Когда мы вышли в район вокзала Аточа, о чём я писал в конце предыдущего рассказа, начался проливной дождь. Ничего не предвещало его быстрого окончания, а до вечера ещё несколько часов. Решение пришло быстро — на Гран Виа. Это неофициальная главная улица Мадрида, по обеим сторонам которой расположились театры, отели, кинотеатры, рестораны и магазины, магазины, магазины…
Там мои дамы с радостью углубились в процесс шоппинга, переходя под зонтиком от магазина к магазину. Я, чтобы не заскучать, стоя под карнизами домов или ролетами входов в магазины, фотографировал что попадало в кадр, иногда делал пробежки на середину улицы для поиска лучшего кадра, и обратно — фотоаппарат всё же боится воды больше меня.
Первый проект этой улицы, который должен был соединить улицу Алькала с Площадью Испании, датировался 1862 годом. В свое время проект строительства новой улицы был одной из главных тем жизни Мадрида. Но подготовка длилась практически полвека. Предполагалось снести 14 улиц, где домов было более 300, реконструировать 34 улицы. Всё это предполагало длительные переговоры, изменение ряда законов и убеждения, убеждения общественности.
Наконец, 4 апреля 1910 года король Альфонсо XIII в. здании рядом с церковью святого Хосе в присутствии мэра Мадрида торжественно объявил о начале строительства новой городской магистрали. Улица Гран Виа строилась практически до 1950 году. В результате мы можем прогуляться по улице со своим уникальным лицом, со множеством оригинальных зданий современных архитектурных стилей, фасады которых не похожи друг на друга.
В самом начале Гран Виа на небольшом треугольном участочке земли стоит Дом Грасси. Интересно, что заказчиком здания архитектору Эладио Ларедо не был местный житель, а миланский ювелир Алехандро Грасси. Оригинальный дом был закончен в 1917 году, и все обнаружили, что ротонда и два пристроенных к ней бельведера выполнены в стиле Эпохи Итальянского Возрождения, а крыша дома с завершающей круглой двухярусной колоннадой уж очень напоминает колоннаду соседнего здания Метрополис. Но это не было случайностью, архитектор стремился к архитектурному сходству зданий.
Фасад заметен издалека благодаря святящейся рекламе часов Rolex. Но это в настоящее время, а вообще рекламы часовых брендов меняются через несколько лет. Это не случайно — дом напрямую связан с часами. Грасси был очень увлечен всевозможными способами измерения времени, и собрал обширную коллекцию часов от первых образцов XVI века до часов века XIX, которые все прекрасно сохранились и функционируют по сей день. Наряду с музеем часов дом занимает также ювелирный магазин Grassy Jeweler’s
Изначально Гран-Виа была разделена на 3 самостоятельных улицы, каждая из которых была построена в разный отрезок времени и имела свое название. Сейчас эти названия уже не используются. Например, первый участок улицы назывался проспект Конде де Пеньялвер, по имени мэра города. В этой части города было много отелей и частных клубов, наподобие английских, где было принято посещать читальные залы, вести дружеские беседы и принимать участие в игре на бильярде.
Во время испанской гражданской войны, пока у власти были республиканцы, все три участка улицы были обьеденены в улицу под названием Avenida de Rusia (улица России), а затем в Avenida de la Uniоn Soviеtica (улица Советского Союза). Так испанцы благодарили нашу с вами Родину за огромную поддержку в борьбе против фашизма. При Франко улица была переименована в улицу Хосе Антонио, а название Гран Виа получила только в 1981 году.
В зданиях, находящихся на Гран-Виа и построенных в начале 20 столетия, преобладают такие архитектурные стили, как модернизм, платереско, нео-мудахар, нео-возрождение, арт-деко. Сегодня многие из этих зданий перестроены в торговые центры, кинотеатры и отели.
Здание торгово-промышленного союза было задумано и построено в 1918 году по образцу закрытых английских клубов. Внутри были кафе, игровые комнаты, бассейн и фитнесс, фехтовальный зал, библиотека, столовая. Но наряду с этим несколько этажей было занято офисами, аппартаментами, магазинами. Сейчас в здании казино.
