Не знаю как вы, а я никогда не читал «Дон Кихота» полностью. В рамках школьной программы была необходимость, ну и ещё при паре случаев. Каюсь, не по мне стиль письма этого литературного шедевра. Старомоден. Я лично даже не знаю, шедевра или нет, но так все считают. Так принято.
По статистике и оценке историков общий тираж книги Сервантеса за все годы и на всех языках уступает только Библии.
Ответы со всего света приходили в середине XX века в редакцию английского журнала «Великобритания сегодня» в качестве ответа на анкету " сорок лучших книг начиная с первого века нашей эры». На первом месте — «Дон Кихот» Сервантеса, а на втором — «Война и мир» Толстого. Ну не странно ли? В 2002 году Нобелевский комитет устами литературного жюри, куда вошли сто известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира, определил лучшее произведение мировой литературы тысячелетия «Дон Кихот»….
Есть здесь литературоведы, гуманитарии, которые мне обьяснят, в чём фишка? Я, может в силу своего чисто инженерно-математического образования, не вижу в тексте книги того, что видят другие? Ну никак не проходит у меня на абсолютную книгу всех эпох и народов, как пафосно назвало жюри….
Но в Испании да, произведение Сервантеса априори вторая книга после Библии… а может кое-где и первая. В каждом городе есть памятник, и в той или иной степени упоминаются его герои.
Чтобы разобраться в вопросе отношения испанцев к Сервантесу и его героям, надо посетить такой городок, как Эль-Тобосо.
Факт, что находишься в Мекке поклонения героям Сервантеса, чувствуешь уже с порога оригинального постоялого двора-гостиницы Каса-де-ла-Торре, где мы ночевали.
Этому дому уже четыреста лет, он издавна принадлежит семье, которая три поколения назад переоборудовала дом в отель. В доме старинная мебель, утварь, отделка… и библиотека в 1000 томов, которую собирают владельцы, знающие «Дон Кихота» наизусть
Вы уже догадались наверное, что в библиотеке единственная книга, только на разных языках, изданная по всему миру в разные годы и столетия. Хотя это наверное не называется библиотекой, а скорее коллекцией? как марки, например. Хозяева очень гостеприимные, из всех сил стараются сделать пребывание гостей приятным, расскажут о городе, музеях, и, конечно о Сервантесе и его героях. И именно здесь первый раз я понял, что не надо в Тобосо задавать вопрос
А была ли Дульсинея?
Могут посмотреть недоуменно…а как же?… Но могут попытаться и обьяснить, как Изабель, хозяйка дома. — Какую книгу вы любили в детстве? — Ну, скажем 3 мушкетёра, не один раз перечитывал. Но там же герои исторические, как можно сравнивать с Дон Кихотом. — А д Артаньян, Портос? — Э, меня не проведёте, я вопрос изучал, был и Артаньян, и Исаак де Порто, правда при штурме Ла Рошели им было в реале по 10 лет, и Дюма их состарил. — Ну хорошо, а Миледи, Рошфор… тут я сдаюсь. Очень уж Изабель в теме. Она рассказывает о прототипах этих двух людей, я их не запомнил… И плавно переходит к — Вот и с Дульсинеей так же.
Оказывается, реальную тобосскую красотку звали Анна Мартинес Сарко де Моралес, и её вывел в романе под именем Дульсинеи Сервантес, который был в неё влюблён. Анна принадлежала к роду обедневших дворян, но к моменту, когда Мигель познакомился с Анной, они всё же были намного его богаче, дом её родителей был одним из самых зажиточных в Эль Тобосо. Хозяйство семьи де Моралес производило вино, оливковое масло, муку. Анна и её брат, который позднее стал профессором университета Болоньи, были прекрасно образованы. Весь внешний облик, черты характера Дульсинеи списаны с реальной Анны. Исследователи говорят, что и имя Дульсинея Сервантес вероятно образовал от слов «дульсе» и «Анна» — «нежная Анна». Сервантес, понимая что он не ровня, даже не пытался сблизиться с её семьей, отклоняя приглашения посетить их дом.
Но мы дом Дульсинеи… или Анны… Дульсинеи-Анны, может так лучше?… в отличие от Сервантеса посетили.
Дом «несравненной и прекрасной» стоит на улице Дон Кихота. За широкими деревянными воротами с фамильным гербом де Моралес — просторный двор и солидный двухэтажный дом.
В доме можно посмотреть хозяйственные помещения, где хранили вино, масло, жилые комнаты, кабинет и гостиную типичного дома 16-го века в Ла-Манче
«Уже занималась заря, когда Дон Кихот, ликующий и счастливый, гордый сознанием, что его посвятили в рыцари, от радости подскакивая в седле, выехал с постоялого двора… Его путь лежал в Тобосо «
«…к вечеру открылся перед ними великий город Тобосо, от этого вида дух Дон Кихота возрадовался».
Обе картины я сфотографировал в музее Сервантеса, о котором расскажу чуть позже.
Насчёт величия Тобосо конечно перебор.
Несмотря на то, что, некогда Тобосо действительно был довольно шумным городом, который населяли торговцы, ремесленники, скотоводы и виноделы, и тогда великим городом он не был. А сейчас — сонная, спокойная провинциальность
В те далекие времена, когда Сервантес писал свой роман, в Эль-Тобосо жили в основном гончары, изготовлявшие огромные глиняные чаны для вина и оливкового масла. И теперь большинство — гончары.
