Соловецкие острова…
Как много в этих словах для многих из нас. Думаю, никто не остается равнодушным, когда их слышит. И у каждого возникают свои ассоциации — с высшей и духовной историей, и с их трагическими страницами, когда в таком святом православном месте был разожжен первый очаг системы Гулага.
Лично мне эти острова были интересны с обеих этих сторон — хотелось понять, что влекло сюда первых поселенцев и как здесь провел с 1930 года почти трехлетний срок мой дед — скромный муромский почтовый работник, вдовец, оторванный от четырех малолетних детей и, по совместительству — «контрреволюционер».
Путь до этих островов сейчас недолог — на Соловки можно долететь за несколько часов из любой европейской точки страны. Но для лучшего познания этих северных краев мы - члены клуба активных путешественников Overland - выбрали более медленный путь — поездом.
Дорога на Соловки
Поезда в ту сторону отправляются с Ленинградского вокзала Москвы и до станции Кемь ехать 26 часов. Лучше прибыть в Кемь рано вечером, чтобы успеть посмотреть и поселок Рабочеостровск, и его основную достопримечательность — места и церквушку, у которой снимался фильм «Остров».
Утром картины пейзажа, мимо которых шел поезд, типично предуральские. Но лес какой-то жидковатый. На остановке Медвежья гора можно было купить с рук пирожки (30 руб) с морошкой или капустой, сушеную и вяленую рыбу терпугу (300 руб.). В ларьке на перроне — рыбные консервы нескольких видов местного производства, какая-то лапша и всякие воды — с голода в дороге не умрешь.
На наших поездах с голоду не умрешь
С веселой и энергичной компанией сутки в поезде - не время!
Загрузка нашего вагона, идущего на север — меньше половины. В вагоне чисто и опрятно, работает кондиционер. И на улице уже нет той жары, которая была в Москве. Поезда, идущие на юг — типа Белое-Черное море — забиты народом до отказа. На станцию Кемь поезд прибыл в 18.30. Светло и солнце еще высоко над горизонтом — здесь в разгаре «Белые ночи». Через десять минут подошел микроавтобус WV с нашего туркомплекса Причал» из поселка Рабочеостровск, и мы за 15 минут до него доехали (12 км).
Разместились в заранее забронированных (2900 руб./room без завтрака — тогда почти $100) комнатах. Узнав о такой цене при переписке по интернету, спросил — «не Хилтон ли это», администратор ответила — «нет». Так оно и оказалось. Такие голые комнаты со скрипучими деревянными кроватями и простенькими тумбочками во всем мире идут не дороже 25 долларов. Но здесь нет никакой конкуренции. Правда, есть здесь служба паломников. У них жилье стоит около 500–600 руб койко-место и, если ехать одному или вдвоем, то всегда, и даже в «горячий сезон», такие места можно найти.
Рецепция и столовая в туркомплексе "Причал" в Рабочеостровске
Дом для туристов с комнатами на двух этажах в туркомплексе "Причал" в Рабочеостровске
Туркомплекс состоит из нескольких двухэтажных деревянных коттеджей. Занавески на окнах прозрачные и не позволяют скрыться на ночь от незаходящего в начале июля солнца. Всю ночь было светло. Поужинав в ресторане-кафе туркомплекса, решаем пройтись к одиноко стоящей на отдаленном мысу деревянной церквушке. Это знаковое место — несколько лет тому назад здесь снимался фильм «Остров» с Мамоновым в главной роли.
Рабочеостровский вечерний пейзаж
Пройти к этому месту можно по новой асфальтовой дороге, положенной прямо на старые утонувшие в земле бревна. И в этих местах она похожа на настоящую стиральную доску. Дорога идет между старых одно- и двухэтажных деревянных домов. К домам от дороги ведут деревянные тротуары — где из новеньких досок, а где — из старых и прогнивших, доживающих свой недолгий сосновый или осиновый век.
Эти черные бревенчатые двухэтажные дома и деревянные тротуары живо напомнили мне мое нижне-тагильское детство на улице Завокзальной. Там все было точно так же: двухэтажные деревянные дома для инженерно-технического персонала, а поодаль — длинные бараки для рабочих.
Охранник туркомплекса, выпуская нас за его пределы, напутствовал, что надо идти по шоссе, а то по берегу моря можно сломать ноги. Однако, пройдя немного по дороге и увидев тропку ведущую между домами к морю, решаем свернуть и идти по ней.
Тропка как тропка и ничего в ней опасного не было. Но зато она идет вдоль берега моря, заросшего цветущим Иван-чаем, мимо колоритных и покосившимися от старости банек и «элингов» для моторных лодок. Море заметно отступило от берега — не думал, что на Белом море такие сильные отливы.
Тропинка привела к разваливающемуся мостику и прогнившему деревянному тротуару, по которым мы дошли до известного по фильму «Остров» зданию деревянной церквушки.
Заходящее солнце окончательно вышло из-за облаков, и она предстала перед нами во всей своей красе. Ее можно обойти и пройтись по покосившемуся и местами обвалившемуся небольшому причалу. Никому уже до этих мест нет никакого дела и, думаю, не пройдет и десяти лет, как море, ветер и время сделают свое печальное дело — этого самого знакового места Рабочеостровска — не станет.
Церковь, прославившаяся в фильме "Остров"
Каких-то других архитектурных и исторических памятников здесь больше не существует. А ведь именно эти места были в годы репрессий самыми печально известными — сюда к причалу была проложена из Кеми ветка от железной дороги Москва-Мурманск и именно здесь собирались этапы заключенных к отправке на Соловки.
Неподалеку от «порта», с которого уходили тогда корабли и баржи с заключенными и с которого завтра будем отправляться и мы, стоит большой деревообрабатывающий комбинат, который сейчас выглядит разрушенным кладбищем.
Утром, задолго до его отправления, к небольшому теплоходику «Василий Косяков» стали собираться туристы и паломники. Неподалеку, на полуразрушенном причале, заваленном старыми досками, стоял другой — «Метель», который отходил на пару часов позднее. Ровно в 8 утра наш отчалил, и через каких-то полчаса, пройдя мимо многочисленных невысоких островков, мы вышли в открытое Белое море.
В пронзительно голубом небе, громко «кликая», кружились, словно провожая нас, чайки. На самом деле, они знали, что среди пассажиров всегда найдутся те, кто кинет им в море кусок хлеба.
Чайки всегда сопровождают все корабли
Белое море было спокойным и совсем не белым. Было очень тепло, на небе — ни облачка. За нами летели десятки чаек и туристы развлекались их кормежкой. Пассажирами на корабле были туристы и паломники.
Большй Соловецкий остров
Через два часа на горизонте показались верхушки церквей, затем длинная линия берега. Все пассажиры, не отрывая глаз, следили за их приближением. Теплоход подошел к пристани Тамарин Большого Соловецкого острова, и там нас уже ждал микроавтобус с одноименного туркомплекса «Причал». Он располагался за пределами поселка и находился на берегу небольшого озера в паре километров от монастыря. Место красивое и не суетное.
В этом месте расположены два коттеджных комплекса. Первый — «Компания Соловки» с красными деревянными домами, и второй — «Причал-Соловки» — с коричневыми. Наши домики в «Причале-Соловки», их цены и «обстановка» были похожи на то, что мы видели у его собрата на материке — цены хилтонско-столичные, а внутреннее содержание — простого южно-азиатского гестхауза. Ближе к озеру Варяжному располагались две бани-сауны по 2000 и 1500 соответственно рублей в час.
Вера — сердце и душа отеля "Причал-Соловки"
Там на берегу можно почти с рук покормить диких уток. Они здесь совершенно не боятся человека. Завидев, как мы, размахивая руками, начинаем бросать крошки хлеба в воду, приплывали целыми семьями аж с другого берега!
В комплексе «Компания Соловки» есть турбюро, в котором можно оформить ряд экскурсий. Но работавшая там девушка, посоветовала нам идти в поселковое турбюро в Центр Гостеприимства, которое быстрее и лучше сможет помочь нам провести остаток этого дня. До монастыря и этого Центра дошли спокойным шагом за полчаса. Он расположено в двухэтажном желтом доме с зеленой крышей около монастыря. Там же, в этом здании, есть что-то похожее и на хостел.
Нам предстоит пробыть на острове почти пять дней. Много это или мало? И что можно увидеть здесь интересного кроме монастырских стен?
Соловецкий монастырь. Вид со стороны Святого озера
Программа Центра предлагает много вариантов познания архипелага. Хочется познакомиться со всем. Первой взяли экскурсию на 16.00 по монастырю (300 руб), а пока пошли познакомиться с поселком.
Поселок и монастырь
Сам поселок небольшой и состоит из пары-тройки улиц, застроенных в основном двухэтажными деревянными домами-бараками. Но есть и кирпичные. Сразу за монастырем стоит большое зеленоватое каменное здание, в котором сейчас располагаются больница, администрация поселка и полиция.
Как оказалось позже из рассказа гида, здание было построено на костях старого монастырского кладбища, на котором не брезговали и закапывать в 20-30-х годах расстрелянных и умерших соловецких узников. Чуть поодаль, правда, стоит им один на всех памятник — большой деревянный крест.
Из таких домов-барачного типа и состоит в основном поселок на Большом Соловецком острове
Пройдя по дороге дальше, вышли к заливу Белого моря. Такие заливы поморы называют губой. Эта носила название — Кислая. Было тепло и на прибрежной травке даже загорала парочка девушек. Но купаться здесь плохо — берега низкие, сильный отлив и до мест по пояс нужно очень далеко идти по холодной воде.
В этом месте есть две достопримечательности — т.н. Переговорный камень, у которого вели переговоры относительно покупки съестных припасов англичане и монахи в июне 1855 года и каменный лабиринт. По лабиринту разгуливали все кому не лень, и попетляв, без труда находили выход. Так уж он устроен.
Все пытаются пройти лабиринт
Вернувшись в поселок, пошли на экскурсию в Спасо-Преображенский монастырь, являющийся центром жизни соловецкого архипелага. Монастырь — это целая история. И она очень хорошо и подробно описана во многих справочниках и источниках.
Трехчасовую экскурсию нам неплохо провел паренек-студент из Москвы. Он кратко и доходчиво рассказал всю историю монастыря c 15 века, начиная с отшельников Савватия с Зосимой и примкнувшего к ним работяги-крестьянина Германа.
Восхищало умение старых мастеров работать с громадными камнями. Как все это было доставлено по камушку из лесов и болот, а потом сложено и сделано? Сейчас они, покрытые столетними красноватыми мхами, служат естественным украшением этим древним стенам.
Кладка башен сделана из камней, собранных в болотах острова
Здесь были великолепные строители и изобретатели. Из поразивших меня вещей: — система отопления монастыря и его водоснабжения, система сушки зерна и постираных вещей, организация работы сухого Дока для ремонта кораблей. Его объем наполнялся водой, корабль заходил и поворачивал направо, а затем воду спускали и корабль оставался в сухом доке. Да и многое другое было сделано с умом и большой практической сметкой.
Преображенский собор Соловецкого монастыря даже превосходил по высоте Успенский собор Московского Кремля. Начиная с 17 века Соловецкий монастырь стал известным в России центром по переписке книг и иконописи. Здесь находилась одна из самых больших в стране библиотек.
Соловецкая обитель была знаменитым центром паломничества и сюда ежегодно приезжали тысячи богомольцев из разных уголков Русского государства. В 16–17 веках монастырь являлся крупнейшим духовным, культурным, экономическим и политическим центром Севера России.
Соловецкие монахи во многих делах шли в ногу и с технической мыслью, и с жизнью страны. А в чем-то даже и опережали. Так, уже в начале 20 века здесь заработали радио с телеграфом и в монастыре было электрическое отвещение от собственной гидроэлектростанции.
Водяной двигатель в монастыре
На старых фотографиях видно, что во дворе монастыря был разбит целый парк. В нем росли большие деревья и цвели какие-то кустарники. Во времена репрессий 20-30-годов эти деревья, мешавшие наблюдению за заключенными, были вырублены и сейчас монастырский двор все еще пуст.
Правда, с южной стороны монастырского двора, сейчас разбиты небольшие огородные грядки, на которых высажены лук, укроп и редиска. И, несмотря на прохладный ветер за стенами монастыря, здесь, на этих грядках, по южному тепло. Думаю, подкормка для монахов, которых сейчас в монастыре несколько десятков, бывает хорошая.
Соловецкие красоты всегда привлекали творческих людей
Монастырь сильно пострадал после 1917 года. Сначала были безжалостно сброшены все колокола, разрушены настенные росписи, собраны со всех островов и сожжены все деревянные кресты и иконы.
Советские документальные фильмы тех времен показывали — с какой радостью делали это те люди-нелюди. И ведь, наверняка, все они были в детстве крещеными в православие! А потом — в лагерные времена — были выкорчеваны и могильные плиты всех настоятелей и монахов, поставленные им в старые времена и использованы в качестве фундаментов и ступенек к новым постройкам.
Во дворе монастыря нам в назидание стоит пробитый красноармейскими пулями большой позеленевший колокол. Были пожары, перестройки монашеских келий под бараки для заключенных и квартиры для надзирателей и позже — для военных моряков.
В общем, монастырю и его обитателям крепко тогда досталось.
Колокол, расстрелянный красноармейцами
А ведь Соловецкий монастырь был границей русского православного мира. Дальше на Север жизни не было — только льды и белая смерть. Но ведь именно эта оторванность, заброшенность и пограничность и привлекали в это место тех первых монахов-подвижников, видевших здесь идеальные условия для своей иноческой жизни.
И конечно, все российские князья и государи тоже поддерживали монастырь, одаривая его землями, крестьянами, драгоценными богослужебными предметами, книгами, деньгами и привилегиями, превращая его тем самым в основную оборонительнную крепость своих северных границ …
Увы — в 20-х годах 20-го столетия этот монастырь ждала такая участь, которую даже при самой большой фантазии, было невозможно и предположить …
И первыми мы взяли две самые знаковые и самые печальные экскурсии, наиболее характерно отражающие трагические страницы истории Соловков - экскурсия по музею СЛОН (Соловецкому лагерю особого назначения) и Секирной горе.
Теги:
Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм