Этот день был наполнен солнцем, белыми кувшинками, скалами, уходящими в воды Онеги, загадочными древними писаницами, золотистым песком и теплой водой озер.
Этот день был наполнен солнцем, белыми кувшинками, скалами, уходящими в воды Онеги, загадочными древними писаницами, золотистым песком и теплой водой озер.
Погода была к нам благосклонна и начавшийся было ночью несильный дождь закончился к утру. Темными водами Черной речки под негромкое урчание мотора мы шли на лодке к Онежскому озеру. Конечной целью сегодняшней поездки были мыс Бесов Нос и мыс Пери-Нос.
И вот оно долгожданное устье — песчаные косы, огромные валуны берегов Онеги, сосны и неожиданно незаметный водораздел, когда почти черная вода реки бесследно поглощается огромным озером. Другого берега не видно. До горизонта только гладь вод и редкие паруса.
Онежское озеро встретило нас ласково, ветер был очень слабый, волны почти не чувствовались. От устья Черной реки почти 2 километра до, первого по плану, Пери-Носа мы прошли незаметно для себя.
Петроглифы Онеги имеют весьма почтенный возраст — они датируются 4–2 тысячелетием до нашей эры, их научное изучение начато в середине 19 века. Онежский комплекс петроглифов включает в себя береговую линию протяженностью 21 километр, это 24 мыса и несколько прибрежных островов. Мы планировали посетить наиболее богатые петроглифами Пери-Нос и Бесов Нос. Бесов Нос считают центральной частью зоны расположения петроглифов на побережье, так же на Бесовом Носу находится знаменитая триада огромных петроглифов — Бес, Выдра и Сом. На Пери-Носу известно 317 петроглифов, на Бесовом Носу 115 фигур и знаков. Когда-то на Пери-Носу насчитывалось 411 фигур, но в 1934 г. большая плита оттуда была вывезена в Эрмитаж.
И вот лодка мягко утыкается в прибрежный песок, мы спрыгиваем за борт в мелкую теплую воду и выходим на берег. Наш рулевой, он же капитан, он же гид-экскурсовод, ведет нас тропинкой среди цветущего вереска и черничников на выступающие далеко в озеро камни мыса. Оставляя за спиной сосны, вереск и кострища стоянок мы выходим на мыс.
Петроглифы наносили на отполированные прибоем плиты при помощи каменных орудий; фигуры хорошо видны только при определенных ракурсах и освещении, так как они не очень рельефны и не глубоки. Сейчас чувствуешь себя не древним охотником, а современным сыщиком, пытаясь угадать сначала местоположение фигур, а потом их смысл. Наш гид терпеливо ждал, найдем ли мы петроглифы сами, после чего показывал все не найденное. Петроглифы на этих берегах изучают с середины 19 века, но все еще находятся новые «точки» расположения писаниц. Но популяризации почему-то не происходит и даже наш рулевой говорил, что «лет 20-ть назад ловил здесь рыбу и даже не задумывался, что у меня под ногами».
На Пери-Носу я маньячу; а так как мы, маниаки, народ запасливый, то у меня с Москвы припасен рулон кальки и мягкие (2Н) простые карандаши и сейчас я, прижав камерой часть рулона, самозабвенно штрихую. Как показали эксперименты — наилучший результат дает размазывание графита по кальке, положенной поверх петроглифа, чем-то мягким, так как резиновым тапочком я не запаслась, пришлось делать это ладонью, а потом долго оттирать чумазые руки прибрежным песком.
С Пери-Носа мы идем на лодке на Бесов Нос. Рассматриваем триаду и лебедей, дерево и многие другие более мелкие фигуры. Размер петроглифов разный, больше всего небольших фигур от 10 до 50 сантиметров, из виденных нами, самыми большими были триада Бесова Носа, они больше 2,5 метров. Все изображения — двухмерные, плоскостные, профильные. У лесных зверей почти всегда две ноги — задняя и передняя. Морские звери показаны распластанными, в проекции сверху. Люди изображены сбоку, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка — в фас или полуфас. Помимо людей и животных, встречаются солярные и лунарные знаки, а так же геометрические фигуры. На центральной фигуре Беса в 14 веке монахи Муромского монастыря выбили крест, не ясно то ли отняли силу, то ли дали силу… Бес был выбит поверх трещины, разделившей фигуру пополам, эта трещина дает Бесу голос и во время прибоя и приливов можно услышать издаваемые им звуки, отчасти эта способность Беса и сподвигла монахов выбить на нем крест. Если провести по фигуре Беса рукой, то она гладкая, как бы отполированная, крест же по-прежнему шероховат и неприятен на ощупь.
На Бесовом же Носу стоит недействующий сейчас маяк. Как сознательные туристы обошли маяк кругом. Потеряли Лену в зарослях черники. Наслушались про «гадюки кругом, смотрите под ноги» от гида.
С Бесова Носа нас увезли купаться в ближайшем заливе и пить чай из самовара.
В заливе нужно очень долго идти до глубокого места, бредешь-бредешь по воде, а тебе все чуть выше колена. Во время купания нас одолели оводы, постоянно сидеть в воде не выходило и я старалась проплыть как можно дальше, выйти еще дальше по берегу и уже берегом дойти до стоянки, а потом все по-новой — заплыв, прогулка по солнцепеку, заплыв. И песок на берегу разноцветный, и желтый, и черный, и красновато-бордовый.
А потом мы снова шли назад Черной речкой, снова среди кувшинок и полузатопленных болотистых берегов.
«Дома» нас ждали с ужином, после которого мы опять ходили купаться на Мурмозеро. Ссылка на хорошую статью о петроглифах, факты, толкования, география.
И огромное спасибо хозяевам гостевого дома, где мы тогда жили, организовавшим нам лодку и капитана-гида, без них мы бы не добрались))