Решение отправиться в Скандинавию было принято довольно спонтанно. Ещё за два месяца до вожделенного отпуска я совершенно не представляла, куда бы мне хотелось отправиться в очередной раз. В голову ничего не приходило, кроме повторного посещения Санкт-Петербурга. После этого закралась мысль о том, чтобы из Питера смотаться на пару дней в Финляндию… Но для этого нужна виза, а делать её ради двух дней как-то не хотелось. Тогда может быть заодно и Стокгольм прихватить?… А может быть ещё и?…. В общем, через три недели у меня в кармане была норвежская виза.
В Питер я прилетела через Москву и пробыла там четыре дня, посещая «места былой славы» (но об этом в другой раз)), прежде чем нога моя ступила на территорию Морского вокзала, откуда и должно было начаться моё Скандинавское путешествие. В этот раз я изменила свою отработанную годами стратегию и рискнула поехать в составе туристической группы. Обычно, я предпочитаю самостоятельные путешествия, но в этом случае у группового тура оказался ряд преимуществ: во-первых, не нужно заморачиваться с транспортом, чтобы изъездить полсевера; во-вторых, программа должна была быть очень насыщенной и потому требовала наличия уже отработанной схемы; ну и в-третьих, ехать в скандинавские страны финансово выгоднее именно в составе группы. Тур я приобрела у WestTrawel, о чём, в принципе нисколько не пожалела. Но вернёмся на Морской вокзал. Встретившись с гидом и получив посадочные талоны, мы, наконец-то, поднялись на борт Princess Anastasia. Я впервые была на таком ОГРОМНОМ корабле.
После яхт, катеров и маленьких теплоходов — это было нечто! Просто плавающий огромный отель: лифты, широкие холлы, рестораны, кинотеатры, магазины, спа-салоны и клубы! И длинные, нескончаемые коридоры кают, устланные красными ковровыми дорожками. Но больше всего, конечно, впечатляет время, проведённое на открытых палубах. Несмотря на солнце, воздух был морозно-свежим, особенно, когда стало вечереть. Но от этого только ещё лучше дышалось. На самой верхней — одиннадцатой палубе (собственно выше неё были только дымовые трубы), стояли шезлонги, а по середине красовалась ярко-желтая разметка для вертолёта. Вот оттуда — смотреть вниз, где толща воды мягко рассекается таким колоссом, как наш паром — просто дух захватывало! Непередаваемые ощущения! Мимо проплывали островки, другие паромы, баржи и маленькие яхточки. Ещё целый час после отплытия мы плыли мимо всевозможных портовых сооружений и верфей, пока не миновали Кронштадт. После этого — впереди было открытое море.
Обойдя весь паром вдоль и поперёк — пришло время отправляться на ужин. Отдельно нужно сказать про питание на паромах. Лучше всего, на мой взгляд, покупать ваучеры на завтраки и ужины сразу же-либо вместе с билетами (если вы путешествуете самостоятельно), либо же в офисе туристической компании, как это сделала я. Завтраки и ужины организуются в одном из ресторанов (в моём случае это был Seven Seas) в формате шведского стола, и блюда там подаются просто невообразимо вкусные. Всё свежее, из отборных продуктов, великолепно приготовленное и в таком разнообразии, что сразу начинаешь жалеть о компактных размерах своего желудка). Салаты, морепродукты, рыба, мясо, птица, всевозможные гарниры, нереальные соусы, нарезки, овощи, фрукты, фантастические десерты, свежайшая выпечка, мороженое, всевозможные напитки и вино — всё безлимитно. Создаётся впечатление, будто пришёл в респектабельный ресторан и просто заказал себе всё меню. А потом — снова на палубу — любоваться закатом и бескрайним простором Балтийского моря.
Утром мы прибыли в Хельсинки. Ещё только подплывая к порту, можно было уже почувствовать изменившуюся атмосферу. На берегах виднелась жилая застройка в современном архитектурном стиле, повсюду на воду были спущены яхты и лодки, даже чайки непохожи на наших — крупные, спокойные и очень дружелюбные.
Спустя полчаса после швартовки, мы сошли на берег. Паромная компания St. Petersburg Line не имеет круизного статуса, поэтому, каждый раз покидая и возвращаясь на борт судна, необходимо проходить паспортный контроль. Но неудобства это абсолютно никакого не доставляет, т. к. службы работают довольно оперативно.
Сначала у нас была обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по городу. Гвоздём программы стали, конечно же, Кафедральный собор и Сенатская площадь.
В эти дни в Хельсинки проходил Чемпионат мира по спортивной гимнастике, поэтому на каждой площади, в каждом парке и сквере были установлены сцены и проводились разнообразные мероприятия, а по улицам толпами ходили спортсмены. Также мы съездили к памятнику Яну Сибелиусу, представляющему собой металлическую инсталляцию, напоминающую трубы органа (что странно, ведь музыка Сибелиуса в основном для скрипки и фортепиано),
побывали у здания Оперы и посетили так называемую Церковь в скале — совершенно необычное сооружение, обладающее неповторимой атмосферой, даже несмотря на толпы китайских туристов внутри.
После этого нас привезли на Центральный железнодорожный вокзал Сааринена, чтобы мы смогли поменять деньги на шведские и норвежские кроны (в Финляндии — евро).
По окончании обзорной экскурсии началось, в общем-то, самое интересное. Можно было побродить по пустынным улочкам, поглазеть на миллионы рождественских сувениров в маленьких лавчонках (да-да, в Финляндии — Рождество возведено в культ, и лето этому не помеха),
погреться на солнце, в залитых искрящимся светом скверах, потолкаться на рыбном рынке в поисках самого вкусного сливочного супа с лососем, накупить друзьям вязаных варежек и деревянных поделок, покормить чаек на набережной и просто поваляться на газоне Эспланады среди добродушных финнов, устраивающих пикники прямо в центре города…
Вообще, после многочисленных историй от друзей и знакомых, которые рассказывали, что Хельсинки — хмурый, административный город, с разбросанными по островам максимум пятью достопримечательностями, где в добавок ко всему постоянно идёт дождь — Хельсинки меня приятно удивил. Какая ещё административность и унылая серость?! Мне он вообще чем-то напомнил Барселону) Может быть, дело было в погоде — но я увидела уютный, приятный, совершенно милый и в то же время яркий город с непринуждённой атмосферой, где на каждом шагу продают какие-то вкусности и живые цветы, где местные жители очень улыбчивые и приветливые, а архитектура улиц удивляет сочетанием старины и современности.
На следующий день мы приплыли в Стокгольм. Как следует осмотреть город мы должны были на обратном пути уже в конце поездки, а пока что, мы миновали проверку документов, дождались своего автобуса, который, кстати, плыл вместе с нами на пароме в транспортном отсеке, и поехали в сторону Норвегии. Дорога была совершенно неутомительной — мы слушали Abba, смотрели документальные фильмы о Скандинавии, а за окном проносились густые тёмные леса и овсяные поля фисташкового цвета. На границе с Норвегией мы пообедали блюдами национальной кухни и сделали первые шаги к набиванию чемодана сувенирами. Как только мы пересекли границу (на обочине мелькнула табличка с содержанием а-ля «Добро пожаловать в Норвегию!»), пейзаж просто моментально изменился. Дорога сразу стала какой-то извилистой, поля сменились холмами, покрытыми лесом, всё чаще попадались озёра. Стали постоянно появляться тоннели. Кстати, за четыре дня, проведённых на территории Норвегии, мы проехали по 140 тоннелям (я целенаправленно вела подсчёт)), самым длинным из которых оказался тоннель длинной 23.5 км. Кажется, будто все горы в Норвегии, которых не мало, изрезаны тоннелями, как огромные термитники. В виде тоннелей там даже делают серпантин — серпантин с крутыми радиусными поворотами, только не снаружи. а внутри горы! А дело всё в их неутомимой заботе о природе — норвежцы предпочитают вкладывать кучу денег и загонять дороги под землю, чем вырубать леса на поверхности, освобождая необходимое место. Так или иначе, тоннели только придают живописности этой удивительной стране.
К вечеру мы добрались до городка Гейло. Он расположен на полпути из Осло в Берген и это один из самых известных и популярных горнолыжных курортов Норвегии. Само собой, летом там совершенно пустынно, но это как раз и добавляет ему своеобразного шарма — пустые улицы, пустые отели, заросшие травой лыжные трассы, но тем не менее морозный воздух и белые пятна ледников на вершинах.
Вселились в отель — деревянный, выкрашенный в чёрный цвет с белыми оконными рамами (чисто норвежский шик))) , номер нам достался огрооомный — с тремя комнатами, полночи решали, какую спальню занять)) Белые ночи совершенно отбивают чувство времени — за окном ещё только начинает темнеть, а уже спать пора ложиться, т. к. утром поспать не дадут — в 7 утра, будьте добры быть на завтраке!
Следующее утро встретило нас ярким солнцем и абсолютно безоблачным небом. Путь предстоял недолгий, но увлекательный. Нам предстояло ехать по высокогорному плато Хардангервидда — самому крупному в Европе, находится оно на высоте от 1200 до 1600 метров над уровнем моря. Виды там просто непередаваемые — как будто другая планета — всё заснеженное, кристально чистые озёра, прозрачные реки, струящиеся по огромным валунам, минимум растительности, только кое-где низкорослые кустарники и трава. В общем, климатическая зона — тундра.
Спускаясь с плато, мы заехали к потрясающему водопаду Вёрингсфоссен. 90 метров свободного падения воды, непередаваемая мощь!
И повсюду милые домики — красные или с травяными крышами, так и чувствуешь, будто переносишься в старинную скандинавскую сказку и вот-вот из лесной чащи покажется тролль, гном или эльф!
И ещё одна остановка у водопада. Стейндальсфоссен. На этот раз можно было подобраться к водопаду совершенно вплотную, и даже пройти сквозь него)
И вот, спустя немного времени мы въехали в Берген. Сначала довольно долго тянулись пригороды с очаровательными коттеджами, разбросанными по склонам зелёных холмов, потом пошли современные районы, нависающие над водами фьорда, и вот, наконец, историческая часть города.
Ни с чем не сравнимая знаменитая набержная Брюгген, основанная ганзейскими купцами в XIV веке. Дома на набережной не имеют номеров, адрес исторически обозначался особыми пометками на фасадах — где якорь, где оленья голова, где молот или подкова. Вглубь квартала — катастрофически узкие улицы с дощатыми тротуарами и почти смыкающимися над головой вторыми этажами зданий. А там — магазинчики, сувенирные лавки, художественные галереи и ресторанчики. И повсюду чувствуется запах разогретой на солнце старой древесины.
А рядом со всей этой стариной — «яхта Джеймса Бонда»))
Не обошлось и в этот раз без беготни по городу в поиках марок. Кстати, вернувшись домой, открытки из Норвегии уже ждали меня в почтовом ящике))
Обедать советую пойти на рыбный рынок, что в самом центре города на набережной. Никакие рестораны не сравнятся с ним по колориту.
За 380 норвежских крон (около 40 евро) там можно заказать одну порцию, зато такую, что вдвоём можно порядочно объесться) После обеда, набрав бесплатных путеводителей в туристическом бюро — тут же — на набережной, мы решили забраться повыше. Ну, а как же без какой-нибудь смотровой площадки? Площадка располагается на вершине горы Флёйен на высоте 320 м, и туристов туда поднимает фуникулёр всего лишь за 6 минут и всего лишь за каких-нибудь 15 евро)
Но, поверьте, оно того стоит!
Если повезёт с погодой и не будет дождя или тумана — можно часами рассматривать центральную часть города с толпами туристов, кишащий людьми рыбный рынок, наблюдать, как отходят от порта круизные лайнеры или просто сидеть на широких каменных ступенях и созерцать горизонт, изрезанный ломаными берегами островов Аскёй, Холснёй и Сутра…
А в завершение дня можно побродить по нескончаемым дорожкам на склонах горы Флёйен и окунуться в великолепную и так бережно охраняемую природу Норвегии.
На следующий день у нас была запланирована собственно сама цель всех наших передвижений по Скандинавии — мы отправлялись в круиз по фьордам! Удаляясь на север от Бергена становилось холоднее с каждой минутой. В результате, на остановке у водопада Твиндефоссен у Сталхеймского ущелья пришлось вытащить со дна чемодана шапку)
Приехав во Флом — даже сложно назвать его городком — это скорее железнодорожная станция и пристань, где из инфраструктуры только музей, почта, ресторан и супермаркет — мы погрузились в поезд. Фломская железная дорога — уникальное инженерное творение. Перепад высот железнодорожной ветки — 863 м, то есть на каждые 18 м пути приходится подъем на 1 метр!!! Кроме этого в одном месте железная дорога поворачивает на 180 градусов и всё это не где-нибудь, а в тоннеле, так что, выехав на свет, ты не понимаешь, что произошло, и почему те виды, которые были только что справа — теперь оказались слева! Но больше всего во Фломской железной дороге привлекает конечно не гений инженерной мысли, а те пейзажи, который открываются с неё.
На промежуточной остановке на очередном водопаде — Кьёсфоссене — нас ждало небольшое театрализованное представление. Когда все вышли из поезда, заиграла красивая скандинавская музыка, а на руинах крепости показалась фигура танцующей девушки. По легенде, у каждого водопада есть нимфа, которая заманивает путников, вот и эта — была одной из них)
После железнодорожного путешествия мы вернулись Флом. Наспех пообедали в местном ресторанчике, заскочили в сувенирный магазин — а там уже и круиз по фьордам. Не успели отплыть от причала, как за катером увязалась целая стая огромных чаек. Все начали бросать им хлеб и те подлетали совсем вплотную — и на лету брали хлеб прямо из рук!
Проплыв где-то половину пути мы свернули в Нерёйфьорд — на этот раз — в самый узкий фьорд в мире. Описывать словами эту красоту совершенно нет смысла. Да и никакие фотографии не передадут той атмосферы и цвета! Просто нужно ехать туда и погружаться в этот мир первобытной природы и северного мистицизма — иначе никак)
На берег мы сошли в Гудвангене, где как раз в самом разгаре был фестиваль викингов. Но, к сожалению, побыть там нам не удалось из-за проливного дождя, который застал нас ещё на фьордах. Зато к вечеру, когда мы уже ехали в сторону Осло, совсем прояснилось и закат радовал нас своей завораживающей палитрой. Уже в сумерках мы прибыли в отель недалеко от аэропорта Осло. Отличительная особенность норвежских отелей — отели с тремя звёздами — ультрасовременные, с просторными номерами и хорошим сервисом — как четырёх и пятизвёздочные отели в странах ценральной Европы.
На следующий день знакомство с Осло у нас началось со знаменитого парка скульптур Густава Вигеланда.
Парк, на самом деле, очень странный. Возводился он в начале двадцатого века, когда общество сильно увлекалось фрейдистскими теориями, что собственно и отразилось на скульптурах парка — повсюду обнажённые человеческие фигуры, символизирующие различные психологические и эмоциональные состояния людей. Выглядит всё это довольно специфично (не хотелось бы оказаться там с наступлением темноты)).
После этого мы посетили здание Оперы,
замок Акерхус,
По пути к Музею кораблей викингов на музейном острове Бюгдёй мы проезжали мимо резиденции действующего короля — никакого пафоса и золоченых фасадов — скромное двухэтажное здание простой формы, с большими прямоугольными окнами, обшитое досками, выкрашенными в белый цвет. Элегантный скандинавский шик) Музей кораблей викингов оставил много впечатлений — сами драккары, представленные на экспозиции и множество других предметов быта викингов. Что любопытно — здание музея выстроено специально под эти корабли, так что более рациональную выставочную площадь — ещё поискать!
Оставшиеся полдня мы прекрасно провели, гуляя по центру Осло.
Отправляли открытки, любовались панорамами и кораблями — старинными и современными,
и просто нежились под северным солнцем на нагретых камнях набережной.
На следующий день мы прибыли в Стокгольм. Столица Швеции встретила нас низкими тучами и периодически моросящим дождём.
Обзорная экскурсия включала в себя стандартный набор достопримечательностей, так что после осмотра Ратуши
мы благополучно отделились от группы и отправились изучать Старый город самостоятельно)
Но, вынырнув из лабиринта Старого города, попадаешь в королевскую столицу — дворцы, широкие улицы, помпезные набережные с вычурными фасадами.
Нашей целью был Музей корабля Васа, расположенный на острове Юргарден. 150 шведских крон — и мы внутри.
Корабль Васа — боевой корабль XVII века, прославившийся тем, что из-за ошибки в проектировании затонул во время своего первого выхода в Стокгольмскую гавань. Причем вина здесь — не инженеров, а самого короля, который уже на завершающей стадии строительства приказал достроить ещё один ярус палубы (о, как мне знакомы подобные самоуверенные заказчики!))). В середине XX века его подняли со дна, 30 лет реставрировали, а потом построили вокруг него здание музея.
В музее очень интересно! Помимо самого корабля — огромное количество всевозможных макетов, экспозиций, предметов судового быта и даже восковые бюсты членов команды корабля! В общем, must-see)
После музея мы вышли на набережную Страндвеген — самую престижную улицу Стокгольма.
С конца XIX — начала XX века набережная привлекала внимание очень богатых людей. Здесь можно увидеть шикарные дома в стиле неоклассицизм, принадлежавшие известным промышленникам, торговцам, предпринимателям. Вдоль бухты Нюбрувикен мы добрались до полуострова Бласиехольмен, и, любуясь несметным количеством яхт, катеров и корабликов, вернулись к Королевскому дворцу.
А вечером, когда мы плыли из Стокгольма в Турку, какой-то отчаянный швед пытался обогнать паром на катере)
Уже по дороге домой мы ещё раз заехали в Хельсинки на полдня. За всю поездку собралось столько впечатлений, что мы уже не стали тратить свободное время на какие-нибудь культурные мероприятия типа музеев и выставок, а просто погуляли по центру города, помедитировали на ступенях Кафедрального собора, походили по рыбному рынку и сувенирным рядам, погрелись на солнце на Эспланаде и на набережной. Финляндия провожала нас безоблачным небом, освежающим ветерком с моря и ослепительным солнцем) Уже на выезде из города мы заехали пообедать в ресторанчик фри-фло при огромном супермаркете. Там как раз проводилась акция, поразившая наше воображение) За 5 евро можно было самому себе налить столько сливочного супа с лососем, сколько поместиться в тарелку. Пару минут, и на тарелках выросли горы красной рыбы, что мало чем напоминало суп)))) Что ни говори, в Скандинавии я увидела невообразимое количество всего красивого, интересного, потрясающего и необычного, но тот «суп» навсегда останется в моей памяти — ведь в каких странах ещё увидишь такое пренебрежительное отношение к деликатесам!)))