Вот мы добрались и до Франции…
Вот мы добрались и до Франции…
Нет, в этой стране я уже не раз бывал, но колесить по ней на железном конике опыта у меня было немного. Слегка прокатился из Андорры в Барселону, через Францию, даже и не прочувствовал, разве что только платил за проезд через тоннели.
В первых строках повествования обязательный низкий поклон и благодарность всем тем, кто очень интересно и даже, сказал бы талантливо, рассказал и показал здесь всем нам эти места. Это и tinka61, и milochka, и многие другие, а отдельное спасибо — Екатерине coshara, поскольку именно ее серия о Нормандии и Бретани была для нас подручным информационным материалом…
Дорога началась с Варшавы, с аэропорта Модлин.
Здесь замечательно много парковок с очень демократичными ценами и бесплатной доставкой прямо к терминалу. При желании можно оставить машину и непосредственно возле здания аэропорта, как вот эту
Прилет был в парижский аэропорт Буве, почти 100 км от столицы Франции, но нам туда, на этот раз, не надо. Нас ждет Нормандия, а потом и Бретань — на мой очень-очень субъективный, конечно же, взгляд, самые неповторимые регионы этой замечательной страны.
Вновь знакомый сайт economyrentalcar.com и бронирование авто в аэропорту Буве. За полных 8 дней аренды выходило чуть больше 300 евро с учетом непокрытой на 900 евро франшизы. Не так уж и плохо, учитывая, что депозит был минимальным — менее 200 евро, т. е. при оплате с картсчета была заблокирована общая сумма в 500 евро. Нас сразу предупредили, что дебетовые карты не принимаются, только кредитные, это надо иметь в виду.
Уж не знаю почему, но вместо обещанной бензиновой «Опель Корсы» 1,3, менеджер вдруг сказал, что готов предоставить нам «Ситроен С3», причем дизельный, да еще и с встроенным навигатором и за те же самые деньги.
Может он просто патриот своего автопрома? Понятно, что GPS у меня и свой имелся, но отказываться от дизеля в Европе не стоит, учитывая и расход, и стоимость топлива. Топливная политика Sixt, к которой нас направил сайт, была простой и понятной: полный бак получаешь, полный и возвращаешь. Указанная в ваучере стоимость аренды не дополняется какими-то еще непонятными платежами. Это нормально и очень правильно.
Машинка в целом удобная и послушная. На спидометре было 5200 км пробега. Может небольшая и легкая, однако коробка, пусть и механическая, вполне удобная, передачи втыкаются без проблем, даже задняя, к тому же еще имеется камера заднего вида. Высокое, почти панорамное ветровое стекло имело небольшой недостаток — дворники омывали его не полностью. Где-на третий день, после дождей и следов от насекомых, его пришлось вычищать самостоятельно.
Плюс немного непривычные для меня широкие боковые стойки, которые все-таки закрывали обзор.
Однако, в целом, остался доволен «Цитроном». Резвый, разгонял его до 150 кмч — без проблем! Юркий, маневренный, требует мало места на парковке, что очень немаловажно в европейских условиях. Ну, и расход в пределах 5 литров на 100 км.
Сдал его тоже легко и просто без кропотливого досмотра.
Ву, а ля, ключ в руках, чемоданы в багажнике, маршрут построен, нас ждет Руан!
Планов было как всегда громадьё. Практически всё побережье Ла-Манша от Дьеппа, а может еще и Брюгге в Бельгии, до Бреста и Нанта. Потом, оценив возможности, закономерно начали проводить секвестр. Сначала потерялся Брюгге. Туда, в Бельгию надо ехать целенаправленно, а не наскоком. Дьепп далековато. Брест… А что я не видел в Бресте, если туда чуть ли не еженедельно катаюсь в командировки?:))) (Справедливости ради, замечу, что раньше этот Брест именовался Брест-Литовск, но тем не менее…)
Ну, и поехали!
Сразу несколько слов о впечатлениях.
Дороги. Платные дороги хороши! Вполне сопоставимы с немецкими автобанами. Отличное покрытие, хорошая разделительная, ограничение 130, но гоняют там по всякому.
Платные дороги отмечены табличками синего цвета, с надписью «peage»
— вот так например. Оплату можно производить наличными живому человеку, можно в автомат монетами или банкнотами или просто вставить платежную карту.
— бывает и так, но редко.
Проезжали мост Нормандия.Красивое сооружение. Нравятся мне всегда мосты, эх, не передать!
Не смог удержаться, чтобы не сделать несколько снимков. Стоимость проезда по нему — 5,40 евро в одну сторону.
Бесплатные дороги с ограничением 110 кмч.
Они не сильно отличаются от платных, в основном по две полосы в одну сторону, претензий никаких.
Есть еще однопутные дороги с ограничением 90 и на отдельных участках 70 и 50 кмч.
Привычные для нас дороги. Проходят через населенные пункты, где ограничение 50 кмч и достаточно регулярно даже 30. Часто мы сознательно уходили на них, не ради экономии, а просто, чтобы посмотреть, как живут люди, как выглядит окружающая действительность.
На шоссе такого не увидишь.
Покрытие везде хорошее, ям и заплаток не видели. Не пожалели, это точно. Было интересно.
В целом отношения между водителями достаточно вежливые и доброжелательные. Хотя был разок момент. Возвращались поздно, начался дождь, темнело. Шоссе, 110 ограничение, я держал уже скорость побольше, спешили домой, на базу. Догоняю «Рено» и когда мы поравнялись, он вдруг начал ускоряться. Я его хочу опередить, он не отстает, дохожу уже до 150 — держится параллельным курсом. Чего ради, не понимаю. Может заело его или что… Так очень по-нашенски. Ну, а я уже понимаю, что разгоняться на этой малепуське не резон, ее начинает слегка болтать на дороге, вот и скинул скорость, перестроился ему в хвост, вышел на скорость 110–115, помню про правило 3Д (Дай Дорогу Дураку), тут и он скинул. Гордо рулил впереди… Все-таки такое поведение, скорее исключение, чем правило, как мне показалось за эти 8 дней поездок.
Ни разу не видел местное ГАИ в кустах с «феном» в руках или треноги, спрятанной где-нибудь под столбом, хотя полицию на улицах наблюдал регулярно. Как-то ведь справляются…
Не так часто как у нас, но встречаются автоматические радары. Вот не знаю, попался я или нет где-нибудь, еще депозит не вернулся. Его держат в том числе и для оплаты штрафов. Размеров не знаю, надеюсь на собственной шкуре (кошельке) испытать не придется…
Руан. Замечательный всё-таки город. Тут ничего не скажешь. Мы, конечно, глянули, как осваивали его герои «Орла и решки», что скрывать, но в основном ориентировались на полезную информацию в интернете. Кафедральный собор, улицы и площади…
Красота. Мы здесь остановились на одну ночь и увидели световое шоу на фасаде Нотр-Дам де Руан.
Пунктом дисклокации в Нормандии у нас был Гавр. Нормальный такой, приличных размеров промышленный город-порт. Его основательно разрушили в годы Второй мировой и фактически город был отстроен заново уже в стиле 50-х годов. Се ля ви, ничего не поделаешь! Мы только на третий день решили погулять в нем, даже заглянули на городской пляж. Надо отдать должное — хороший приятный город, пусть и без колорита Средневековья или барокко…
— в этих краях полно британских машин.
Базируясь именно в Гавре и имея машину под боком, мы решили проблему посещения таких замечательных мест как Этрета, Фекам, Онфлер и Довиль. Думаю, каждый мало—мальски сведущий турист, т. е. пользователь сайта туристер.ру, знает, что означают эти названия.
А какие места вокруг— надо видеть!
Парковка. Горе! В основных курортных городах в разгар почти сезона пристроится на улицах или на парковках, увы, сложно. Много таких же желающих.
Хотя, надо признаться, мне часто везло. По началу, мы где-то крутились в отдалении, а например в Довиле, я сознательно поехал как можно ближе к знаменитой набережной. И нашел таки место,
правда, очень не сразу, но тем не менее.
В Нормандии везде практически парковки платные.
Вот 40 центов, но за 15 минут.
Правильно, от 1,6 до 2 евро за час. Есть и дешевле, несомненно, но как рекомендуют бывалые, с оплатой лучше не баловаться. Сам видел — проверяют регулярно. Так что ровненько идите к безрукому рэкетиру, в смысле паркомату
и безропотно гоните ваши денежки, а квиток оплаты не забудьте положить под стекло, вот как этот товарищ
Есть вариант 10 минутной бесплатной парковки —
очень разумно!
В Бретани много парковок бесплатных. Даже на самой набережной в Сен-Мало. Постарайтесь прочитать текст, очень может быть, что больше 2 часов парковаться нельзя или после 17, может 18 или 19 часов или в выходные дни парковка бесплатна. Не стесняйтесь спросить в ближайшем кафе или у проходящего пешехода — кто-нибудь вам да расскажет.
Этрета… Как много в этом названии для сердца каждого туристера...
Глядя на полотна Клода Моне когда-то, в самый первый раз, я и представить себе не мог, что увижу это место.
Кстати, мы даже побывали и в Живерни, в музее Клода Моне, увидели его дом, сад,
Был у нас и Фекам — своеобразный, интересный городок, очень как мне показалось нормандский. А чуть дальше за ним расположился милый небольшой Вёль-ле-Роз (Veules-les-Roses). Замечу, что мы очень редко в поездке слышали русскую речь и именно здесь, на пляже совсем рядом с нами расположилась на отдых пара с детьми, говорящая по-русски. Даже не в Этрете или Фекаме, а тут.
Затем был Онфлер, это уже в другую сторону от Гавра и обязательный к посещению Довиль. Как же, как же! «Мужчина и женщина» молодого еще Клода Лелюша с Трентиньяном в главной роли, культовый фильм 60-70-х годов! Ну, и всё-такое…
Снова нас зовет дорога. Всё дальше и дальше. Проезжая Кан (Caen) мы свернули на север, в сторону известного пляжа Омаха-Бич. Это место высадки американского десанта в ходе операции «Оверлорд» 6.04.1944. Здесь расположен мемориал, посвященный «Дню Д», кладбище погибших союзников…
Проехать мимо этого места я никак не мог. Не смотря на опыт американских музеев, мне было очень любопытно увидеть памятники войны, связанные со Вторым фронтом.
И конечно же — Мон-Сен-Мишель. Думаю, после Лувра и Парижа, как города, являющегося целиком туристическим объектом, во Франции это второе место по посещаемости туристами. Ну, может третье, на крайний счет пятое…
Еще увидев это аббатство с дороги невозможно не остановиться, чтобы посмотреть на него.
И пусть Нормандия и Бретань разбираются между собой к какой провинции он относится, бесспорно, что это чудо принадлежит Франции и … всему человечеству. Просто фантастическое зрелище!
Еще чуть-чуть и мы в Сен-Мало. Говорят и пишут, что здесь самые сильные в мире приливы и отливы. Доложу я вам, прилив, как и отлив в этом городе, на самом деле впечатляет!
Мы специально трижды заезжали в этот город в разное время суток только, чтобы оценить масштаб этого действа. Отсняли массу фотографий, обязательно расскажу очень подробно. Интересна и история этого города — пиратского центра и средневековой вольницы. Крепости, морского порта, откуда выходили корабли для открытия Канады, освоения океанов…
Совсем близко от Сен-Мало расположен еще один город — Динар.
Ну, и еще раз спасибо подсказкам — Канкаль.
О! Вот тут и продают эти самые устрицы, причем свежее не бывает, только-только из моря, по 5–6 евро за дюжину.
Вне конкуренции по средневековому колориту конечно же Динан. Ох и замечательное место! Особенно приятное любому автомобилисту тем, что там масса парковок, причем часто бесплатных, а местные власти позволяют прямо на машине проехаться по узеньким древним улочкам.
Может и не самое правильное это дело, всё-таки выхлопы, газы явно влияют на состояние фахверковых домиков, которым по 400–500 лет, да и толпы туристов, опять-таки шарахаются в разные стороны, но если чуть-чуть, то, наверное, можно…
Вторым пунктом постоя мы еще дома выбрали Биник. Это неподалеку от Сен-Бриека. Милый, приятный городок, бывшая рыбацкая деревушка.
Чуть дальше за ним — Перро-Гирк, с прилегающим берегом Розового гранита,
местечками Трегосталь и Плюманах, откуда можно пройтись по Тропе Таможенника. Нынче вы тружеников фискального фронта там не встретите, одни туристы, а раньше они там паслись, как сообщают, в немереных количествах…
АЗС/Топливо. Бензин в июле 2015 стоил в пределах 1,4–1,65 евро, дизель — от 1,15 до 1,35. Честно говоря, немного удивился такой разбежке цен. Думал по началу, что только на автоматических заправках дешевле, но нет и с оператором тоже может быть 1,15 и без него 1,3. Как-то так.
Знаки. Часто на улицах нет привычного нам знака главной дороги, особенно если она изгибается. Посмотрите на разметку. Если к перекрестку выходит проезд со стоп-линией — значит он второстепенный, на главной стоп-линии нет. Будьте внимательны.
Бывает напрягает большое количество колец, однако, справедливости ради, надо признать — кольцо безопасно.
Всегда тот, кто едет по кольцу — едет по главной. А уж как их оформляют и украшают!
В России бывает по-другому, когда приходится руководствоваться правилом помехи справа.
В общем, крепче за баранку держись, шофер. Здесь ездить куда легче чем у нас. Счастливого пути!