После вчерашних ночных заседаний на балконе с напитками меня можно было поднять в 4 утра только с помощью пушечного выстрела. Но Игорю удалось это и без военной техники. Водитель нас уже ожидал во дворе, и Игорь суетился с процессом моего пробуждения. «Одевайся, в тук-туке поспишь…». Так! Стоп! Я совсем забыл, что сегодня мы едем не в комфортабельном легковом автомобиле, а небольшом и супер небезопасном тук-туке. «В нём то уж точно выспимся…« — проворчал я, натягивая носок на руку.
За дверью послышался писклявый мужской голос, срывающийся на женский. — Игорь, это ещё что за…? — Сейчас узнаем, сквозь смех выдавил Игорь. Громким, писклявым мужчиной оказался наш водитель. Представился он как Дин-Дон… как мы узнаем позже…полный дин-дон. В кромешной тьме мы направились к тук-туку. Скорпионов на свои ноги мы не подцепили и слава Богу.
Пересчитались до двух, еле уселись в заднем отделении. Обсудили маршрут. И поехали.
1
Я всегда относился доброжелательно ко всем национальностям, конфессиям… но что было тут. Этот дин-дон мне напоминал обезьянку. Щупкий ланкиец ростом 120–130 см — эдакий местный дядя Фёдор. При движении нашей повозки он не мог сидеть на месте, постоянно подскакивал с криками: «уааауаауаа», «ауауауауауа», «ёёёёёёёёё», «таааагииииииил». Шучу, Тагила там не было. На своем месте Дин-Дон прыгал постоянно как блоха на батуте. Кричал на сингальском так громко, что, ага, 100 раз выспишься. Он высовывался из тук-тука, махал руками всем подряд, подрезая каждое второе транспортное средство. Поведение, мягко скажем, неадекватное, может он был под наркотой, как водитель Отто из мультсериала Симпсоны, может по жизни такой. Скорее всего, такой он, какой есть — всматривался в его глаза в зеркало заднего вида.
— Игорь, это что? Ты где его взял? Ты понимаешь, что с таким водителем, мы домой не вернемся? — Это был самый дешевый. 4200 LKR. — Оно и видно.
Это сейчас я вспоминаю сию историю с улыбкой, тогда было совсем-совсем не до смеха. Тук-тук мог просто развалиться от порыва ветра, а с таким водителем ещё и въехать в какой-нибудь маяк. Ехать 120 км, со средней скоростью 35 км/ч. Я предпочел закрыть глаза на весь этот цирк с клоунадой за рулем, закинул наушники и даже уснул.
Погода сегодня опять не радовала. С раннего утра было даже прохладно, а ещё и дождь накрывал сверху. Впечатление, как едешь на мотоцикле «Урал» с люлькой… только она сзади. В отличие от Урала, люлька накрыта со всех сторон тонким, легко продуваемым брезентом. Тем не менее не все поймут, не многие вспомнят.
Все 4 часа слушали нашего водителя. В конце первого участка нашего пути, он даже на минуту замолчал. «И это весь концерт, а как же продолжение? За что мы платили деньги?» — в один голос иронично удивились мы с Игорем. Выяснилось, что Дин-Дон готовился, чтобы спеть. Уверен, что после прочтения этого отчёта многие захотели прокатиться с таким водителем. Когда мы приехали на первый объект Дин Дон высморкнулся в свою брючину, сказал оставить тапки и мы пошли.
Мы прибыли в Буддийский храм Wewrukannala Raja Maha Viharaya, расположенный в Диквелле. Мы уже не мало видели храмов здесь, однако это был самый запоминающийся. Большой комплекс. Для ланкийцев это одно из священных мест, и поэтому храм всегда полон верующих. Они отправляются сюда, чтобы помолиться и увидеть самую большую статую сидящего Будды на острове (высота — 50 метров). Но для туристов это место интересно не только статуей.
2
Чтобы попасть к статуе, нужно сначала пройти через длинный коридор ужасов. Здесь стены исписаны ужасающими картинами наказаний грешников демонами, а при входе расположено несколько сцен со статуями в натуральную величину, опять же, по теме наказаний грешников. Сцены и изображения на самом деле ужасающие: представлены сцены распятий, расчленёнки, горения заживо и много всего того, что обычному человеку не очень приятно видеть. Кстати замечу, что это совсем не свойственно для буддистских храмов.
1
1
2
1
Что же касается самого храма, могу пояснить следующее: с помощью лепнины и дерева здесь воссозданы целые религиозные сцены. Их много и они здесь одни из самых необычных и ярких. Ходят здесь по кругу целыми часами, вглядываясь в мельчайшие детали воссозданных сцен. Туристов тут много! Из всех храмов на Шри-Ланке этот занял в моем рейтинге второе место после Дамбуллы.
1
1
4
2
3
2
2
Далее мы направились в храм Мулкирегала в 10 км. отсюда. Но наш водитель на этой местности ориентировался слабо. Мы заблудились, встали вообще в каком-то поле… Приехали…
1
Дин-Дон долго искал у кого спросить дорогу, но через 15 минут он нашел человека. Человек сказал, что надо возвращаться обратно и ехать по другой дороге.
По дороге, Игорь с восторгом описывал наш новый храм Мулкиригала. Он много начитался о нём и по его словам мы увидим самое грандиозное, что можем только себе представить.
Итак, Мулкиригала относительно малоизвестное и малопопулярное у туристов место, отчасти потому, что Дамбулла является признанным ЮНЕСКО памятником, а до пещерных храмов Мулкиригалы эта участь и сопутствующая этому популярность пока еще не добралась.
Пещерные храмы расположены в горе высотой 270 метров, которая по форме напоминает скалу Сигирии. На ее крутых склонах в семи пещерах находятся храмы, которые датируются 13-м веком. Но по другим данным храмы были здесь основаны во 2-м веке. К пещерам ведет удобная, но крутая лестница. Внутри храмов находится множество статуй Будды, небольшие пагоды, а стены расписаны красивыми фресками. Можно (и нужно) продолжить путь по лестнице дальше на самый верх горы, преодолев 533 ступени. Там находится дагоба, бассейн и открывается захватывающий панорамный вид на окружающие леса.
К нашему приезду активизировался ливень. Мы бросили тапки и пошли босиком по лужам…как в детстве в деревне. На кассе сидел блондин европейской наружности. Вроде как поляк. Про него в Интернет часто пишут на форумах. Молодой человек с явно выраженным косоглазием пришёл в этот храм, теперь живет и работает здесь: собирает пожертвования, общается на английском, поддерживает порядок и читает молитвы в рупор. Подъем и действительно очень высокий и крутой. Поднимались минут 20. Добравшись до пика, обнаружили беседку, в ней свечка и лепестки и всё. О как! «Таких приколов я ещё не видел, парни». Пошли обратно другой дорогой. И нашли пещерные храмы… они настолько малы, что не заметны. Внутри самые классические изваяния Будды. Вот и всё. Панорамами мы также не насладились из-за дымки, облаков и дождя. Вот Вам и расхваленная Мулкиригала. Ревизорро Денис Летучий не рекомендует посещение храма Мулкирегала.
1
2
Мы вернули в тук. По дороге, Игорь купил манго с красным перцем. Дин-Дон поинтересовался, понравилось ли. Чтобы не оскорблять его чувства и не казаться снобами сказали, что место супер.
Мы поехали в город Тангалле на знаменитый одноименный пляж. В самом городе дорога нормальная, а вот к пляжу дорога через частный сектор, где такие ямы… что дороги Вторчермета вы сможете даже и полюбить. Но наш шустрый тук-тук и не менее шустрый водитель выбирались из них быстро. В дождливую пасмурную погоду знаменитый пляж выглядел серо, уныло и одиноко. Из туристов были только мы. Кроме нас была пара рыбаков (видимо увидели друг друга издалека). Тут же я нашел 10 000 LKR, хоть не зря заехали. На месте приняли решение, что на пляжи Унаватуна и Мирисса мы сегодня не поедем. Тем временем ветер усиливался.
4
Когда мы вернулись к нашему Дин-Дону он опешил нас сообщением, что сегодня будет цунами! Сначала подумали, что это маркетинговый трюк: Дин-Дон устал и хочет ехать домой обратно, а с другой стороны мы смотрели на бушующий океан, порывистый ветер и становилось дискомфортно. Для Шри-Ланки тема цунами злободневна, острая и животрепещущая. 26 декабря 2004 года недалеко от острова Суматра в Индийском океане произошло сильнейшее землетрясение. Оно вызвало гигантские волны, высотой более 15 метров. Цунами прокатилось по побережью тринадцати стран. Огромная стена воды накрыла побережье Индонезии, Таиланда, затронула юг Индии и мощнейшим ударом обрушилась на Шри Ланку. По различным данным количество погибших на острове составило от 40 до 60-ти тысяч человек. Поселения ланкийцев, растянутые вдоль побережья, были полностью сметены чудовищными массами океанской воды. Народу, не раз пережившему в своей истории сокрушительные ураганы, наводнения и ливни, природой было уготовано еще одно испытание. Более 500 тысяч человек остались без крова, пищи, питьевой воды. Наибольший ущерб был нанесен стихией юго-восточному побережью острова. Кстати, недалеко от Хиккадувы находится памятник жертвам стихии. Пассажирский поезд был снесен гигантской волной. Ни один человек не выжил. С таким делом, Дин-Дон вряд ли бы стал шутить, да и мы все эти факты знали. Стало не по себе. Тем не менее, мы продолжили наш маршрут. Далее мы поехали на маяк в Дондре. Дондра — это небольшой поселок, самая южная точка Шри-Ланки.
Маяк Дондра — действующий, и находится в ведении государственного морского управления Шри-Ланки. Проект маяка был разработан во времена колониального правления Англией сэром Джеймсом Николасом Дугласом (James Nicholas Douglass) и построен в 1889 году Уильямом Дугласом (William Douglass), сотрудником английской императорской службы маяков. Все строительные материалы, включая кирпичи и стальные конструкции, были привезены из Англии. Гранитные плиты поставлялись из карьеров Шотландии и Корнуолла.
4
Высота маяка 49 метров, к самой высокой точке ведут 7 этажей из 196 ступеней, освещаемые светом из 14 окон. Построен в виде восьмигранной пирамиды. Рядом с маяком находится возвышение с камнем который отмечает, что это самая южная часть Шри-Ланки.
Маяк Дондра является одним из четырех международных маяков в Шри-Ланке. Он был модернизирован в 2000 году в связи с введением глобальной системы позиционирования (GPS) и связан компьютерной сетью с другими маяками по всему побережью. Ежедневно рядом с маяком проплывают около 250 судов и большинство из них используют маяк для навигации. Также маяк активно используется рыбаками, ланкийским флотом и коммерческими судами. С маяка открывается красивый вид на побережье Шри-Ланки, также отсюда можно наблюдать голубых китов во время их миграции возле берегов Шри-Ланки.
Несмотря на непогоду туристов на маяке было много. Люди фотографировали только сам маяк, а мы пошли внутрь. И тут мы попали на лохотронщиков. Да, на отдыхе высока вероятность стать жертвой обманщиков. Каждый из нас неоднократно был жертвой злоумышленников, может даже и, не осознавая этого. Многие отрицают и стесняются этого, а я говорю, что это нормально. Игорь читал, что вход в маяк и подъем на вершину стоит 150 LKR / чел. Вход ограничен, в день может зайти n-ое количество людей.
При виде нас с Игорем активизировались два мужичка, впустили в маяк и сразу захлопнули вход на засов. Напрягло, но ладно… сделали морду кирпичом и пошли вверх. Нам начали свистеть. Тот парень, что лучше говорило по англ. сообщил, что мы должны заплатить по 1 000 LKR с носа. Но не на тех напали. Мы с Игорем подняли такой хай. Хилые ланкийцы испугались. Угрожали пригласить начальника. И надо сказать начальник пришёл, назвав новую цифру 1500 LKR / чел. И тут Игоря понесло. В итоге цена была снижена до 200 LKR (1,5 USD) с чел. Билета/чека естественно нам не дали. Как только «контролеры» получили деньги, тут же исчезли. Мы пошли взбираться на маяк. По спиралевидной лестнице шли минут 10. На одном из этажей мы обнаружили единственного на маяке сотрудника, молодого доктора наук, который занимался планированием и навигацией. Удивило, что парню от силы 25–27, а уже доктор, об этом свидетельствовал бейдж. На наш вопрос, что за плата за вход, он кратко пояснил, что это жулики, а угроза цунами вполне реальна. Юноша был очень серьёзен и не разговорчив. Ещё чуть усилий и вот мы на вершине маяка. Вид сверху прекрасный. В солнечную погоду панорамные фотографии получились бы супер. Помост очень узкий и скользкий, надо быть постоянно начеку. Кроме нас никого на маяке не было. Несмотря на не приятный осадок, место очень понравилось. Кстати, когда мы шли обратно, контролеров и след простыл.
6
8
Вымокшие до нитки мы вернулись в тук-тук и предпочли поехать домой. Экскурсионный день не задался. Перспектива цунами и дождь смешал все наши карты. Ехали мы под мои истории о поездке во Вьетнам. Через час мы ехали вдоль океана и меня осенило: — Почему океан справа от нас? — … — Мы едем не в ту сторону?! — ну, ты Денис молодец, я даже не заметил. Мы остановили Дин Дона. Но он отказывался верить, что мы едем не правильно. Ну ладно, поехали дальше. Цифры на километражных столбиках увеличивались и становилось очевидно, что мы едем обратно в сторону Тангалле. Мы снова остановили Дин Дона, но он все равно уперто кричал, что Хиккадува прямо. Проехали ещё чуть-чуть и потребовали спросить у местного дорогу. Путник сказал, что мы едем правильно. Мир сошёл с ума! Мы уже стали узнавать отдельные здания по дороге в Тангалле. Водитель отказывался верить, что мы едем не туда. Мы достали навигатор и наши опасения оправдались, мы ехали в противоположную сторону. Игорь попросил остановить и сам пошёл говорить с местным. Первый же мужичок сказал, что Хиккадува в другую сторону, Игорь попросил объяснить нашему водителю. Вот такие вот недалекие люди там живут и работают. Дин-Дон удивился, как это у него принято, начал визжать. Мы потеряли больше часа.
Тем временем погода ухудшалась. Начался сильный ветер, всё происходящее напоминало ураган. Летели ветки деревьев, тук-тук сдувало в сторону кювета, пальмы гнуло к земле. Дин Дон подтвердил, начался ураган. Не страна, а сплошная катаклизма. Ехали мы 3 с лишним часа в постоянном напряжении. Когда мы проезжали Галле нас, обогнал сам президент Махинда в окружении патруля. В самом Гале, не смотря на ураган, шла демонстрация. Люди шли с портретами президента и громко кричали. «Сколько же надо было заплатить, чтобы демонстрация состоялась в такую погоду?».
2
Огромное количество автобусов свозило деревенских ланкийцев. Напоминало больше эвакуацию населения, нежели выборы. Естественно образовались дикие пробки. А ветер становился ещё сильнее… Уже хотелось поскорее заскочить в дом. Тем более, что он уже был где-то рядом. Нас завезли на территорию гостевого дома, прямо к дверям номера. Я впервые был против давать на чай.
Быстро расплатились, залетели в дом… и света нет. Полежал в темноте и решил пойти в безумную прогулку. А что? Кушать нечего, делать нечего. Уставший Игорь предпочел остаться в отеле.
Света не было во всей Хиккадуве, шёл сильнейший дождь и порывистый ветер. Осадков выпало очень много… я шёл по трассе, а уровень воды был по голень, местами поколено. Шёл в темноте и гордом одиночестве. В меня прилетали пальмовые ветви. Транспорта так же не было. Безумец же я? Вдоль дорог Хиккадувы есть опасность, повсюду есть канавы, открыты люки, отсутствуют плиты. В сухую погоду, то есть риск провалиться, не говоря про сейчас, когда вода скрыла все злачные места. Надо сказать, наша знакомая Вера уже проваливалась. Шел я не зная куда, не зная зачем. Свет периодически появлялся, но не долго. Но были и заведения с автономным генератором, и там был свет. Я насчитал всего 3. Я зашел в массажный салон. Свет был на тот момент. Так как клиентов не было, мне удалось сбросить цену примерно на половину до 14 долларов за час. Начали сеанс и свет отключили. Сначала массажировал в темноте…. потом принес свечку. Массаж опять не понравился… просто поглаживания. В конце налили 50 грамм настойки… понравилась. Массаж на Шри-Ланке делать не умеют!!! Через дорогу работал ресторан, там был свет и было многолюдно. Названия не запомнил, но ел там часто. Кухня там нормальная, цены дорогие + такса 10% к счету. Имейте в виду там это распространено… Заказал половину тушки цыпленка запеченной с кешью и картофель. Чек составил 1040 LKR = 8 USD. Курицу люблю в любом виде, даже сухую. Отведал и направился обратно по темным, затопленным улицам Хиккадувы. Добрался благополучно. Уснул в одежде сразу.