Предыдущий рассказ о прогулке по центру Мадрида я закончил у Королевской академии благородных искусств на улице Алькала
Предыдущий рассказ о прогулке по центру Мадрида я закончил у Королевской академии благородных искусств на улице Алькала
От площади Пуэрта-дель-Соль берет свое начало улица Алькала, одна из старейших в Мадриде. Она постоянно изменялась, перестраивалась параллельно с развитием города от эпохи к эпохе. Хотя эта улица — самая длинная в испанской столице — десять с половиной километров, туристы как правило узнают участок между Пуэрта-дель-Соль и входом в парк Ретиро.
Впервые улица упоминается в начале XV века, как бывшая дорога, которая шла от западной границы Мадрида в те времена, Пуэрта-дель-Соль, на восток, в Арагон. Называли её тогда «Оливковые рощи», так как пересекала заросли оливы. Но в зарослях водились многочисленные разбойники. Когда их криминальная деятельность переросла всякие границы монаршей толерантности, королева Изабелла I приказала срубить рощу…и вскоре прежнее название было забыто
Население города росло, его центральные части стали застраиваться особняками аристократии и церквями, что окончательно превратило старую дорогу в городскую улицу.
На углу с улицей Севилья стоит огромное здание Банка Бильбао. На крыше три конные статуи.
Театр Алькасар был построен в 1925 году. На открытие театра звучала оперетта мадам Помпадур. Первоначально здание планировалось как своеобразный Дом культуры, включающий множество вариантов для отдыха, но в конечном итоге здесь остался только театр.
В этом же здании в гораздо более позднее время произошла большая трагедия. В 1983 году в подвале загорелась дискотека Алькала в ночном клубе, и погибли более 80-ти человек. Огонь неравнодушен к этому зданию. Вторично горело пару лет назад, но на верхних этажах, никто не пострадал, но очень долго здание восстанавливалось.
На улице Алькала находится также несколько интересных религиозных зданий
Общество изящных искусств было основано в 1880 году благодаря усилиям небольшой группы художников.
Штаб-квартира общества, построенная по проекту архитектора Антонио Паласиоса, имеет огромную архитектурную ценность. Здание выделяется своей монументальностью, украшения были сделаны известными художниками того времени.
Внутри находится более 1200 произведений живописи, скульптуры, гравюры, рисунка и керамики, а также многочисленные предметы мебели, более 30000 книг, исторических документов. Но это не музей, в основном здание открыто только тогда, когда проводятся выставки, конференции, семинары, концерты, театральные и танцевальные выступления, публикации, фильмы и т. д.
Неподалёку находится здание Министерства образования, культуры и спорта
В 18-м веке король Карл III решил заняться организацией культурного отдыха горожан, и на пространстве, которое занимали луга Прадос де Сан-Херонимо и Аточа, под общим названием Прадо Вьехо решено было создать такое место, где горожане могли бы непринуждённо прогуливаться среди садов и фонтанов. А называться это место должно было Салон дель Прадо. Проектом были предусмотрены три роскошных фонтана, один из них — Сибелес. Другие два фонтана, завершающие этот великолепный ансамбль, — это фонтаны Нептуна и Аполлона.
В фонтане Сибелес, построенном в 1777 году, представлено изображение богини плодородия земли Кибелы, или по-испански Сибелес, едущей на колеснице с двумя львами, которые вроде как бы и не львы, а Гиппомен и Аталанта в их виде, в превращении замешана богиня Афродита.
Аталанта, как сказано в древнегреческой мифологии, была эдакая древняя Никита — бегала, стреляла, дралась лучше всех, и кандидат в избранники должен был состязаться с ней в беге. Несостоявшиеся женихи проигрывали и казнились разочарованной невестой. Гиппомену Афродита дала три яблока, которые он бросил на дорогу во время очередного конкурса в женихи, и Аталанта остановилась, чтобы их подобрать и сьесть. Вероятно её, бедненькую, в тренировочном лагере на диете держали. И Гиппомен выиграл. И всё бы хорошо. Но на радостях нетерпеливая парочка режила заняться сексом и первое убежище, которое им попалось на глаза, был храм Кибелы. Вот за то, что место надо выбирать тщательнее и продуманнее, их и наказали. И всю оставшуюся жизнь парочка провела в образе львов, прислуживающих богине. Фигуры богини и двух львов из белого мрамора, а всё остальное — из камня. С площади Сибелес открываются красивейшие виды на ворота Алькала, бульвар Прадо и улицу Алькала.
