Около городской Оперы, на площади Изабеллы II, о которой я рассказывал здесь, начинается пешеходная улица Ареналь, которая напрямую выведет к известной площади Пуэрта дель Соль.
Улица Ареналь особая. Во времена мавров именно здесь существовала колония христиан, позже превратившаяся в фешенебельный район для зажиточных горожан.
Улица Ареналь полна неброскими магазинчиками и бутиками известнейших мировых брендов, ресторанчиками и кафетериями. Часть улицы Ареналь, примыкающая к Пуэрта-дель-Соль, известна обилием обувных магазинов
Приблизительно на половине пути к Пуэрта дель Соль можно свернуть налево к площади Сан Мартин. Она интересна расположением на ней монастыря Дескальсас-Реалес.
Монастырь Дескальсас Реалес ещё называют «Маленькой хроникой Европы времен Габсбургов».
До XVI века здание было исключительно светским, я бы сказал, даже более чем светским — здесь жил и подписывал векселя, давал деньги в долг и наказывал должников, вовремя не вернувших ипотеки, Алонсо Гутьеррес — казначей короля Кастилии и Арагона Карлоса I. Но этот же монарх, принадлежавший к династии Габсбургов, носил ещё и имя Карл V и занимал должность императора Священной Римской империи. Какое-то время, по причине ремонта королевской резиденции, он проживал у своего подчинённого вместе с супругой Изабеллой Португальской. А в последствии и с дочерью Хуаной, которая родилась в этом здании в 1535 году.
Следущий период жизни коронованных особ неинтересен в аспекте истории этого здания, пока в 1556 году не вернулась из Португалии Хуана Австрийская. Она настолько переживала из-за потери своего молодого супруга, наследного принца Португалии Хуана Мануэля, что стала монахиней вновь созданного в этом здании монастыря кларисок. Правда, я нигде не нашёл информации, что же стало с гостеприимными хозяевами, приютившими их в давние времена, неужели просто выгнали и отобрали дом? Или уже сам казначей не заплатил долг? Хотя всякое бывает…
Хуана оказалась исключительным менеджером, и под её руководством монастырь выбрал непривычную для подобных заведений сферу деятельности. Он давал приют девушкам из знатных (ну естественно, с простых и взять-то нечего) семей, которые спасались от навязываемых им родственниками браков по расчету. Такой своеобразный прообраз ювенальной юстиции (замуж тогда выдавали прямо скажем, часто не в совсем взрослом возрасте) Монашеский обет был протестом против семейного насилия в корыстных целях.
Это, так сказать, моральная сторона вопроса. А вторая — и скорее всего, истинная? Правильно — не даром из каждого шкафа смотрели скелеты, припрятанные бывшим казначеем. Дочери богатых родителей прибегали по ночам в обитель не с пустыми руками. Верные служанки и слуги тащили… богу… кому же ещё?… всё их приданое, которое иначе принадлежало бы «ненавистному неизбраннику», в том числе произведения искусства, которые сейчас принято называть бесценными. Монастырь уже через 5 лет (это что — столько было несчастных девушек? — жуть) стал сказочно богатым и влиятельным. Но примечательно, что сами монахини соблюдали обет и жили в нищете, впроголодь.
Также интересно, что сама Хуана Австрийская недолго занималась душевными вопросами, и когда ее брат король Испании Филипп II находился на территории Англии по причине заключения брака с Марией Тюдор, занялась вполне светскими государственными делами, став регентшей Испании. После кончины её тело перевезли в Дескальсас Реалес в одну из капелл.
Обитель и поныне является действующей, но девушек здесь уже давно не принимают. Но зато в музее — богатейшее собрание произведений искусства из всего того, что сюда успели несчастные невесты притащить. А сумели отнюдь немало — и Тициана, и Рубенса с Санчесом Коэльо, и Луини с Сурбараном, и Мурильо с Риберой…не забывали и о золотых монетах, серебрянных изделиях, и даже о импортном богемском хрустале, брюссельских гобеленах и мраморных скульптурах. Есть в этой истории и счастливый конец — гости Мадрида могут посетить один из прекрасных городских музеев.
Чем ближе к Пуэрта дель Соль, тем улица оживлённее. Несмотря на холод Площадь Солнца притягивает потоки людей, которые с десяти сторон вливаются на одну из самых главных площадей испанской столицы.
Про площадь Пуэрта дель Соль рассказывает каждый, Мадрид посетивший. Попробую и я.
Пуэрта-дель-Соль — овальная красивая площадь, окруженная зданиями XVIII века, — перекресток десяти улиц. Ансамбль площади, имеющей форму полумесяца, сложился к концу XIX века, во времена Изабеллы II.
На Пуэрта дель Соль можно увидеть несколько неточностей, или если угодно, ошибочных толкований.
— Площадь Пуэрта дель Соль — конечно же географический центр Испании, ведь у «Дома почт» на тротуаре замурована большая бронзовая цифра «0». Ведь отсюда отсчитывают расстояния по всем дорогам страны. … Неверно — географический центр Испании находится в 14 км отсюда по дороге на Аранхуэс. Но зачем менять традиции — если для счастья испанца надо иметь центр страны здесь — пусть будет. И опять же — не убирать же ноль с тротуара.
— Пуэрта дель Соль — а где ворота? Были ворота, но снесли их ещё в 1521 году по распоряжению короля Карлоса I. Гораздо дольше здесь был самый известный в Мадриде «Дом терпимости», который потом убрали на улицу Кармен, где подобные заведения существуют до сих пор.
— Фонтан Венеры. Установлен был в 1630 году вместе со скульптурой Венеры, вокруг фонтана в то время находился рынок. Но вскоре Венеру перенесли на бульвар Реколетос, а затем в муниципальный музей, на площади всего-лишь её копия.
— Главное здание на Пуэрта дель Соль «Дом почт», хотя к почте он уже очень давно не имеет никакого отношения. В Здании действительно был Главный почтамт с 1768, но всего до 1847 года. А потом здание заняло министерство внутренних дел Испании и Правительство Мадридского автономного региона позднее.
С 1967 года на краю площади на углу улицы Кармен стоит мишка, лакомящийся ягодами " земляничного дерева». Верно — медведь на гербе Мадрида с XIII века. Верно и то, что дерево, а точнее — высокий кустарник, с таким названием существует. Но неверно, что ягоды имеют что-то общее с земляникой. Из его ягод, обладающих наркотическими свойствами, делают очень крепкую водку и есть у дерева второе название — «Боррачин», что означает «пьяное». Кстати, в настоящее время этот вид растений уже выродился. Из более-менее хорошо сохранившихся деревьев около Мадрида есть два — в саду Кардо и в городе Аранхуэсе.
В центре площади — на коне Карл III. Но памятник установили совсем недавно — в 1994 году.
На Пуэрта дель Соль появились первые в Мадриде уличные газовые фонари, потом первые электрические, первые в Мадриде маршруты конки и трамвая, и одна из первых станций метро.
На Пуэрта дель Соль самый многочисленный в Мадриде парад ряженых, мимов и живых статуй. Кого только здесь не увидишь. Надо отдать должное, выдумка работает.
Что-то одному из них не хочется становиться деревом. Или длительная моральная подготовка)
Встреча цивилизаций
Полиция есть полиция — вызывает уважение даже в юмористической повозке
В отдельных уголках площади собираются в группы люди, явно не находящиеся здесь с целью туризма или его обслуживания
Выходим с противоположной стороны площади Пуэрта дель Соль по улице Алкала. В начале её расположена Королевская академия благородных искусств
Открыта академия была уже в эпоху Просвещения, в 1744 году. Была основана королём Фердинандом VI и полное название такое — «Королевская академия трёх благородных искусств имени святого Фердинанда» Три благородных искусства известны всем — живопись, скульптура и архитектура. Само здание было построено в 1689 году выдающимся испанским архитектором эпохи барокко Чурригерой.
Сокращённое название академия носит с 1873 года, после того, как отдельным факультетом стала преподаваться музыка. А в настоящее время можно было бы назвать «Королевская академия восьми благородных», ибо добавились такие отделения, как фотография, видеоискусство, кинематография и телевидение.
В музее академии — богатейший музей с работами Рубенса, Корреджо, Беллини, Сурбарана, Мурильо, Гойи…последний был и ректором Академии. Студентами посещали Академию такие мастера, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Антонио Лопес Гарсия, Хуан Луна, Фернандо Ботеро, Хосе Балака.
В следущих рассказах мы пройдём дальше на восток по улице Алкала, а также расскажу подробно о посещении музея Королевской академии благородных искусств.