Холмогорский район — одно из интереснейших мест Архангельской области. О столице этих мест — селе Холмогоры и родине М.В. Ломоносова здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_13040
Холмогорский район — одно из интереснейших мест Архангельской области. О столице этих мест — селе Холмогоры и родине М.В. Ломоносова здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_13040
Всё облака над ней, всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им — июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам — качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки
Я не случайно вспомнила отрывок из стихотворения Николая Рубцова, ведь сегодня мы едем в село Емецк, где в 1936 году родился будущий поэт Николай Михайлович Рубцов.
Старинное северное село Емецк («емь» означает — сбор, подать, пошлина), стоит на берегу реки Емцы и известно с 1137 года. Находясь на Московском тракте, село играло важную роль в жизни Двинской земли.
Дома в Емецке деревянные двухэтажные, строились из лиственницы и отборной сосны, отапливаются дровами. В них жили большими семьями, под одной крышей несколько поколений.
Главная площадь села называлась Торговой, сейчас это улица Комсомольская. Здесь стоит каменная двухэтажная Богоявленская церковь.
Когда-то на этом месте уже была церковь 1792 года постройки. В 1828 году при церкви была возведена четырехъярусная колокольня. Высотой она была почти шестьдесят метров.
В те времена в Емецкой округе говорили: «Посылаю тебе поклон, такой, как Емецкая колокольня». Колокольню свалили, а церковь закрыли в 1930 году. В здании храма в разное время размещались магазины, клуб, кинотеатр, общежитие, склады и даже хлебозавод. Сейчас Богоявленская церковь восстанавливается силами местных жителей. А пока службы совершаются в небольшой часовенке, что стоит на берегу реки Емцы (приток Северной Двины):
Кстати, Емца — уникальная река, на ней не бывает ледохода, она освобождается от льда «полыньей». (В нижнем течение реки образуются полыньи, воронки, вокруг которых и происходит таяние льда. Есть версия, что эти полыньи образуются из-за того, что в низовья реки устремляется большое количество едкой воды из многочисленных близлежащих болот).
Но вернёмся к истории Емецка. Была в селе еще одна церковь — Святодуховская, построенная в 1890 году по заказу местных лесопромышленников братьев Вальневых. Внутри храм был расписан маслом по штукатурке. Советское время не пощадило и его. Здание почти полностью разрушено и напоминает деревянный сарай, однако часть фресок удалось сохранить и сейчас их восстановлением занимаются специалисты Эрмитажа.
Братья Вальневы были известны не только своей процветающей торговлей, но и благотворительностью. Кроме вкладов в строительство Святодуховского храма, в 1863 году они построили в Емецке на свои деньги кирпичный дом, в котором располагались богадельня и сиротский приют (Сейчас в этом здании, построенном по образцу городских петербургских домов, располагается Емецкий краеведческий музей):
В 20-е годы Вальневы лишились всего, кто-то эмигрировала, кто-то остался в Емецке, жил в коммунальных комнатах, а потом и вовсе сгинул, как враг советской власти.
Дома двух из пяти братьев Вальневых стоят и сейчас в Емецке. В одном — жил Дмитрий со своей семьей. Эмигрировав во Францию, он отдал свой дом под школу. В другом — Федор, в этом здании сейчас местная администрация:
А это дом, в котором 3 января 1936 года родился будущий поэт Николай Рубцов:
«Мне поставят памятник на селе…» — пророчески писал Николай Рубцов. 13 ноября 2004 г. в центре Емецка был установлен памятник известному земляку:
Несмотря на то, что Рубцов большую часть жизни прожил на Вологодчине, в Емецке бережно хранят память о нём. В январе ежегодно проводят Рубцовские чтения, а в краеведческом музее есть зал, посвященный поэту.
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов и подарю букет
Той девушке, которую люблю…
(отрывок их стихотворения «Букет» Николая Рубцова)
Не менее интересны и окрестности Емецка.
Примерно в 4 км от него, в месте слияния рек Емцы и Ваймуги стоит куст деревень под общим названием Ратонаволок.
Здесь сохранились большие деревянные северные избы конца XIX века:
А в одной из деревень (Погост) когда-то был большой храмовый комплекс, состоящий из колокольни и трех церквей: двух церквей (каменной и деревянной) во имя Николая Чудотворца и церкви Петра и Павла. От былого величия осталась лишь деревянная Петропавловская церковь:
Храмы были построены на пожертвования местных жителей и по ходатайству Антониево-Сийского монастыря, находящего в нескольких километрах отсюда. Деревянный шатровый храм во имя апостолов Петра и Павла, был построен в1722 г. Это ярусный деревянный храм, венчает его шатер с главкой. Храм был закрыт в 1930-х годах.
Деревянная Никольская церковь, построенная на месте ранее сгоревшей, была освящена 24 октября1727 г. Эта шатровая церковь была обшита тесом. В 1970-х годах шатер обрушился, и на сегодняшний день церковь находится в руинированом состоянии:
Как и третий храм — каменный во имя Николая Чудотворца.
Он был построен в 1874—1878 гг. на средства местных купцов.
Вероятно, церковь была пятиглавой. В 1930-х она была окончательно закрыта, венчания сломаны, со временем стены и перекрытия обвалились, сейчас от Никольской церкви остались лишь каменные стены.
От колокольни не сохранилось ничего…
Ну, а далее нас ждет страна «Звозландия». Отыскать её можно в деревне Звоз, что стоит на берегу Северной Двины:
Уникальный ландшафт этой местности интересен многим: и фотографам, и художникам, и спелеологам, и даже археологам (здесь были обнаружены стоянки первобытного человека 2 в. до н. э. и дохристианские поселения фино-угоров)
Природные объекты, сохранившиеся в первозданном виде, вдохновили художницу Лидию Кузнецову на создание здесь экокультурного пространства, названного «Звозландия».
Это место для общения творческих людей, проведения различных фестивалей и других проектов в области лэнд-арта, изобразительного и прикладного искусства. Творческие люди создали здесь свою арт-резиденцию, объекты которой может увидеть каждый желающий.
Этим летом здесь проходил фестиваль «ЗВОЗVISION», на котором всех желающих учили снимать короткометражные фильмы.
В заключение немного о самой деревне Звоз и конечной точке нашей поездки — спелеомассиве, что тянется вдоль берегов Северной Двины. Название деревни Звоз связано непосредственно с её местоположением на берегу реки. В старину «звозами» называли деревянные настилы-спуски к воде.
В деревне можно увидеть Свято-Казанский храм, воссозданный в 1999 году:
Когда-то возле деревни была большая пристань Звоз. Со временем река мелела, строились автодороги и жд пути, необходимость перевозки груза по реке почти исчезла, и хотя судоходство в этой части Северной Двины еще есть, пристань уже не та.
Берега Северной Двины в этих местах очень красивы, высота гипсовых, андигридовых и доломитовых берегов достигает нескольких метров.
В некоторых местах скалы почти отвесно уходят под воду. В обрывах можно наблюдать узкие трещины, а в них пещеры, вымытые водой. Это Двинско-Кирокский спелеомассив, длина которого достигает семи километров.
В скалах в непосредственной близости от деревни, можно увидеть лишь очень узкие щели, через которые протиснуться, конечно же, не возможно, а чтобы найти более подходящие входы в пещеры нужно пройти много дальше.
Да и подходящим обмундированием мы не запаслись, поэтому оставили пещеры на следующий приезд, а сейчас решили просто погулять по берегу в поискам интересных камней. Каких здесь только нет!
гипсовые, ангидридовые, доломитовые, всевозможных форм и размеров:
На обратном пути в Архангельск заезжаем в деревню Ракула. Здесь нам встретилась очень креативно оформленная улочка:
и деревянная часовня Николая Чудотворца, 1728 года постройки:
По преданию эта часовня сначала была построена в соседней деревне Часовенской, в которой местным жителям будто бы явился образ святого Николая Чудотворца. Поэтому часовню здесь и построили. По какой причине её потом перенесли в соседнюю деревню никто уже не помнит.
Ракула и Часовенская расположены на высоком берегу Северной Двины, откуда открывается прекрасный вид на правый берег реки и деревню Погост, в которой когда-то был архитектурный ансамбль «северный тройник», состоящий из двух церквей и колокольни.
Сейчас от него осталась лишь деревянная церковь Воскресения Христова (1766 г.), и руины церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1763 г.). Определить точную дату постройки на этом месте первой церкви не возможно. Известно лишь, что первый приходской храм стоял здесь около 500 лет и был разобран в начале XVIII веке. Новая Воскресенская церковь сгорела, а вот третья, освященная в 1766 году существует до сих пор.
О других храмовых комплексах Холмогорского района будет отдельный рассказ.