А какое отношение вообще имеет баварская метрополия к античности, спросит более-менее знающий историю собеседник ? Если исходить из классических понятий линии времени, то будет абсолютно прав, ибо в античные времена на месте Мюнхена не было ни то что варварского становища, но вообще ничего, кроме густого леса. И на месте Мариенплаца скакали зайцы. История города начинается с VIII века, когда на холме Петра поселился десяток монахов, решивших уйти из расположенного неподалёку монастыря Шефтларн и основать новую обитель. Конечно, заголовок относителен.
В эпоху классицизма повсеместно архитектура копировала элементы древнегреческих и древнеримских зданий, это было просто модным, но вряд ли существовал правитель, просто одержимый Древней Грецией, как баварский король Людвиг I. Всего более стремился он к тому, чтобы превратить Мюнхен во „вторые Афины“, или как сам называл „Афины на Изаре“. Он окружил себя художниками, архитекторами и скульпторами, и занялся постройкой различных зданий в греческом стиле. Но если здания можно назвать нео-античными, то содержание их вполне соответствовало этому слову без приставки нео. Ибо заполнялись настоящими статуями, барельефами, мозаиками, привезёнными из Греции. Помогал ему в этом и его сын, король Греции Оттон I.
История эта тоже интересна. Одержимость Людвига I не ограничилась только коллекционированием древнегреческих бюстов или знанием наизусть древнегреческих трагедий. К чести его, отразилась она и в реальной, а не на словах, помощи восставшим грекам в ходе их освобождения от османов. Как известно, помогали восставшим также российские и английские флоты, но из правителей континентальной Западной Европы открыто выступил против турок только баварский король. И это не забыли, когда для нового государства выбирали короля.
Среди придворных архитекторов и художников короля сразу выделялся такой же одержимый античностью архитектор Лео фон Кленце, которому Людвиг I и поручил реализацию „вторых Афин“. Благодаря строительству в Мюнхене этот архитектор стал настолько известен, что был , кстати, приглашён и императором Николаем I для строительства Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Самый грандиозный план фон Кленце в Мюнхене был реализован при застройке площади Кёнигсплац.
6
Выйдя на величественную площадь Кёнигсплац из станции метро с таким же названием, поражаешься размерам открытого пространства, сравнимым разве что с Марсовым полем. С трёх сторон площадь ограничена творениями Лео фон Кленце, которые кроме монументальности несут и познавательную роль – архитектор хотел представить на одном месте наличие трёх известных стилей древнегреческой архитектуры, и здесь мы видим "дорические" Входные ворота - Пропилеи, "ионическую" Глиптотеку и "коринфскую" Государственную античную коллекцию.
Пропилеи — это вообще говоря, некий торжественно оформленный проход, проезд с колоннами. Наиболее широко известны пропилеи Акрополя, через которые проходит каждый турист, посещающий Афины. Аналогично, и Мюнхенские Пропилеи с их шестью дорическими колоннами на фасаде, сделанные в классическом стиле, с двумя боковыми башнями и одной поперечной стеной, являются яркой достопримечательностью баварской столицы.
5
Пропилеи покрыты барельефами, которые рассказывают о войне греков за независимость, а также, конечно, упоминают и отпрыска Людвига I, который стал их королём.
4
3
Изящная аркада с ионическими колоннами украшает фасад Глиптотеки – специального здания, построенного для хранения античной коллекции баварского короля.
6
Скульптуры тут начинаются уже с фронтона, где в нишах можно видеть все сливки не только мифического древнегреческого общества - Дедала, Гефеста, Прометея, Афину, но реального – Перикла, Фидия и Адриана.
4
Один из основных шедевров внутри – так называемый "Барберинский фавн" (ок. 220 г. до н.э.) Статую нашли в 17-м веке в Риме около мавзолея Адриана и она долго хранилась в папском дворце Барберини, пока её не купил Людвиг I.
6
Из Греции с раскопок были привезены – верхняя часть статуи Диомеда (430 г. до н. э.)
3
надгробная стела Мнесарет (380 г. до н. э.)
6
И статуя Эйрены (370 г. до н. э.)
4
Знаменитые «эгинеты», то есть фигуры с фронтона греческого храма Афайи, тоже находятся в одном из залов, причем приобрел их для королевской коллекции Вагнер, часто советовавший Людвигу в вопросах искусства. Отлично, что рядом можно увидеть и модель храма, на котором были в античное время эти фигуры
4
2
Много экспонатов из Древнего Рима, которые копировали древнегреческие образцы, а также бюсты римских императоров и мозаики из древнеримских вилл
3
3
2
2
3
К слову, совсем недалеко находится Египетский музей. Это не была тема Людвига I, музей более поздний, находится в невыразительном современном здании. В мире есть несколько прекрасных египетских музеев, и этот я бы поставил в конец табеля о рангах. Коллекция хорошо упорядочена, но эта черта просто свойственна немцам, но размер её мал, никаких особых шедевров в ней не присутствует, можно сделать пару фотографий, но если вы цените своё время в Мюнхене, можно на этот музей это драгоценное время и не тратить
3
3
В Мюнхене очень много зелени. Есть здесь знаменитые парки - Хофпарк, Ботанический сад, громадный английский парк. Но также и бесконечное множество небольших парков, скверов. Многие из них были созданы в эпоху Людвига I, и архитекторы помельче - фон Кленцу это не был простор для творчества, украшали их всё в том же античном стиле. Во многом копируя стиль и оформление парков около древнеримских вилл
7
3
Вообще, элементы подобных декораций в Мюнхене повсеместны, постоянно на каком-нибудь углу встретишь какое-нибудь "украшение"
5
И построенный в более позднее время мост Максимилиана украшен статуей Афины-паллады
4
Увлечение античностью можно увидеть и в центральном музейном комплексе Мюнхена - Резиденции, которая создавалась и украшалась несколькими поколениями баварских князей, позднее королей. Например, здесь есть так называемый двор с гротом — прекрасный двор с живописной фонтанной скульптурой «Персей, убивающий горгону Медузу», красивейшим гротом из морских ракушек в индийском стиле. Об этом ещё будет рассказ. Но сегодня в рамках темы я хотел был упомянуть о стенах двора, выполненных в явной манере оформления древнеримских вилл. Кончая и цветом, расположением нишь. Точно такие же мы видели на раскопках Помпей или Геркуланума. Интересно, что специально им был придан „древний“ вид, чтобы выглядело, что они построены лет так 1500 назад
3
3
Неподалёку и статуи Зевса и Нептуна
4
Один из старейший и один из самых роскошных залов в Резиденции – так называемый Антиквариум. Построен большой зал был специально для коллекции античных скульптур, а позднее превращён в Банкетный зал. Шестнадцать художественных росписей вдоль вершины свода аллегорически изображают Славу и Добродетель в виде сидящих женских фигур. Своды над окнами окружены гротеском — причудливым античным орнаментом. В зале огромное количество бюстов и скульптур, есть ренессансные копии, но много и подлинных работ античного периода. Одна из особенностей – в зале все римские императоры, не пропущен ни один, а некоторые, известнейшие, такие как Октавиан, Траян или Нерон, даже дважды или трижды.
9
5
О резиденции подробнее расскажу в своём следущем рассказе ...