это. Дело в том, что разводится мост не подъёмными механизмами, как в Питере, а поворотными.
Поворотный механизм
Две разводящиеся фермы моста установлены на огромных поворотных тумбах. Если корабль небольшой, то оператор поворачивает одну ферму, если большой — то обе, которые отходят в противоположные стороны.
1
Разводной мост
За мостом много интересного. Бывшую тюрьму Каросты, а на самом деле гауптвахту для отбывания краткого наказания офицеров и матросов ВМФ Советского Союза, а потом и Морских сил Латвии, сейчас используют в туристических целях. Туристы могут не только осмотреть тюрьму, но и даже переночевать в камере и отведать тюремной баланды. Романтика сомнительна и мы решили провести время с большей пользой.
Например, подъехали к Свято-Никольскому православному морскому собору.
4
Свято-Никольский морской собор
Поражает своими размерами. Российский император Николай II в. 1901 году лично участвовал в закладке храма. Перед выходом в море экипажей боевых кораблей в соборе проводились молебны, после возвращения — тоже. Здесь же отпевали погибших в море. С началом Первой мировой иконы и колокола увезли в Россию. А дальше был здесь и лютеранский приход в краткий период независимости Латвии, и спортзал и кинотеатр в советское время. Вновь правосланым храмом собор стал в 1991 году. Реставрируется медленно. Внешний вид безусловно величественный, но внутри при огромных размерах выглядит крайне бедно.
Северный мол — грандиознейшее гидротехническое сооружение, уходящее в море на 1800 метров и обеспечивающее заход кораблей на базу, разделяя открытое море и бухту. Больше ста лет волны Балтики бьются о неприступный бетон Северного мола, но, видимо, цемент в царской России не воровали. Найдите видео в Интернете — шторм в Лиепае. Впечатляет. Мы же были в хорошую погоду и с удовольствием прогулялись по молу почти до конца. Прекрасно виден оттуда и Морской собор, на который, наверно, смотрели с надеждой уходившие в море балтийские моряки.
2
Северный мол
А вот великолепное здание Конного манежа время не пощадило. Когда-то у манежа была легкая крыша, а освещение обеспечивали окна арочного типа. Построен манеж был в 1903–1904 годах. Использовался он для конной выездки и кавалерийских соревнований. Сколько видел он конных и пеших парадов, официальных приемов… А кроме этого, манеж использовался для занятий спортом матросами лиепайского гарнизона. Окна давно заложены кирпичом, крыши нет, наверху стен растут молодые сосенки, и в манеже, способном вместить 4тысячи человек(!), мы одни… Жаль.
4
Конный манеж
Латыши, в большинстве своем, лютеране. Это в центре и на западе страны. На востоке, более распространено католичество. Русскоязычное население — в основном, исповедует православие, а в Латгалии более распространено старообрядчество. Кроме этого, есть в Латвии и мусульмане, и адвентисты, и всякие свидетели и баптисты… Но в целом люди не религиозны, храмы пустуют. Да и государство в дела церкви и неизбежные теологические споры между конфессиями не вмешивается.
Всего в Латвии три лютеранских епархии — рижская, даугавпилсская и лиепайская. Главным лютеранским храмом в Лиепае является Кафедральный собор Святой Троицы, построенный в 1742 году.
1
Собор Святой Троицы
Известен он был давно, как обладатель самого большого механического органа в мире. К сожалению пальма первенства в 1979 году была уступлена новому органу Сиднейской Оперы в Австралии, в котором, вроде бы, на три тысячи труб больше. Состояние самого собора оставляет желать лучшего. Это мягко говоря! Но, говорят, деньги уже выделены, и не исключено… Собор — самое высокое церковное сооружение в Лиепае, наверху есть обзорная площадка, куда за небольшую денежку может подняться любой желающий, что мы и не преминули сделать.
Есть в Лиепае еще и старинная лютеранская церковь — церковь Святой Анны. Она на двести с лишним лет старше собора Святой Троицы, а самым большим ее достоинством является уникальный резной деревянный алтарь, сделанный резчиком Николасом Сефренсом в 1697 году и признанный шедевром барокко.
3
Церковь Святой Анны
В церкви тоже есть орган. Он третий по величине в Латвии — естественно, после органа собора Святой Троицы и органа Домского собора в Риге.
Напротив церкви располагается городской рынок. Говорят, что здесь, на рыночной площадью перед церковью, совершались казни осужденных.
Я упомянул год постройки алтаря — 1697-ой. Интересно, а видел ли этот алтарь русский царь Петр I, который именно в этом году был в Либаве проездом в Голландию? Нигде об этом упоминаний я не нашел, но это вполне возможно, тем более останавливался Петр совсем неподалеку, в гостинице фрау Хойер.
2
Дом Петра I
Большой деревянный дом на улице Кунгу к счастью сохранился. Не затронули его ни пожары, ни многочисленные войны. На стене дома установлена мемориальная доска. Небольшая группа сопровождающих останавливалась в соседней корчме, которая тоже сохранилась. «Именно, в Либаве Петр впервые увидел открытое Балтийское море, за которое потом сражался всю жизнь». По преданию Петр во дворе дома якобы посадил иву. Не сохранилась. Оплачивал проживание царя по выставленным фрау Хойер счетам герцог курляндский Фридрих. Гости явно не церемонились, потому как только в первый день они съели за обедом (есть документ!!!) четырех каплунов (кастрированные петухи, откармливаемые на мясо), полтора круга колбасы, семьдесят яиц, шестьдесят фунтов хлеба, много капусты и хрена. Выпито было два штофа водки (1 штоф = 1,23 литра) и полторы бочки пива.
С верхнего яруса Кафедрального собора Святой Троицы хорошо виден другой Кафедральный собор — но уже католический.
Правильно называется он так: Римско-католический кафедральный собор святого Язепа. Святой Язеп — это Святой Иосиф, согласно Нового завета, обрученный муж Пресвятой Богородицы. Собор перестраивался, даже менял названия, а в 1937 году получил статус кафедрального и стал официальной резиденцией Курляндского епископа.
1
Собор Святого Язепа
2
А теперь посмотрите фотографии лиепайских улочек и поедем в Кулдигу, старый курземский город, а потом и в Вентспилс. Не пожалеете.
3
Новый концертный зал
3
Дом Дубаневичей.
На самом деле это доходный дом Х.Дартса. Перпендикулярный (вертикальный) модерн. Здание в Лиепае известно как «синее чудо», т.к. сначала оно было окрашено в сине-серый цвет. Информация о том, что происходило в подвалах этого дома в 40 году и далее во время немецкой оккупации, настолько противоречива, что об этом я писать, пожалуй, не буду.