Неторопливой ездой от Реймса до Труа (130 км) можно докатить за 2 часа по обычной автотрассе. Этот городок с населением примерно 60 тыс. жителей является главным в четвертом департаменте региона Шампань-Арденны.
Поэтому здесь и соответствующая сеть административных зданий, включая ратушу, и церкви и вообще инфраструктура не деревенского масштаба. Берега реки Сены, пересекающей город, в 13 веке были обрамлены валами и городской стеной, а позже бульварами таким образом, что повторяли своей формой пробку шампанского.
При этом старый город расположен как раз в верхней части этой, напоминающей гриб, пробки.
Сначала здесь жили кельты («трикассиум» — старое название города), потом римляне, далее вторглись в 3-м веке в город варвары и пришлось стороить первую городскую стену. Наибольший расцвет получил город в 11 — 12 веках при графах Шампани: на фундаменте галло-романского амфитеатра построен был графский дворец, епископальня, госпиталь, проложены новые улицы, каналы.
В 12 веке на церковном соборе в Труа доверенный графа Шампани Гуго 1 основал именно здесь орден тамплиеров (хранителей храма), призванного брать под свою защиту паломников на пути в святую землю.
До сих пор применяется в банковском и ювелирном деле принятая тогда в Труа «Тройская унция» для измерения веса драгоценных металлов.
Развитие ремесел и установленные дважды в год ярмарки привлекали в город многочисленный торговый люд и способствоовали обогащению казны.
Вот тогда-то и начали возводить здесь на месте старых романских церквей новые — готические.
Кафедральный собор Петра и Павла строили больше 300 лет, начав с хоров в 13 веке, а завершил строительство парижский архитектор Мартин Шамбиж в 16 веке западным порталом в стиле уже поздней «Пламенеющей готики». Сложный ажурный орнамент резьбы на камне можно рассмотреть фрагментами, поражаясь и дивясь мастерству тогдашних строителей.
Самые старые витражи собора датируются 13 веком, по площади же оконных картин он занимает лидирующую позицию во Франции.
Инициатором строительства нак называемой малой базилики Св. Урбана в 12 веке был римский папа Урбан 4-й. Это произведение архитектурного искусства в стиле «Лучистой готики» стравнивают с парижской часовней Sainte Chapelle.
Это каменное кружево — амвон церкви Св. Магдалины (самой старой церкви в Труа) органично вписывается во внутреннее убранство храма. 11 лет жизни потратил создатель этой красоты — Жан Гэльд не напрасно. Остановка любого прихожанина на несколько минут любования здесь гарантирована.
Восстановленная в 16-17-18 веках после пожара церковь Св. Панталеона известна своими многочисленными (около 60)
скульптурами.
Эта памятная доска установлена к 500-летию освобождения Труа от англичан Жанной д’Арк во второй половине 100-летней войны.
К сожалению, ничего визуального из жизни другой исторической знаменитости — философа, теолога и комментатора священных текстов Раши, прожившего в Труа свою жизнь (1040 — 1105) найти не удалось. Он не только написал многочисленные комментарии к Талмуду, но и перевел его с древних языков — для своих современников. На жизнь же зарабатывал Раши изготовлением вина из сырья, недостатком в котором здесь никто не испытывал.
Недавно реставрированная городская ратуша с фасадом, украшенным черными колоннами, и стоящей в нише Минервой в шлеме, известна своим девизом: Единство, неделимость республики, свобода, равенство, братство или смерть».
Ну, а перед ратушей сегодняшние жители города забывают о привычном для них архитектурном убранстве в веселом
танце или просто в прогулке с приятелями.
Конечно же, я не забыл о другой отличительной и запоминающейся особенности города — его фахверковых домах, имеющих свой неповторимый облик. Имея немалый опыт визуального общения с подобными строениями в Германии, я просто не мог спокойно пройти мимо каждого такого дома.
И в заключение, витрины, которые тоже не оставят НАС равнодушными.