Отель-де-лас-Летрас был построен в 1917 году для известного аристократа графа Артаза после того, как он приобрёл этот участок земли, на котором уже находился старый отель Рим.
Здание Телефоники, построенное в 20х годах ХХ века специально для испанской телекоммуникационной компании, было первым небоскребом Мадрида и, несомненно, выделяется среди остальных высотой и стилем. Скажу честно, лично мне нравится на этой улице меньше всего. Гладкий фасад устремляющейся вверх ракеты находится в контрасте с окружающими зданиями и скорее характерен для американских городов, но не для Бурбонского Мадрида.
51- метровое здание кажется чужеродным элементом. Но для кого-то, конечно, это стиль родной. В частности для американского проектировщика небоскребов Льюиса Викса, принимавшего участие в строительстве этого здания. Хотя, если здание должно было олицетворять технический прогресс и новую научную эпоху, своей цели достигло. Сейчас на пятом этаже продолжает находится телекоммуникационная компания, а на остальных этажах Музей Телекоммуникаций, магазины и выставочные залы. а остальные помещения используются для культурных целей. На двух нижних этажах находится «Телефоника Сторе», где выставляются технологические достижении компании.
Театр Фонтальба был одним из первых театров на Гран Виа. Строительство этого комедийного театра было профинансировано маркизом Кубасом. Во время республики был превращён в так называемый Народный театр. Театр для 1400 зрителей был окончательно закрыт в 1954 году, после этого здание несколько раз перестраивалось, сейчас здесь банк.
Здание Матесанз интересно тем, что это первое здание в Мадриде с фукцией торгового центра, чему отвечает архитектура и расположение помещений внутри. В Америке того времени такие здания уже строились вовсю, но для Европы было новинкой. Здание было разработано в 1919 году по заказу коммерческой фирмы Matesanz, двери торгового центра открылись в 1923 году.
Кинотеатр Кальяо был построен всего за 8 месяцев и уже 11 декабря 1926 принял полторы тысячи человек на премьеру фильма «Злодей в Мадриде». Архитекторы создали интересные фасады и внутренние интерьеры из сочетания необарокко и венского арт-деко. Впоследствие здание упростили — в настоящее время отсутствует часть скульптур и украшений фасада, вместо которых были врезаны два больших уличных экрана. Башни по углам очень напоминают маяки.
Вывеска страховой компании Альянс на этом великолепном здании неслучайна — ведь в начале 20-го столетия оно строилось именно как штаб-квартира страховой компании, правда иной, под названием Адриатика. Как вы уже догадались, именно так — Адриатика, и называется с тех пор это здание. Роскошный и элегантный фасад венчает башня в античном стиле, ярко-освещённый медный купол которой видно из любой части Мадрида.
Раз есть Дом книг, Дворец коммуникаций, Дом торговли, то должен быть и Дом прессы, или иначе Дом печати. Он и был построен в 1928 году и был самым высоким до тех пор, пока не была построена Телефоника. Забавно, что основным инвестором была редакция юмористического журнала «Перепела». А первый камень в основание стройки заложил лично король Альфонсо XIII в. 1925 году, который позднее присутствовал и на открытии здания.
Это прямоугольное здание было построено в 1940 году в стиле рационализма специально для размещения магазинов Галереи Пресиадос. На проект повлияла необычная, узкая и вытянутая конфигурация участка, свободного под застройку. В 90-х годах здание пережило большую реконструкцию всвязи с покупкой его французской корпорацией FNAC и превращению в культурно-торговый центр
На площадь Кальяо, которая оказалась как бы в центре Гран Виа, из прилегающих улиц постоянно вливаются людские потоки
И здесь живые скульптуры. И если Чужие и Предаторы ещё с радостью общались с представителями нашей планеты, то гордые то ли боги, то ли полубоги до общения с обычными смертными не снизошли
На площади Кальяо — одноименная станция метро, чем и воспользовались. Вторая часть улицы Гран Виа подождёт до нового дня.