На самой площади Сибелес ансамбль дополняют монументальные здания Банка Испании и Дворца Связи.
Здание Банка Испании было построено в 1884–1891 годах. Известно, что внутри здания существует пышное внутреннее убранство и даже имеется музей, но куда просто так не зайдёшь. Гойя написал для банка шесть картин, рассчитались с художником акциями банка. В библиотеке с читальным залом хранятся многие архивные документы банка со дня основания, а также большое собрание книг маркиза Саламанко. В кабинете управляющего и в зале заседаний много произведений живописи и прикладного искусства XVIII века; гобелены, ковры Королевской фабрики, старинные часы с позолотой.
Над главным входом, которым пользуются только во время торжественных церемоний, находится башенка с часами, которые украшены позолоченными скульптурами.
А в специальном помещении, на глубине 30 метров, в банке хранится золото, и в целях безопасности эта комната может быть затоплена водой по трубам из соседнего фонтана Сибелес.
Но наиболее заметное сооружение на площади Сибелес — Дворец связи. Когда смотришь впервые на эту великолепную архитектуру, помпезно поднимающуюся к небесам, не можешь поверить, что предназначение здание — главпочтампт. Вероятно, чтобы убрать диссонанс между названием и эффектом, с 2011 года решением мэрии здание именуется дворцом Кибелы. Но, естественно, повсеместно звучит старое название.
Возведение дворца началось в 1907 году на месте старинного сада, что вызвало в свое время серьезную полемику, поскольку район вокруг площади Сибелес лишался части зелёной зоны. Но мнение городских властей пересилило, и торжественное открытие главного мадридского центра почтовой, телеграфной и телефонной связи состоялось в 1919 году. В этой функции дворец был до совсем недавнего 2007 года, когда сюда переехала часть отделов мадридской мэрии. Что и расстроило туристов, так как теперь невозможно посмотреть великолепные интерьеры зала почтовых служб. Почтовое отделение с боковым входом осталось, но смотреть там абсолютно нечего.
Архитекторы Антонио Паласиос и Хоакин Отаменди построили этот первый монументальный дворец в духе испанского модерна из белого камня с элементами стиля неоплатереско, саламанкского барокко и Венской сецессии. По бокам две башни, а в центре возвышается 70-метровая башня с часами. Мне кажется, что подобные здания и были вдохновением для архитекторов, возводивших высотные здания в 50-е годы, в том числе и в Москве
От площади Сибелес под прямым углом в сторону квартала Аточа отходит знаменитый бульвар Прадо. Бульвар — гордость мадридцев, здесь много всего, на что просто необходимо посмотреть.
Название у бульвара самое простое, какое можно придумать, ведь прадо — по-испански «луг». Поэтому и не надо гадать, что было когда-то на месте прекрасного бульвара. В 1569 году король Филипп II распорядился соорудить здесь пруд для развлечения своей супруги. Пруд был настолько большой, что по нему плавали восемь многовёсельных галер. Через 200 лет во времена Карла III здесь возник Ботанический сад. Рядом с садом проложили широкий бульвар, состоявший из трёх полос: в центре — для пешеходных прогулок, по бокам — для конных экипажей. На примерно равных расстояниях были построены три фонтана, посвящённые древним божествам Кибеле, Аполлону и Нептуну.
Сейчас Paseo del Prado не отличается от первоначального, только вместо конных экипажей мчатся автомобили. Неподалёку находится ещё одна площадь, поменьше, на которой монумент героям войны с Наполеоном и вечный огонь. Позади памятника виднеется здание одного из самых роскошных отелей города Ritz постройки 1910 года. Бульвар Прадо славен также прекрасными зданиями музеев Прадо, Тиссена-Борнемиса и Центра искусств королевы Софии.
Фонтан Аполлона, который называют порой фонтаном «Времен года» или «Четырех сезонов» располагается в средней части бульвара Прадо. Эта композиция состоит из изваяния самого божества, окруженного символами лета, осени, зимы и весны. Эту часть улицы в те времена называли «Луг Аполлона». Часть фонтана была разработана испанским архитектором Вентура Родригесом, вместе с другими известными фонтанами Сибелес и Нептуна, но интересно, что построен он был позже остальных двух, находящихся в начале и конце бульвара Прадо.
Интересно также, что сама фигура Аполлона, бога света и искусства, создана с некоторыми особенностями, присущими королю Карлосу III.
Третий фонтан на бульваре Прадо — Фонтан Нептуна — занимает центральное место на площади де Кановас дель Кастильо. Проект этого фонтана был разработан в 1777 году, а строительство закончилось в 1786 году.
Фонтан из белого мрамора состоит из больших круглых пилонов, центром которых является фигура Нептуна, бога моря, с гибкой змеей в правой руке и трезубцем в левом. Он стоит на колеснице, запряженной морской рыбой и дельфином, имеющих верхнюю часть туловища лошадей.
Во время гражданской войны город был разорён голодом. И на шеи фигуры Нептуна был помещён знак с надписью «Дай мне поесть или одолжи вилку». Сейчас фонтан Нептуна является тем местом, где футбольный клуб Мадрида Атлетико празднует свои победы и достижения в спортивных состязаниях.
На площади-де лас Кортес стоит Дворец Кортесов — здание, где заседает Палата представителей, одна из двух палат парламента Испании. Здание в неоклассическом стиле построено в 19-м веке.
На этом месте когда-то размещался монастырь Святого Духа, принадлежащий ордену Малого духовенства, в 1823 году монастырь почти полностью сгорел. Решено было монастырь не восстанавливать, а реконструировать в здание палаты парламента, который в то время как раз просил королеву Изабеллу II предоставить им помещение.
В ходе реконструкции здание было изменено до неузнаваемости, особенно центральный фасад. Монументальный вход украшен большим портиком из 6 коринфских колон, поддерживающих треугольный фронтон, украшенный барельефом, представляющим Испанию с Конституцией, в сопровождение символов с обеих сторон, которые изображают силы правосудия, науку, гармонию, искусство, торговлю, сельское хозяйство, водные пути, изобилие и мир.
Другой портик в классическом стиле охраняет бронзовые двери, дающие доступ к зданию и использующиеся только тогда, когда король открывает торжественное заседание конгресса. В передней части основного корпуса лестница украшена двумя львами, которые были отлиты с орудий, захваченных у противника во время войны в Африке в 19-м веке
Здесь же, на площади-де лас Кортес посреди небольшого островка зелени возвышается памятник Мигелю де Сервантесу работы скульптора Антонио Сола, поставленный на площади в 1835 году. Первоначально памятник был установлен около отеля Вилла Реал. При реконструкции площади в 2009 году его решили перенести в центр. Во время этих работ под памятником была обнаружена так называемая «Капсула времени» — свинцовая коробка с книгами, монетами и медалями начала 19 века, включая четыре тома книги Дон Кихот 1819 года издания и книга о жизни самого Сервантеса.
От площади Кортесов по спокойным, чистым, немноголюдным улицам выдвигаемся в сторону площади Санта-Ана с одной, единственной целью — пообедать, ибо район славится недорогими и популярными тавернами
На площади Санта-Ана всегда многолюдно и весело. Название площадь взяла от женского монастыря Святой Анны, который здесь был очень давно. Монастырь был снесён по распоряжению Жозеф Бонапарта — брата Наполеона, известного гуляки и пьяницы.
По обеим сторонам площади стоят памятники знаменитым деятелям испанской литературы: драматургу Педро Кальдерону-де ла Барка и поэту Федерико Гарсиа Лорке. Здесь же находится один из популярнейших театров — «Театр Эспаньол». Но это здание сравнительно новое — отстроено в 1980 году после пожара, уничтожившего старое здание театра.
Туристов и местных жителей на Санта-Ана в любое время суток встречают рестораны и бары, дискотеки. По площади, из бара в бар всю ночь перемещается особая мадридская гулящая толпа — «ла мовида». Погулял здесь в своё время и Эрнест Хэмингуэй.
Еле успели дойти до станции метро Аточа, проходя по площади императора Карлоса V, дождь полил как из ведра.
Здесь находится вокзал Аточа, который был построен по приказу королевы Изабеллы II в. 1851-м году и с которого отправлялся поезд (названный в народе «клубничным») в королевскую резиденцию, расположенную в Аранхуэсе. Спустя 40 лет после открытия, на железнодорожной станции произошел пожар, и в 1892-м году вокзал Аточа был реконструирован. Но рассматривать это здание, а тем более подойти ближе в такую погоду не было ни малейшего желания, спасительный от дождя вход в метро уже перед нами