Преданность жителей городка Сервантесу и его героям поразительна — нет дома, на котором бы не было эмблемы, панно, указателя или цитаты из книги. И даже занавески отвечают общей политике.
Последняя неделя апреля в Эль-Тобосо целиком и полностью посвящена Сервантесу — идут театральные постановки, весь городок наряжается в национальные ла-манчские костюмы, и, говорят, что реальность погружения в 16-й век захватывающая. К сожалению, мы были в иное время.
И даже бар-ресторан Росинант не без смысла. — Как, вы не знаете, что именно на этом месте был постоялый двор, к столбу которого Дон Кихот привязал свою клячу? … — Не знал… Спасибо.
В начале ХIХ века войска Наполеона вторглись в Испанию. В ходе наступления дивизия французского генерала графа Дюпона готовилась к штурму Тобосо. Пехота нетерпеливо переминалась с ноги на ногу, построенная в колонны, артиллеристы зарядили пушки и держали фитили… Но что за заминка?… Генерал разговаривает с местным священником… Потом звучат нелогичные команды. Фитили потушены, войска построены в походную колонну, уходят дальше на юг, огибая городок. …Всё просто — генералу рассказали, что перед ним — тот самый Тобосо, где жила возлюбленная Дон Кихота…это исторический факт.
Несколько лет назад мэрия Эль-Тобосо объявила программу «Наследие Дульсинеи», было отреставрировано множество исторических домов, городу придан вид эпохи книги Сервантеса. Именно поэтому во время прогулки возникает ощущение — так ведь город с тех пор не изменился
Музей Сервантеса встретил нас хорошо подготовленным персоналом, говорящим и по-английски. В течении нескольких минут был дан прекрасный обзор истории музея и его экспонатов. Главные экспонаты музея — издания Дон Кихота на разных языках, многие издания имеют автографы известных людей и фирм. Кроме всех известных языков есть например книга на кельтском языке из Ирландии…
Самые последние приобретения были — Дон Кихот, подписанный Фиделем Кастро и, российское издание, пожертвование одного работника Министерства иностранных дел.
Музей Сервантеса находится на площади Хуана Карлоса I. Музей — направо, из камня.
На этой довольно просторной площади находится также главный собор Эль-Тобосо, Сан-Антонио-Абад
Церковь была основана ещё в 1278 году, но здание, которое мы видим сегодня — 1511 года. С момента своего создания до 1931 года церковь была под патронатом ордена Сантьяго, потом была передана в епископат Куэнки, а с 1955 принадлежит архиепископству Толедо.
Интересно, что кроме церковных реликвий, в соборе хранятся книги с регистрацией всех крещений, браков и смертей, а также книги счетов расходов и приходов, начиная с 1565 года до настоящего времени.
В 1988 году был установлен на площади этот памятник. Автор старался представить Дульсинею такой, как описал ее Сервантес, — дородной крестьянкой. Жители Тобосо не согласились, по их мнению, Дульсинея должна быть похожа на мечты Дон Кихота — в виде прекрасной дамы. Каждую ночь в знак протеста закрывали голову Дульсинеи черным пластиковым мешком или тряпками. В конце концов, скульптор «улучшил» свою героиню, но народ считает, что недостаточно. Хотя протесты прекратились
Недалеко от площади Хуана Карлоса I в. обычном неказистом домике находится небольшой Музей графического юмора имени Дульсинеи Тобосской.
Созданный по инициативе юмориста Хосе Луиса Мартина Мена, он содержит не только его рисунки, но и других известных испанских и зарубежных юмористов. Особо ничего интересного нет, но вход по билету в музей Сервантеса, как приложение к последнему, можно и зайти на минутку.
Очень красива, вся в зелени, площадь Конституции.
Здесь находится центр Сервантеса, но это не музей, а скорее административный орган, координирующий все памятные мероприятия в городе.
В 1660 Алехо Мартинес Моралес основал этот великий монастырь — Святой троицы, пообещав ему все свое имущество. После его смерти в 1662 году, Хуан Моралес Мартинес, рыцарь ордена Сантьяго и племянник основателя, остается в качестве покровителя монастыря с обязательством закончить работу, начатую его родственником, и заканчивает строительство монастыря на следущий год, в 1663.
Прямоугольный корпус в два этажа, построенный в стиле эррера, выделяется своей простотой и строгостью. Стройная колокольня стремится в небо. В монастыре находится музей с ценной коллекцией картин испанской школы семнадцатого века, ювелирные изделия, золотое шитье и т. д. Но в момент нашего посещения был закрыт.
Монастырь-де-ла-Консепсьон — монахинь-кларисок
Перед монастырём небольшой, но очень уютный и, что самое главное в жару, прохладый парк
По пути к гостинице встретилась ещё одна церковь, довольно необычная, забыл её название
Покидая этот городок, должен констатировать, что восхищён преданностью его жителей героям литературного произведения, порядком и ухоженностью Эль-Тобосо, доброжелательностью, глубокими знаниями и желанием донести информацию до посетителей работников музеев, и не только… вспомним Изабель из отеля Каса-де-ла-Торре… но мои сомнения относительно того, что «Дон Кихот», несмотря на то, что это великое произведение, всё же на абсолютное звание «Лучшей книги всех времён и народов» не тянет, жители Эль-Тобосо не развеяли…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия