…Была такая личность в истории Испании, звали Педро Гонсалес де Мендоса. Глава испанской церкви в правление католических королей, прозванный «великим кардиналом», Мендоса принадлежал к когорте примасов Испании, которых за влияние в католическом мире называли «малыми папами». «Великий кардинал» лично приложил руку к взятию Гранады, и открытию Америки. Ведь именно с ним Колумб, изгнанный со своей идеей из нескольких европейских дворов, встретился в Испании, после чего Мендоса договорился о встрече с королевой. Могущество кардинала было настолько огромно, что Мендосу называли «третьим королём Испании».
А упомянут сей великий человек в данном рассказе по причине того, что родился и умер он в Гвадалахаре, городе всего в 40 минутах езды на поезде от Мадрида, но почти не посещаемого туристами.
Естественно, город, который существует с античных времён, интересен своей историей и до него, но годы настоящего процветания Гвадалахары неразрывно связаны с семьей Мендоса. А первым здесь обустроился его отец, Иньиго Лопес де Мендоса, которому за заслуги в деле реконкисты король Кастилии Хуан II в. 1450 году предложил взять управление над городом вместе с титулами маркиза де Сантиллана и герцога Инфантадо
Во время правления семьи Мендоса были построены все известные дворцы и церкви в Гвадалахаре. В начале XVII века семья Мендоса перебирается в Мадрид, и город со всей провинцией начинает чахнуть. А лично нас встречает Великий кардинал на площади Пласа-де-лос-Каидос перед своим дворцом. О дворце чуть позже.
Среди членов семьи Мендоса ещё, пожалуй, выделяется двоюродный племянник кардинала, Педро де Мендоса. Конкистадор с титулом аделантадо, что значит первопроходец, то есть тот, кто направлен на покорение далёких земель лично королём, Педро первым из испанцев вступил на землю будущей Аргентины и основал колонию Буэнос-Айрес. Имя, как и вся семья настолько известные, что многие хотели бы приписать им и некоторые географические названия, которые якобы появились в их честь. С подобными ошибками я встретился совсем недавно, поэтому небольшое отступление — аргентинская провинция Мендоса названа не в честь конкистадора, несмотря на его право первооткрывателя Аргентины, а в честь генерала Гарсиа де Мендоса, жившего на территории Чили, его офицером, основавшим город — центр провинции Мендоса. А второй город Мексики, прекрасная Гвадалахара, названа своим основателем Кристобалем де Оньяте в честь своего самого верного друга, конкистадора Нуньо Бельтрана де Гусмана, родом из испанской Гвадалахары, но совсем не в честь Великого кардинала, как недавно встретилось мне в интернете.
Название города — Гвадалахара — это вообще-то арабское имя и означает оно «Река камней» А до арабского поселения на месте города в древнеримские времена находился городок Арриака — «Каменистый путь». От этого городка на сегодняшний день сохранился лишь мост через реку, который, впрочем, уже несколько раз восстановлен.
Город полностью разрушили вестготы и на этом месте не стали даже жить, а построили неподалёку город-крепость Карацея. И только сменившие их в VIII веке арабы основывают на месте заброшенного города свой город, центром которого стал район вокруг Альказара. До нашего времени от Альказара дошли только руины, он почти полностью был разрушен во время штурма города христианами в XI веке. Сейчас обнесён большим забором, заглянув за который могу подтвердить — ничего интересного для просмотра и фотографирования от Альказара не осталось. Как и соседняя Сигуэнса, Гвадалахара была завоёвана во времена Эль-Сида, правда город брал один из его подчинённых. Оригинальный способ взятия города изображён на его гербе. Отряд христиан был малочисленный и взять город напрямую не смог бы. Ночью один из местных жителей, естественно за скромное вознаграждение, открыл им ворота, и отряд проник и спрятался до утра. Но перед этим все лошади были переподкованы задом наперёд. Поэтому утром следы вели как бы из города, а не в него, что спокойно было воспринято страже утром, они решили, что какой-нибудь арабский отряд уже выехал из города. Большинство арабских воинов утром отправились выискивать недалёких христиан, город почти опустел, и дальнейшее понятно.
Следующих 150 лет город периодически отражал набеги арабов, понемногу рос, пока не перешёл под власть семейства Мендоса. С этого момента и начинается расцвет города: для начала в 1460 г. Гвадалахара получает статус города и представительство в Совете Кастилии.
С момента отьезда потомков Великого кардинала в Мадрид счастье отвернулось от Гвадалахары, на которую сваливаются периодически все мыслимые и немыслимые несчастья. Город нищает, и даже учреждение королевской фабрики по производству сукон Филиппом V, для которой из Голландии привезли 80 семей специалистов по сукноделию, не помогло возродить былое величие. Во время войны за Испанское наследство город дважды разграблен австрийцами. Войска Наполеона в 1808 году вывозят все, что можно вывезти, и оставляют за собой горящие руины. В 1822 году закрывается королевская суконная фабрика. В 1923 г. город сильно пострадал от пожара, а во время Гражданской войны в Испании был очень сильно разрушен…. Но сейчас уже практически всё восстановлено, построено много нового.
Первая достопримечательность — Со-кафедральный собор Санта-Мария-ля-Майор.
Исторически сложилось так, что Гвадалахара была обьединена в одну епархию вместе с соседней Сигуэнсой, где и расположен кафедральный собор, о котором я писал в предыдущей главе о Сигуэнсе.
И поэтому главный собор Гвадалахары именуется со-кафедральным. Собор перестроен из мечети в стиле мудехар в XIV веке. От мечети оставили кирпичные дверные проемы и башню, которая была первоначально отдельно стоящая. Но шпилем была башня увенчата только в XVI веке. Портик, часовни и алтарь в стиле ренессанс датируются XVI веком.
Внутреннее пространство вместе с великолепным алтарём неизвестного автора — XVII века.
Интерьер состоит из трех нефов и поддерживается стрельчатыми арками, содержит ряд часовен, надгробий, алтарей
и других произведений искусства
Второе название церкви — Собор Санта-Мария-ла-Майор-де ла Фуэнте, «у источника», так как здесь в средние века был родник. На его месте рядом с собором стоит колонна с фигурой Девы Марии наверху. Наверное она и охраняла собор во время бомбардировок — разрушен он не был.
Главная достопримечательность Гвадалахары — дворец семьи Мендоса, или Дворец Инфантадо. На этом самом месте дворцы семейства Мендоса стояли уже с XIV века. Но в 15 веке Второй герцог Инфантадо решил возвести новый дворец, соответствующий его титулу, богатству и просвещенности. Всё старое, включая пристройки, было снесено, и в 1483 году новое здание увидело свет. В том же тяжелом 1936 году замок очень сильно пострадал от огня после бомбардировок, но как сооружение устоял, дал возможность реставраторам поработать над возвращением первоначального облика замка. И хотя на сегодняшний день замок еще не полностью восстановлен и отреставрирован, он все равно поражает своим великолепием, смешением различных архитектурных стилей.
Вход в здание сделан в мавританском стиле,
в этом же стиле выполнены и галереи, и аркады двух этажей внутреннего двора. Резьба уникальна, работа очень тонкая: цветы, сказочные животные, узоры, настоящее кружево в камне. Несомненно, для оформления внутреннего двора были приглашены мавританские мастера.
Снаружи — фасад в стиле платереско с элементами готики, в связи с частыми и многократными перестройками здания окна разбросаны по фасаду неравномерно. Снаружи здание и впрямь похоже на резную шкатулку, если бы только не его размеры.
Дворец — центр кастильского ренессанса той эпохи, дворец человека, которого называли отцом ренессанса в Кастилии. Историки сравнивают семейство Мендоса с семейством Медичи во Флоренции, так же они покровительствовали архитекторам, художникам, литераторам.
Сейчас помещения внутри дворца используются как музей провинции Гвадалахара, среди экспонатов которого несколько бессмертных полотен испанских авторов, скульптуры.
На углу Калле-Майор и улицы Фигуэрос стоит небольшая церковь в стиле мудехар, построенная в 1309 году как часть монастыря Санта-Клара.
Монастырь давно прекратил своё существование, разрушен, а скромная церковь Сантьяго существует практически в первоначальном виде.
Скромен и кирпичный интерьер, хотя в часовнях по сторонам усыпальницы нескольких богатых городских семей.
От церкви Сантьяго можно пройти в самый центр средневекового города, на Пласа-дель-Консео, где на узком пятачке сходятся сразу 5 узких улиц. Там, в тени современного здания, сохраняется как напоминание современному варварству, остаток стены старой церкви Сан-Хиль 13-го века в стиле мудехар. Можно только догадываться о том, как церковь выглядела до бомбардировок…
И наконец мы на Пласа-Майор, Главной площади, на которой находится красивое здание мэрии, выполненное в электическом стиле. Собственно, название этого стиля говорит о том, что он отличается искусственным смешением, соединением разнородных стилей, идей в архитектуре, а иначе говоря, стиль без стиля. Но здание 19 века постройки с кованной железной колокольней и часами привлекает и смотрится вполне достойно.
Видите в дальнем конце Главной площади эти светлые зонтики? В этом ресторане мы обедали, и не было бы ничего удивительного в этом факте, за исключением того, что одни из самых лучших кастильских блюд в этом путешествии были сьедены в ресторане под названием " Классический ирландский паб «. Ресторан и оформлен был в зелёных тонах и с пивными бочками и из-под виски. Вот такие странности иногда встречаются в общепите… В меню не было ни одного некастильского блюда. Хотя пиво было. Но тоже испанское.
Как уже принято в испанских городах, от площади Майор начинается Калле-Майор, то есть главная пешеходная улица
Обратите внимание на своеобразный пар из трубок вдоль фасада между первым и вторым этажами. Это оказался не пар, а очень мелко распыляемая вода над всей Калле-Майор. При 40-градусной жаре действительно освежает, кондиционер надо всей улицей. Только вот для фототехники вредно…
По улице Майорал направляемся в сторону городского рынка — вон его двухэтажное здание уже видно в конце улицы.
Эта часть Гвадалахары, за рынком, была полностью разрушена, видно кирпичную застройку 50-х лет. В этом районе также встретился небольшой симпатичный парк, где установлены статуи из разрушенных зданий.
Напротив банка видим церковь Сан-Николас (Святого Николая) в стиле барокко, построенную в 1647 году. Церковь была частью иезуитской коллегии Ла Тринидад, построена в типичном для иезуитских церквей стиле.
Внутри церкви святого Николая находится самый больший алтарь города с витыми, так называемыми «соломоновыми» колоннами.
Церковь, а что самое важное, площадь вокруг неё менее всего пострадала от бомбардировок, и поэтому в 40-х годах, пока восстанавливались другие религиозные здания, центр религиозной и социальной жизни города Гвадалахара переместился сюда. Трудные времена уже давно позади, но по привычке это самая посещаемая церковь города и в наше время.
В конце коротной улицы Кармен можно найти церковь Кармен и монастырь с таким же названием.
Были построены в 1632 году. Красивый фасад из кирпича в комбинации с камнем, на котором видны гербы основателя монастыря, Бальтасара Мелендеса.
Пройдя серией узких улочек, выходим на самую большую площадь города Пласа-де-Санто-Доминго. Была сделана на месте груд из кирпича, оставшихся от целых кварталов после бомбардировок. Площадь очень просторная, с одной стороны превращённая в уютный сквер. В сквере статуя графа Романонеса, который очень долго был премьер-министром Испании, отошёл от дел после фашистского переворота и ценится за его труды по истории Испании
Но дома 40-50-х лет застройки не придают особой красоты площади. Можно ругать горе-архитекторов типовых проектов тех лет…но необходимо учитывать и то, что город хотели его жители как можно скорее отстроить заново, новые жилые дома были очень необходимы.
На другой стороны площади красуется самая примечательная ренессансная церковь города — церковь де Сан-Жин, увенчанная двумя колокольнями.
Церковь несколько пострадала в ходе войны, но была быстро отремонтирована уже к 1947 году. Построена была в 16-м веке сначала как церковь монастыря Санто-Доминго-де-ла-Крус. Вскоре монастырь был упразднён, и церковь стала служить горожанам. В церкви находятся усыпальницы дона Иньиго Лопес де Мендоса и его брата Педро Хуртадо де Мендоса, и усыпальницы местных богатых и знаменитых людей.
За Пласа-де-Санто-Доминго начинается парк Конкордия, оборудованный ещё в середине 19-го столетия.
Пора возвращаться к автостоянке. Вновь углубляемся в паутину средневековых улочек, которые выводят на очень симпатичную небольшую площадь Пласа-Морено.
Здесь находится здание Депутатов провинции Гвадалахара.
Это очаровательное здание — бывший дворец графини Ла Вега-дель-Посо. Когда-то здесь был центр светской жизни Гвадалахары — в 19-м веке графиня была самой богатой обывательницей города. Громадный комплекс с бальными залами, церковью и внутренним двором перестал служить своей основной цели уже после смерти графини, а в настоящее время здесь гимназия-лицей.
Пора прощаться с испанской Гвадалахарой. Старо-новый город, что радует, переживает бум — строительный, демографический и промышленный. Мадрид стремительно разрастается, и Гвадалахара превращается в один из его удалённых спальных районов, довольно престижный и дорогой.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия