Путешествуя по Индии, мы пользовались различными видами транспорта — арендованной машиной с водителем, такси, рикшами и поездами ближнего и дальнего следования.
Довелось летать и самолетами трех индийских авиакомпаний — Air India, Spice Jet и Go Air. Следует сказать, что, в отличие от железнодорожных вокзалов и автобусных станций, все аэропорты, через которые нам довелось летать — Дели, Варанаси, Мумбаи, Гоа и Дехрадун — были современные. Везде к ним были прекрасные подъезды и развязки.
Порядок прохождения регистрации и посадки в самолет
Общим для всех индийских аэропортов была жесткая дисциплина проверки всех без исключения пассажиров и их багажа. Причем, неоднократная. Первая проверка документов — и очень внимательная — паспорта и билетов — прямо у входа в здание аэропорта. Нужно обязательно иметь с собой распечатку билета. К картинкам из девайсов относятся сомнительно, но, после тщательного их изучения, пропускают в зал регистрации тоже. Но бумага все-таки лучше.
Но сразу на входе идет и проверка на сканнере и багажа, и пассажиров. На замки сдаваемого багажа сотрудник ставит липучку со штампом — «не вскрывать» и свою печать! Так что если вам нужно перепаковать свой багаж относительно его веса (на всех этих линиях лимит веса в эконом-классе 15 кг) или каких-то вещей, которые нужно достать в ручную кладь или наоборот, то приходится после перепаковки проходить такой контроль заново.
На проверке багажа и личного досмотра — «половая дискриминация». Девочки — налево, мальчики направо. Кстати, такой же контроль с дискриминацией был и на каждой станции делийского метро!
На регистрации лишние полтора-два кило, как правило, у туристов проходят, особенно, если улыбнувшись сказать: «Yes — there is so weighs winter clothing. And then you have hot!» — «Да — там зимняя одежда так весит. А то у вас жарко!». Дескать, я конечно могу ее вытащить и надеть на себя, но ведь вес самолета от этого не уменьшится, а мне будет жарко в ней ходить. Как правило, такое объяснение удовлетворяет всех.
За добавочный вес багажа при покупке билетов через интернет, нужно выбирать другой тариф оплаты. Это может составить еще несколько долларов за каждый дополнительный килограмм веса багажа. Мы везде укладывались в 15–16 кг на одно место.
На стойке регистрации билетов нужно обязательно взять специальные бумажные стикеры и повесить их на всю без исключения ручную кладь. Это очень важно — эти бирочки будут последовательно проверять еще несколько человек и каждый из них будет ставить на ней свою отметку (после прохождения паспортного контроля, ручной клади, перед выходом на посадку в самолет и непосредственно входя в него!). Так что, если кто-то из этих сотрудников допустит оплошность и не поставит такую отметку — его сразу «вычислят», а вас не пропустят.
На вес ручной клади и ее количество никто не обращает внимания. Так что можно как следует грузиться в кабину, но не забывать о стикерах, на которые проверяющие будут ставить свои штампики.
Во время полета
Во время полета, как правило, питание не предусмотрено и за него нужно платить отдельно. Только однажды, когда была задержка отправления рейса на пять часов, нас покормили в самолете какими-то чипсами, шоколадками и чаем-кофе.
Соблюдение графика полетов
Индия — расслабленная страна и это чувствовалось во всех наших шести внутрииндийских полетах авиалиниями Air India, Spice Jet и Go Air. Началось с переноса времени отправления рейса Варанаси — Мумбаи (Go Air) и отмены рейса Дехрадун — Дели авиакомпанией Spice Jet. Согласились с задержкой первого рейса и перенесли на день раньше второй, уменьшив таким образом наше пребывание на сутки в интересном городке Ришикеши в Северной Индии.
Здание аэропорта в городе Дехрадун
А за три дня до вылета из Дели, авиакомпания Air India совсем отменила этот рейс Дели — Дехрадун. У нас — паника. Что делать? Как попасть в Ришикеши из Дели? Решили, прилетев даже поздно вечером, взять такси в аэропорту.
Подумаешь — каких-то 270 км! Да проедем их за 3–4 часа! Ага! Это — Индия! Ехали всю ночь аж целых восемь часов! Это приключение с засыпавшим на ходу шофером стоит отдельного рассказа.
И на последнем этапе был вообще полный «отпад» — с нас «содрали» еще одну оплату за билеты Дехрадун — Дели! На стойке регистрации потребовали, впрочем как и везде, показать кредитную карточку, с которой я оплачивал наши билеты до Дели. Показал, одну, вторую — не та!
"А вы, Штирлиц, останьтесь! Вот вы и попались!
У вас не та карточка, по которой были взяты эти билеты! Кто вы такой на самом деле?"
Один работает, а трое-четверо наблюдают — обычное дело в Индии. А уж, когда один копает яму — там наблюдающих может быть даже вдвое больше!
Оказывается, я проплатил с карты, которая в декабре была заменена банком по истечении срока годности на новую. А на ней же номера уже другие! И никакие уговоры и аргументы не действовали! Пять человек стояли вокруг этой карточки полчаса и молча ее рассматривали со всех сторон.
Нужных цифр они не находили и тыкали пальцем в распечатку нашего билета, где четвертьмиллиметровыми буквами на обратной стороне страницы были правила пользования этими авиалиниями и в одной из таких строчек под микроскопом можно было разобрать: «Иметь при себе карточку, по которой оплачивался билет». И все. Никаких торгов, презентов или взяток — убедились, что здесь коррупция истреблена намертво!
Пришлось провести оплату наших билетов заново!
Вывод: нужно сохранять старые банковские карты, на которые покупались авиабилеты! Даже, если вы покупали эти билеты год назад!
Обещали вернуть наши деньги в течении пары недель. За отмененный рейс деньги уже вернули, а за вторичную переплату — через три недели тоже.
Такси в аэропортах Индии
Что порадовало — это порядок в области таксомоторного обслуживания. Во всех аэропортах жесткая дисциплина и порядок. Никаких самодеятельных «гаврил». Очередь машин — становись и садись в подъехавшую машину. А там работает счетчик.
Есть и другой вид такси-сервиса. Это Pre-Paid Taxi. Он удобен тем, кто не знает города и его расстояний, а также на междугородние рейсы. Как правило, в аэропортах всегда есть несколько транспортных компаний (с небольшими разницами в ценах), которые обеспечивают такой сервис и всегда можно выбрать и подходящую машину, и тариф. Мы пользовались только этим видом такси-сервиса. Ну и давали потом «бакшиш» водителю.
Итак, резюмируя вышесказанное, можно посоветовать авиатуристам, путешествующим по Индии — не расслабляться!
И постоянно следить по Интернету за своими рейсами на предмет изменений в расписании или их отмен.
«А в остальном, прекрасная маркиза, — как поется в одной известной песне — все хорошо»!
Другие материалы по Индии:
— Что можно увидеть за день в Дели?
— Обсерватория Джантар Мантар в Индийском Джайпуре
— Форт Амбер — мечта женщин Востока
— Последний приют Великого Акбара в индийской Сикандре
— Новогодний Варанаси
- "Приключение" на Палм Бич в индийском Гоа
Теги:
Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия