Я продолжаю вас водить по римскому району Трастевере (начало прогулки можно посмотреть тут) — теперь мы поплутаем по лабиринтам узких улочек, и поглазеем на один из главных итальянских трендов — протянутые через улицы веревки с вывешенным на просушку бельем.
Это самое белье, равно как и привычка сушить его вот так — абсолютно демонстративно вывешивая на обозрение общественности свои кружевные панталончики или разноцветные подштаники, давно стала притчей во языцех для всех туристов и головной болью для итальянских властей. Периодически предпринимающиеся то тут, то там попытки запретить вывешивание народного исподнего на всеобщее обозрение вызывают у этого самого гордого и свободолюбивого народа массу возмущения — мол, метры квадратные наши, что хотим, то на них и вешаем (дело в том, что человек, владеющий квартирой, владеет не только внутренним метражом, но также и внешними стенами своей квартиры), и если это как-то не состыкуется с вашими эстетическими принципами, то это дело исключительно ваших личных эстетических принципов. В конце концов, и правда, не сушить же нам белье в своих квартирах??? Оно же от этого — фи!!! — будет плохо пахнуть!
Но вот что удивительно — то ли мозгоедство городских властей все-таки возымело какое-то действие, то ли просто был нестирочный день…. но белья оказалось на удивление (и к моему немалому разочарованию) немного. Растяжки с разноцветными штанишками-трусишками попались всего-то пару раз…. А вот расставленных под окошками современных сушилок оказалось намного больше — что это, технологии итальянской стирки вышли на новый уровень???
9
7
9
Впрочем, Трастевере хорош и без чужого бельишка — тут и правда полно очаровательных улочек и всяких милых деталей.
14
13
8
7
9
9
А кафе — кафе Трастевере могут запросто поспорить за звание самых уютных и очаровательных во всем Риме! А главное — самых недорогих, если говорить конечно о центральных районах. Вот ходишь, ходишь, а вокруг — клетчатые скатерти, аппетитные картинки меню и довольные, жмурящиеся на солнышке лица… ну как не присесть???
10
8
7
11
8
11
Пока я утоляла легкий голод в одной из таких тратторий — из заведения напротив вышла уже отобедавшая семья (или две семьи, я не очень поняла, кто есть кто) с тремя девочками разного возраста. И пока родители курили, кого-то ждали и просто точили лясы — младшие девчонки пустились впляс под аккомпанемент уличного певца. Очаровательные девчушки, какие самозабвенные па они там выделывали!))
11
5
8
С западной стороны Трастевере ограничивает холм Яникул — на его верхушку можно забраться по извилистой виа Гарибальди либо по лесенкам, спрятанным среди деревьев — так намного быстрее. Первое, что встретится вам на пути, если вы решите проделать этот путь — здание монастыря Сан Пьетро ин Монторио, расположенное на месте, где предположительно был распят апостол Петр. Сейчас в монастыре находится Королевская испанская академия, но внутренний двор открыт для посещения, и заглянуть туда обязательно стоит — ради Темпьетто, «Маленького храма» Донато Браманте. По сути, это лишь маленькая часовня в форме ротонды, втиснутая в мрачный внутренний двор монастыря. Миланский архитектор Браманте построил ее в 1502 году по заказу Фердинанда и Изабеллы испанских. Это была первая работа Браманте в Риме, и именно она послужила началом блестящей карьеры архитектора. Темпьетто вызвал настоящую сенсацию — им восхищались, его объявили эталоном, благодаря гармоничности и безупречным пропорциям он вошел во все учебники и пособия для начинающих архитекторов, а папа Григорий XIII тут же нанял новичка для работы в Ватикане. Действительно, приглядитесь к этому маленькому храму, выполненному в античных традициях — он идеален. Абсолютно.
12
Если после блужданий по переулкам Трастевере и подъема вверх к Темпьетто ваши ноги еще не отказались вам служить — то поднимитесь еще немного вверх, и будете вознаграждены зрелищем огромного монументального фонтана Аква Паола, построенного по заказу папы Павла V Боргезе, в честь которого и был назван. Хотя у него много имен — фонтан называют и «Фонтан Джаниколо» по месту расположения, или просто «иль Фонтаноне» — «огромный фонтан». Папа Павел сделал благое дело — в то время римские окраины страдали от недостатка воды. Поэтому было решено построить новый акведук на месте античного акведука Траяна, изрядно побитого временем. Новый акведук получил имя Аква Браччиано, так как доставлял в Рим воду из озера Браччиано, находящегося в 40 км. к северу, но позднее был переименован в Аква Паола.
9
10
Отдохнув немного на скамеечке у фонтана, я пошла вниз — обратно в Трастевере, ибо у меня был запланирован «контрольный в голову», вишенка на торте под названием «Трастевере» — вилла Фарнезина.
Вилла Фарнезина была построена в 1506—1510 гг. для сиенского банкира Агостино Киджи. Киджи, прозванный в народе «иль Магнифико», то есть «Великолепный», был весьма одиозной фигурой своего времени. Успешный делец, обладатель огромного состояния, кредитовавший пап и папский двор, но также и активный меценат, поклонник и покровитель искусств, друг и покровитель великого Рафаэля Санти. Поэтому конечно же неудивительно, что на возводимой им вилле должно было быть все самое лучшее. Строилась вилла по проекту Балдассаре Перуцци, он же выполнил и росписи некоторых ее залов. Кроме Перуцци на вилле также отметились Рафаэль, сиенский художник Джованни Антонио Бацци, более известный как иль Содома, приглашенный Киджи для работы на его вилле и — возможно! — еще один гений Высокого Возрождения. Неудивительно, что мне страшно хотелось побывать на вилле!
11
Вилла очаровывает сразу, еще не успеешь переступить ее порога — необыкновенным запахом цветущих лимонных и апельсиновых деревьев, растущих в маленьком садике при входе. Я сначала по глупости решила, что это жасмин — уж очень сладкий запах был разлит в воздухе! Но, подойдя поближе и приглядевшись, поняла — ан нет! Не могут на жасмине расти лимоны:))
9
8
6
На первом этаже находятся лоджии, в свое время, как и лоджии Рафаэля в Ватикане, являвшие собой открытые свету и воздуху галереи. Впоследствии лоджии закрыли окнами, что, конечно же, послужило делу сохранности живописи, но совершенно изменило их восприятие — изначально лоджии задумывались и проектировались как единое целое с окружающим виллу ландшафтом. Но, как говорится, за неимением гербовой пишем на обычной — пусть нам сегодня недоступно видеть то, как видел их заказчик, но зато я считаю уже счастьем то, что мы в принципе можем видеть их — в отличие от тех же ватиканских лоджий Рафаэля, которые находятся в таком ужасно плачевном состоянии, что закрыты для публики последние лет 30, и неизвестно, будут ли когда-нибудь открыты вновь….
Первая лоджия — лоджия Галатеи. Рафаэлем в ней были выполнены фрески на сюжет мифа о Галатее и Полифеме. Вот она, ветреная Галатея, веселится и резвится в объятиях Тритона, а с соседней фрески на это все взирает мрачный циклоп Полифем. Я не оговорилась — в центре фрески изображена совсем не она. Хоть композиция и называется «Триумф Галатеи» — современные искусствоведы сходятся во мнении, что непосредственно Галатее тут отведена роль второго плана, а в центре композиции же — Венера, мчащаяся на раковине (обратите внимание, как этот сюжет перекликается со знаменитым «Рождением Венеры» Боттичелли!).
9
4
7
9
На потолке лоджии изображен гороскоп Киджи, выполненный Балдассаре Перуцци. И в этой лоджии таится главный секрет виллы Фарнезина. Внимательный зритель сразу заметит в правом тимпане изображение монохромной головы, резким диссонансом контрастирующей с окружающим многоцветьем фресок. И выбивается из общего ряда она не только своей монохромностью — с первого взгляда понятно, что принадлежит она другому автору, и автор этот — гениален. Существует легенда — всего лишь легенда, документальных подтверждений этому нет — что посмотреть на работы по отделке виллы захаживал сам Микеланджело Буонаротти. Покладистый нрав Рафаэля, его дружелюбность и популярность в народе были хорошо известны и, видимо, вызывали немалую зависть Микеланджело, который, как известно, был обладателем характера весьма непростого и тяжелого. Художники тщательно и ревностно следили за успехами друг друга, иногда откровенно подворовывая идеи. Вот и говорят, что голову эту по-быстрому набросал великий Микеланджело, в один из дней зайдя на виллу и обнаружив залу пустой — «Не забывайте, ребята, Большой Брат бдит за вами»)) И глядя на эту голову, на то, как она написана — в это веришь безоговорочно.
11
Следующая лоджия — лоджия Амура и Психеи, расписанная Рафаэлем и его учениками сценами, иллюстрирующими миф об Амуре и Психее.
8
5
10
За лоджией Амура и Психеи следует «комната фриза» — признаться, вот что-что меньше всего обращает на себя внимание, так это собственно фриз. Зато шелковые драпировки полностью приковывают к себе взгляд — а особенно после того, как делаешь еще пару шагов и понимаешь — это не шелк. Это живопись.
8
4
Второй этаж — это шикарный зал Перспективы, расписанный Балдассаре Перуцци в набирающей в то время популярность технике «тромплей»: обманка, изображение на гладкой стене трехмерных объектов. Из реально трехмерного в зале только камин да двери — все остальное нарисовано.
10
6
6
6
9
Вилла расписывалась к свадьбе Агостино Киджи — к тому времени его первая супруга Маргарита Сарачини скончалась, и эксцентричный банкир собрался сочетаться браком со своей давней любовницей, куртизанкой Франческой Ордаччи. Как раз в этом зале и происходило свадебное торжество. Перуцци постарался на славу — могу себе представить, какое впечатление на гостей произвели его эксперименты с перспективой! Особенно если учесть, что в импровизированных окнах он детально точно воспроизвел окружающий виллу пейзаж. Наверное, не один аристократический нос пострадал при попытке выглянуть в окошко))
За залом Перспективы следует спальня молодых, расписанная Содомой. Фреска на центральной стене изображает свадьбу Александра Македонского и Роксаны — в роли Александра, разумеется, изображен сам Киджи. Проекты росписи спальни предоставляли многие художники, в том числе и Рафаэль — но Киджи по одному ему известным причинам отдал предпочтение Содоме.
4
5
Хотя некоторые эскизы Рафаэля все-таки были использованы. Кроме этого, художники частенько подглядывали друг за другом и дергали идеи — так и появились на этой фреске девушки с кувшинами на голове, сюжет, взятый Содомой из фрески «Пожар в Борго», выполненной Рафаэлем для станца дель Инчендио ди Борго в Ватиканском дворце.
4
Вилла Фарнезина очень маленькая и камерная, в ней нет толп туристов и ее посещение вас совсем не утомит — зато оставит после себя массу приятных впечатлений! Ну, а в заключение нашей прогулки по Трастевере — просто несколько картинок с дверными колотушками.